IT-мозги для службы доставки

Решил делиться на VC процессом нашей работы.

Мы ведём разработку системы управления службой доставки еды. Сама мысль о том, чтобы взяться за такое дело, пришла ко мне не случайно.

7 лет назад волей судьбы мне довелось стать совладельцем службы доставки суши в Тюмени. А так как я живу в Питере, мне приходилось часто мотаться туда сюда, чтобы обеспечить маломальский контроль, но в большей степени приходилось быть на удалёнке. Оффлайновый бизнес онлайн.

В то время мои обязанности сводились к обеспечению продвижения, и фактически не касались хозяйственной части. Но так как я был совладельцем и получал часть прибыли, видеть, понимать и контролировать процессы и расходы для меня было важно.

Поначалу для этого хватало обычного софта. Но по мере роста оборотов, выручки, появления наёмного руководства делать это стало сложнее. Общепит это вообще всегда разговор про воровство на работе, а когда начальство месяцами не появляется на работе - это просто идеальные условия. Именно тогда и начались мои эксперименты по внедрению разного софта.

В моём разумении для эффективного управления нужно чтобы все данные о деле всегда были под рукой, а лучше вообще онлайн. Все показатели, в сквозном виде, все цифры. Я перебирал программы - сразу скажу, что 90% софта на рынке - полнейший мусор. Либо имеет хорошую аналитику, но никакое юзабилити. Либо наоборот. Либо грубые ограничения. Либо невозможность интеграций. В общем, всегда что-то не то.

Причем помимо системы надо было использовать ещё огромное количество программулин для постановки задач, таблицы всякие эксели, гугл доксы и прочее. Целый получался программный комплекс. И порождало это огромный огромный геморрой, который мне не давал покоя.

Из всего имеющего более-менее функциональна оказалась айко, - но это просто нереальный крокодил. Лидер рынка, но по факту тяжеленная десктопная прога, скрипучая, лагающая, вечно слетающая, с огромной завышенной стоимостью и просто до матов отвратительной службой поддержки ( которая тоже платная ). Кроме того, айко заточена под ресторанный рынок, а рынок доставки это маленько в сторону - тут не официанты, а операторы, у которых поток заказов, и юзабили тут крайне важна, как и важна скорость работы. Да и нужного функционала многого в айке нет, какой бы классной она (оно) не была.

Айко задержалась у меня достаточно долго, и в итоге пришел я к мысли, что надо делать свою программу. Не просто программу, а всё в одном - единственное, что необходимо для работы службы доставки. Чтобы это была веб-программа, браузерная, чтобы не устанавливать. Удобный интерфейс для потока заказов. Встроенную телефонию, чтобы в телефон пальцами не тыкать, а набирать прямо с программы, а все звонки были в карточке клиента и можно было прослушать в два клика. Встроенную маршрутизацию с расчётом маршрутов по геолокации. Систему управления зарплатами. Банкинг, который контролирует поступления, хвосты перед поставщиками, сам считаем кому сколько должны и сам платежки делает и мне на подписание отправляет. Система постановки задач - разовых, регулярных, отложенных - как в битрикс24, чтобы разгрузить рутинное каждодневное управление и со временем добиться максимальной самоуправляемости. Систему рассылки смс, интеграции с соц.сетями, чтобы заказы принимать и товары править не вручную, и много чего ещё. Хитрый автоматический интеллектуальный маркетинг.

Инвестиций больших для этого дела не было, но было время. А что ещё нужно?

В итоге примерно года два назад мы приступили к нашим разработкам.

Разработки ведутся параллельно с процессом работы, это позволяет мгновенно обкатывать всё на практике - и сразу фиксить все сотни ошибок, неучтёнок и прочего, что вылазит. Фактически, служба доставки превратилась в тестировочную площадку.

Общий интерфейс и зона работы с заказами на текущий момент выглядит так:

IT-мозги для службы доставки

В левом нижнем углу фото можете увидеть всплывающий информер телефонии - это входящий звонок. IP телефония уже интегрирована. Информер сразу показывает количество заказов клиента, а если есть активный заказ - кнопочку, при клике на которую сразу же открывается этот заказ. Всё для экономии функционального времени, ведь время - деньги.

IT-мозги для службы доставки

А на фото выше - это карточка клиента. Как видите, в ней есть всё для счастья - и запись звонков, и история заказов, и окошко для отправки смс, и заметки.

