Восстановление запчастей в России: американский тренд или суровая реальность?

Введение антироссийских санкций ударило, в первую очередь, по авторынку. Производители машин ушли из страны первыми. Запрет на продажи, остановка техобслуживаний, блокировка электроники по геолокации и прекращение гарантийных ремонтов — стадий было много. Проблемы возникли и с оригинальными автозапчастями, заказать которые стало невозможно.

По данным РСА и «Дрома», стоимость запчастей в страховых каталогах и на агрегаторах объявлений по легковым авто за 2023 год выросла на 17%. По мнению «Моего Автопроката», прайсы мастерских также увеличились на 15-30%. В число труднодоступных товаров вошли кузовные и сложные узлы вроде двигателей в сборе и агрегатов трансмиссии. Сроки их поставки могут варьироваться до полугода.

Пересаживаться на «Ладу» — не вариант. Тем более, что есть другое, менее неприятное решение. Речь идет о рынке восстановленных автозапчастей. В США, кстати, оборот таких деталей составляет до 50% от суммарных значений. Почему в РФ пока не так? Давайте разбираться!

Rebuilt, Reconditioned, Repaired и Used - история рынка восстановления запчастей

Уже в 2010-м число автомобилей в мире приблизилось к миллиарду. За год в продаже появляется свыше 50 млн новых машин, каждая из которых нуждается в широкой номенклатуре деталей. Переполненные свалки и огромные шредеры с такими объемами утиля не справляются.

О том, что старые автозапчасти можно не отправлять на лом, а восстанавливать, сначала додумались американцы. Первой ласточкой стала ассоциация MERA, которая защищает интересы восстановительного производства с 1904 года. С течением лет к конторе, зарегистрированной в Вашингтоне, добавились:

  • ANRAP — ассоциация бразильских «восстановителей», сотрудничающая с рядом именитых брендов вроде WABCO, Garrett и Schaeffler Brazil;
  • CLEPA — объединение европейцев, включающее в себя свыше 3 000 фирм с количеством сотрудников до 5 млн человек;
  • APRA — международная ассоциация, обслуживающая порядка 1 000 компаний и выпускающая восстановленные детали на сумму $35 млрд. в год;
  • FIRM — еще одна межнациональная федерация, насчитывающая 1 000 заводов по ремонту и восстановлению автозапчастей.

Крупнейшее предприятие, восстанавливающее запчасти в США — Cardone Industries. Его история началась в 1970 году, а сегодня компания занимает 30% от общемировой доли этого рынка. Фирма выпускает детали для всех популярных марок машин, используя 70 высокотехнологичных линий и труд 5 000 инженеров.

При восстановительном производстве на изготовление одного агрегата уходит на 55% меньше времени и до 85% меньше материалов. Плюс, удается сокращать выбросы CO2. В 2009-м эксперты Bosch отчитались о восстановлении 2,5 млн деталей и сокращении углеродного следа на 23 000 тонн. К слову, для его поглощения в естественных условиях понадобился бы лес площадью 1 923 га.

Особенности российского рынка автозапчастей и специфика обращения с восстановленными узлами

Рынок автозапчастей в России продолжает лихорадить. Больше всех страдают владельцы Mercedes-Benz, Porsche, Volvo, Volkswagen, Lexus, BMW, Audi, Land Rover, Ford, Chevrolet и Cadillac. Самый масштабный дефицит комплектующих — при заказе головок блоков цилиндров, агрегатов трансмиссии, сцепления и оптики. Объективных причин для исправления ситуации, к сожалению, нет.

Государственные служащие стараются решить проблему, но пока безрезультатно. Например, ЦБ и Минфин готовы согласиться на использование бывших в употреблении и восстановленных запчастей при ремонте автомобилей по ОСАГО. Но только если в отрасли появятся принципиально новые гарантии безопасности.

Таким образом, российский рынок восстановительного производства переходит в стадию активного развития. Сейчас он, несмотря на все санкции, наполнен товарами европейских брендов вроде General Ricambi, Tecnosir и Delco Remy. Но с течением лет ситуация должна поменяться. Иначе позволить себе не «китайца» или «Ладу» смогут только миллиардеры.

Ребилд подержанных запчастей как инструмент для защиты карманов владельцев авто

Восстановленные запчасти — это реалистичный и целесообразный путь решения проблем, связанных с нехваткой оригинальных деталей. Налаживая их производство и продажу, государство решает, как минимум, две проблемы:

  • Высокая стоимость «новья». Цены на ребилд значительно ниже, а качество отличается несущественно. В Европе и США на восстановленные детали дают гарантию длительностью до двух лет. В России — только на 6-12 месяцев.
  • Экологичность. Сокращение выбросов CO2 и углеродного следа. Компании закупают «лом» и дают металлу новую жизнь, не засоряя свалки. В итоге изделия не идут в утиль, а исправно служат автовладельцам.

Если найти колодки или патрубки радиатора на тот же Mercedes все еще просто, то покупка рулевых реек, турбин, компрессоров кондиционеров и насосов ГУР — испытание. Ребилд решает эту проблему полностью.

Резюме

Европейский рынок восстановления запчастей развивался на протяжении последнего столетия. Причем под эгидой заботы об экологии и экономической целесообразности. Россия, как и всегда, должна догнать и перегнать условных западных партнеров в максимально стрессовых обстоятельствах.

Профильных брендов в стране все больше. Но есть и «старички» — такие, как Центр восстановления «Рейканен».

Восстановление запчастей в России: американский тренд или суровая реальность?

Компания занимается ремонтом рулевых реек, рулевых редукторов и насосов ГУР с 1998 года. В инфраструктуру предприятия входят три филиала в Питере, а также представительства в Москве и Нижнем Новгороде.

66
1 комментарий