Модерн на улицах Саратова

Авторы Батуев Аркадий Бахтин Артём

Сегодня на улицах нашего города мы видим множество построек прошлых веков, которые выделяются на фоне современных. Их история не менее интересна, чем фасады.

Саратов в 19 веке — это третий промышленно-торговый город Российской империи. Этот период характеризуется бурным экономическим и культурным подъемом города. Население интенсивно росло, улицы буквально преображались, украшаясь новыми добротными строениями.

Искусство поощряется и финансируется. В этот период в России модерн переживает расцвет. В Саратове этот стиль преуспел в возведении крупных общественных зданий: торговых домов, контор, типографий, банков, которые отличались от особняков и других камерных построек масштабами и характером архитектуры.

На рубеже веков в Саратове трудятся талантливейшие архитекторы. Отдельно хочется отметить Петра Зыбина, Семена Каллистратова, атакже Василия Люкшина.

В 1895 году Петр Митрофанович Зыбин появился в нашем городе. К этому времени его биография была насыщена опытом работы в Санкт — Петербурге и посещенными странами — Италией, Францией. Первой работой Зыбина в Саратове была Николаевская церковь-школа (г. Саратов, ул. Дегтярная, д. 26 ). Через два года строит собственный особняк. Это здание по праву считается одним из красивейших зданий, созданных Зыбиным. В архитектуре особняка уже явно прослеживается модерн: общая асимметрия здания, лоджия в виде замочной скважины, яркие изразцовые вставки. Позднее Петр Митрофанович создал много других красивых и знаковых зданий в стиле модерн в Саратове: церковь «Утоли моя печали» (г. Саратов, Волжская ул., 36 ), здание Городского общественного банка(г. Саратов, Театральная пл., 13), доходные дома Пташкина Л. И. (г.Саратов, ул. Советсткая, д3\5) и другие.

Примерно в это же время в Саратов приезжает архитектор Семён Каллистратов. У него за плечами обучение в Швейцарии. Первой задачей Семена Акимовича была перестройка здания консерватории (г. Саратов, Кирова, д. 1), и он блестяще справился с поставленной задачей. Здание было расширено и полностью изменён его фасад. Оно и сегодня запоминается башнями со шпилями и флюгерами, готическими остроконечными башенками-пинаклями, коньковыми решётками, стрельчатыми арками окон и большим круглым окном-розой. Саратовская государственная консерватория по праву считается одним из архитектурных символов города. Каллистратов плодотворно трудился в Саратове. К его достижениям так же относятся здание «Астория» (г. Саратов, ул. Кирова, д.34), женская гимназия Куфельда (г. Саратов, ул. Первомайская, д.75), школа № 99 (г. Саратов, ул. Кутякова,д. 150)и другие.

В 1903 году на должность городского архитектора в Саратов был приглашён Василий Алексеевич Люкшин. Его основная деятельность до Октябрьской революции была связана с исполнением проекта саратовского Крытого рынка (г. Саратов, ул. Чапаева, д.59), над которым он начал работать в 1906 году, руководя его строительством на протяжении почти десяти лет. Среди других его дореволюционных работ можно отметить гинекологическую лечебницу Медведевых (г. Саратов, ул. Волжская, д18), дом профессора Ивановского (г. Саратов, ул. Мичурина, д.140), частная больница Грасмик и Бухгольц (г. Саратов, ул. Соборная, д.23).

Прошло сто лет. Наступил закат русского модерна с его утонченным чувством прекрасного. Но оказалось, что эти тонкие, плавные линии и растения, ставшие символом модерна, воплощенные в металле и камне — живы. Пережив войны, катастрофы, отрицание, модерн вновь очаровывает сердца людей, в творчестве с новой силой возрождается интерес к модерну.

В тему статьи

Инстаграм Консерватории в г.Саратов https://www.instagram.com/saratov_state_conservatoire/?igshid=z4pxle21nlqy

Инстаграм Крытого Рынка https://www.instagram.com/krytyi_rynok_saratov/

Батуев Аркадий Борисович Бахтин Артём Сергеевич

Начать дискуссию