Телефония отработана уже примерно полгода, и как оказалось - это чрезвычайно удобно. К ней подключены IP-телефоны, расходы на которые на порядок ниже. Сотрудники вообще забыли, что значит набирать номер с телефона - клик на кнопку "позвонить" в карточке заказов и уже идет соединение с клиентом.

По направлению банкинга пришлось поменять несколько банков. Остановились в итоге на Точке - у них достаточно стабильно работающее API. Не сказать, что прям широкое - но всё необходимое есть. И главное, хорошая документация и простота. Сейчас всё, что происходит с расчётным счётом, полностью синхронизировано с остальными данными о бизнесе:

IT-мозги для службы доставки

По направлению банкинга ещё много идей для развития, но всё в процессе.

Кроме этого, мы реализовали маршрутизацию. Ввиду отсутствия лишних денег для разработки приложения все курьеры пользуются телеграмом. Весь необходимый функционал бот телеги имеет - курьеры принимают маршруты, отчитываются геолокацией о доставленном заказе. И даже трудоустраиваются. Всё через телегу.

Телеграм оказался очень удобным для внедрения. Действительно, в сравнении с другими месседжерами в корпоративном сегменте будущее 100% за телегой. Много отчётных данных просто падают уведомлениями:

IT-мозги для службы доставки

На скрине выше - мониторинг закупочных цен. В процессе работы общепита постоянно что-то покупается - и это надо контролировать. С поставщиками при этом не договориться о ценах - цены на продукты имеют волатильность. Поставщики имеют при этом окно возможностей тихонько цены задирать - и система мониторинга неплохо выручает. Если она заметила, что цена поднялась на что-либо - она отправляет уведомление. В уведомлении расписывает, сколько потеряли, и показывает 5 последних закупок этой позиции.

Каждый сотрудник имеет свой личный аккаунт, привязанный к номеру телефона. Все операции фиксируются, и всегда можно понять, кто какие действия в системе делал.

В интерфейсе также есть менеджер работы с закупками - место работы закупщика. Он легко видит историю закупок по каждой позиции - где когда у кого и почём покупали.

IT-мозги для службы доставки

Естественно, куда же без системы зарплат. Она тоже автоматически считает начисления зарплаты - ведь у нас считается каждый час, каждый заказ и прочие поступления. Позволяет избежать всяких накруток по направлению зарплаты.

IT-мозги для службы доставки

Сделано уже много, и рассказывать об этом можно бесконечно, и уж точно не в одной статье. Но чем дальше в лес, как говорится, тем больше дров - по мере продвижения в разработках понимание объемов работы всё больше и больше. И если раньше я планировал на проект 3 года до релиза, то сейчас так смело уже не планирую.

На сегодня мы реализовали рабочую зону приёма заказов, систему маршрутизации курьеров, учёт поставщиков, учёт продукции и поставок, учёт задолженности, аналитику, телефонию, банкинг, клиентский центр, полный финансовый учёт, управление графиком, зарплатами, штрафами, вакансиями и резюме. Управление товарами, сырьём, учёт себестоимости, контроль закупочных цен, интеграцию с телеграмом, систему управления акциями, внутренний файловый менеджер, систему управления сео-продвижением, сквозную аналитику и статистику продаж.

На текущий момент занимаемся системой постановки задач как в битрикс24 ( ну или хотя бы похоже ) - это вообще откроет море возможностей. Общепит имеет море рутинных задач. Стулья в клиентской зоне надо менять раз в году. И с регулярными задачи будет достаточно один раз поставить эту задачу - и стулья будут меняться автоматически. Без какого-либо моего участия.

IT-мозги для службы доставки

Разрабатываем с прицелом на расширение. Широко используем JS, много математики делаем на фронте чтобы серверные мощности задействовать по минимуму. Это позволяет использовать для работы обычный хостинг - из доступных 1000cp (cpu points) в сутки сейчас среднесуточно используется 28cp, т.е. запас мощностей огромный ещё до VDS. По базам данных нагрузка получается тоже довольно скромной. Нагрузку мониторим и если появляется какой-то груженый скрипт - сразу проходит его оптимизация.

Система пока получается шустрой. Мне, апологету быстрых интерфейсов, бальзам на душу.

В общем, такой вот прожект делаем, около 200 тыс строк кода на текущий момент за 2 года. Без инвесторов, по мере своих сил. Названия пока не придумали, внутри коллектива просто используем слово "центр".

Длинный получился лонгрид, поэтому спасибо, если дочитали. Как там сейчас модно говорить-то, лайк, коммент, подписуайсь на канал, если интересно. Буду освещать по возможности.

11
Начать дискуссию