Должная осмотрительность при выборе контрагента: практический аспект

Сегодня поговорим с вами о проявлении должной осмотрительности при выборе бизнес-партнеров. Ведь доказательство того, что вы предприняли все возможные варианты для проверки будущего контрагента помогут, в случае возникновения спорных ситуаций с контролирующими органами, отстоять свою позицию, избежать доначислений налогов и применения в отношении вас штрафных санкций.

Ю. Кручанова, генеральный директор ООО "Консалтинг ЮК"
Ю. Кручанова, генеральный директор ООО "Консалтинг ЮК"

Что же скрывается за понятием «должная осмотрительность»?

Немного истории. Понятие «должная осмотрительность» появилось в 2006 году после того, как Высший арбитражный суд издал Постановление № 53, руководствуясь которым налоговые органы делают выводы о том, как тщательно компании выбирают для себя контрагентов.

Сейчас правило о проявлении должной осмотрительности уже присутствует в налоговом праве.

По данному вопросу финансисты часто дают разъяснения, советуют и предупреждают налогоплательщиков о необходимости проверки контрагентов, хотя законодательство такого отдельного требование не содержит.

Для чего же необходимо проверять будущих партнеров по бизнесу?

Для того, чтобы убедиться в их добропорядочности, реальности их намерений и желании выстроить долгосрочное плодотворное сотрудничество.

Какие действия необходимо совершить, чтобы убедиться в отсутствии рисков при работе с новыми контрагентами?

Я всегда рекомендую проводить проверку по тем же критериям, по которым налогоплательщиков проверяют контролирующие и надзорные органы.

При проведении контрольных мероприятий налоговые органы будут оценивать реальность сделок, совершенных между вами и вашими партнерами по бизнесу, выявлять факты, которые могут свидетельствовать о наличии у контрагента всех необходимых для сделки ресурсов:

- финансовых возможностей

- трудовых и производственных ресурсов

- разрешительных документов и т.п.

Отмечу, что определенного перечня показателей, на которые нужно обратить внимание, нет, организация вправе самостоятельно определить способы выявления неблагонадежности и факторы риска.

Инспекторы в большинстве случаев склоняются к мнению, что показателями риска могут быть такие факторы:

- отсутствие местонахождения компании по юр.адресу

- «массовые» адрес регистрации, учредитель или руководитель

- отсутствие обычных для реальной действующей компании расходов (аренда помещения, зарплата сотрудников, хозрасходы)

- отсутствие специальных разрешений (лицензий, подтвержденного участия в саморегулируемых организация)

- отсутствие необходимого персонала, движимого и недвижимого имущества, необходимых для совершения сделки.

Опять же, конкретного перечня негативных факторов не существует, поэтому действовать лучше в рамках каждой конкретной ситуации по своему усмотрению

При оценке деятельности налогоплательщиков в рамках проведения мероприятий налогового контроля бремя доказывания правомерности действий и реальности сделок лежит в основном на проверяемом субъекте.

В том числе, ему необходимо будет донести до инспекторов то, что он предпринял все возможные меры по проведению проверки контрагента и обосновать выбор конкретного партнера в случае, если та сторона оказалась недобросовестным субъектом предпринимательства.

Такой позиции придерживаются и высшие суды РФ.

Например, в Определении от 15 января 2018 года по делу № А67-4506/2016 Верховный суд РФ указал на необходимость приведения налогоплательщиком доводов в обоснование выбора контрагента.

Ведь согласно условиям делового оборота при осуществлении выбора оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность партнера, а также риск неисполнения им обязательств, возможность предоставления обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов:

производственных мощностей

оборудования

квалифицированного персонала

соответствующего опыта

финансовых возможностей

Опишу примерные признаки, которые могут свидетельствовать о добропорядочности и надежности контрагентов:

компания внесена в ЕГРЮЛ со статусом «действующее юрлицо/индивидуальный предприниматель»

нет сведений о ликвидации или реорганизации

в выписке из ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о недостоверности

контрагент не имеет долгов по налогам и налоговой отчетности

отсутствуют исполнительные производства в отношении контрагента

отсутствуют споры в суде по которым контрагент является ответчиком. При наличии судебных споров следует проанализировать предмет спора и основания.

Какие ресурсы можно использовать для проверки?

В первую очередь, это конечно сайты официальных ведомств.

Например такие:

- «Прозрачный бизнес» на сайте ИФНС

- «Как меня видит налоговая» в Личном кабинете налогоплательщика

- картотека арбитражных дел

- информация с сайта службы судебных приставов

- реестр недобросовестных поставщиков

- Госсистема «Единый реестр проверок»

- любые открытые источники, средства массовой информации и сервисы информационных компаний, предоставляющих сведения по контрагентам.

Обязательно следует создать для себя отчет по контрагенту, в котором вы можете собрать материал в виде скриншотов; документов, полученных от контрагента; распечатки с сайтов; копии учредительных документов; бухгалтерской отчетности; документов, подтверждающих наличие материальных ресурсов для выполнения условий Договора; деловую переписку с руководителем (представителем организации) и т.д.

Необходимо максимально собрать сведения, которыми Вы сможете подтвердить осуществление действия по проявлению должной осмотрительность в отношении контрагента.

Если отнестись к вопросу проверки легкомысленно, можно получить отказы в налоговых вычетах, зачету или возврату налогов, а также получить доначисление налогов.

А это, согласитесь, не совсем приятно.

Нужна консультация? Переходите по ссылке.

11
Начать дискуссию