Как делать презентации, чтобы в вас влюбились

Предисловие

Я отвечаю за редакцию в wazzup24.com и попросил всех писателей прочитать "Мастерство презентации" Алексея Каптерева — это лучшая книга по донесению мыслей, которую я держал в руках.

Попросил ребят прочитать, но все забили хер. Поэтому попросил второй раз настойчиво — с заданием написать свои выводы из книги. Аня Устиновская написала не просто конспект, а большой текст, который не хуже книги.

В ней не только мысли Каптерева, но и выводы из обсуждения нашей работы.

Потратьте 5 минут и вы поймете как доносить свои мысли для людей. Ниже текст Ани без изменений.

Какая она, презентация мечты?

Кто-то о ней слышал, кто-то видел, а кто-то, возможно, даже делал

А. Каптерев

Часть I. Из чего состоит презентация мечты

История

Невероятно, но факт. Результат презентации куда больше зависит от того, что вы говорите, а не как вы это подаете. Чтобы вас поняли и сделали то, что вы хотите, нужно отойти от образа школьной презентации и научиться рассказывать истории.

У каждого человека — своя картина мира. Кому-то вы скажете, что земля это шар, а не диск на трех слонах, которые стоят на черепахе, и он вам не поверит. Возможно, сделает вид — из страха, уважения или потому, что ему лениво вступать в полемику. Но не примет идею по-настоящему.

Чтобы заставить задуматься и, тем более, изменить мнение, человеку нужны факты, на основе которых он сможет самостоятельно сделать выводы. Разным людям на это нужно разное время. Человек в контексте быстро сориентируется на домашнем поле. Если слушатель не в теме — на обработку и оценку идей нужно время и, что важнее, желание.

Хорошая история закрывает обе потребности.

Во первых, люди любят истории и с удовольствием их слушают.

Во-вторых, история дает исходные, погружает в контекст и позволяет проследить всю цепочку причин и следствий. Чтобы понять о чем речь, не обязательно на входе знать предмет досконально. Вы все объясните и проведете по пути, который прошли сами. С одной лишь разницей.

Вы шли пешком, забредали в тупики, ходили кругами и побороли медведя. У слушателя же будет возможность преодолеть это расстояние с ветерком на кабриолете, пока вы за рулем травите байки о том, как в одного побороли пятерых гризли.

История это не парочка веселых примеров посреди океана табличек и схем. История — и есть ваша презентация с вкраплением табличек и схем.

Слайды

Слайды — это способ сделать вашу историю более убедительной. Объяснить визуально то, что сложно рассказать на словах, усилить тезисы доказательной базой и подчеркнуть важные моменты.

Цель слайдов — привлечь внимание и воздействовать на аудиторию. Для этого подавайте информацию:

  • Концентрированно. Один слайд — одна мысль.
  • Ясно. Смысл слайда должен считываться за несколько секунд. Пока вы разжевываете значение сложной диаграммы, слушатель теряет к вам интерес.
  • Словами через рот. Если человек хочет почитать, он берет книжку. Но он здесь, слушает вашу презентацию. Так что главная звезда — вы, а слайды — ваша группа поддержки.

Подача

Главное: не зажиматься. Поэтому готовьтесь к выступлению, не стесняйтесь быть собой и будет вам счастье.

Часть II. Три кита презентации мечты

Фокус

Регламент по времени придуман на небесах. Когда выступаешь, разумеется, так не думаешь — давят сроки, ты тараторишь и коверкаешь мысли, чтобы в 5 минут уложить то, что что не успел за предыдущие 25. Ощущение, что 5 минут что-то исправят — иллюзия.

Проблема не во времени, а в невнятной презентации.

Никто не назовет хорошей игрой матч, когда футболисты 85 минут вяло бегают по полю, а на 89-ой забивают гол. Это команда победила, а зритель — проиграл. Он полтора часа своей жизни потратил на тухлоебие и ничего нового не вынес.

Не поступайте так со своей аудиторией — учитесь удерживать фокус с начала и до конца. Ставить во главу угла одну цель и всю презентацию выстраивать исходя из этой цели. Это не значит, что теперь нужно вдалбливать одну и ту же мысль разными словами. Шаг влево, шаг вправо — расстрел. Нет.

Сфокусироваться на цели, значит, заблерить несущественное. Только так вы будете уверены, что каждая дорожка, которую вы наметили слушателю, приведет его в нужную точку.

А как же занимательные факты, интересные парадоксы и бог знает, что еще?

Да, сфокусировавшись на одной цели, вам придется что-то опустить. Зато сможете донести самое главное и уйти из зала до того, как первый заскучавший начнет плеваться жеваной бумагой.

Контраст

Валере 30 лет и все эти 30 лет он дева по гороскопу. Рандомный факт, который не несет в себе никакой ценности.

Факты сами по себе никому не нужны.

Движуха начинается, когда у Валеры появляется девушка и выясняется, что Львы и Девы несовместимы по гороскопу. Теперь постоянные спутники Валеры — выкручивание мозгов, плач в подушку и крики «Ведешь себя как дева!». Все потому, что в сравнении факт, который 30 лет оставался за скобками, начинает играть критически важную роль.

Факты обретают силу в сравнении с другими фактами.

И осталась бы проблема Валеры проблемой Валеры, если бы он тихо страдал в одиночестве. Но он жалуется друзьям на свою зазнобу. От того, насколько близки переживания Валеры его корешам, зависит количество бутылок пива, которое уйдет на обсуждение этого вопроса: одна, две или десять.

Чтобы удержать внимание на протяжении всего выступления, нужно поставить проблему, которая вызовет у людей отклик.

Друзьям Валеры побую на его знак зодиака, но не побую на самого Валеру. Они выслушивают его, высказывают свое мнение, спорят. Им странно и интересно одновременно. Такова суть конфликта, он вызывает дискуссии и создает интригу. Кто победит здравый смысл или Тамара Глоба?

Если в презентации у вас получится устроить холивар фактов, с вами могут не согласиться, но дослушают точно.

Единство

Итак, вы рассказываете историю, добросовестно подбрасываете факты в костер — конфликт нарастает.

Чтобы презентация не развалилась, на каждом ее уровне важно сохранять единство.

  • Вас и истории. Презентацию могут делать другие люди, но историю рассказываете вы. Покажите, что вы знаете о чем говорите, а не читаете с листа чужие мысли.
  • Смысла и визуала. Убедитесь, что информация, которую получают глазами и ушами, бьет в одну цель.
  • Одного слайда и всей презентации. Мало придумать концепт и дизайн, нужно удерживать вайб от слайда к слайду, чтобы в конце элементы собирались в единое целое.

Часть III. Как выстроить крепкую историю

Фокус истории

Шаг 1. В начале работы над презентацией надо определиться на чем будете фокусироваться.

Как не надо:

  • Подстраиваться под интересы аудитории, если это не несет пользы вам. Не заигрывайтесь в альтруиста, знайте себе цену.
  • Хуярить свое и не брать в расчет слушателя вообще. Иначе вся ваша презентация — дань собственному тщеславию.

Вопрос, который поможет вам сформулировать основную мысль истории: «Что я хочу, чтобы человек сделал?». Отвечаете на него, а потом объясняете в презентации чего вы хотите от людей и почему они должны это сделать.

Частая ошибка — начинать подготовку презентации со слайдов. Это как начать строительство дома не с проекта, а со складывания кирпичиков. Дом вы может быть соберете, но каску внутри снять будет страшно.

Шаг 2. Проверяйте, что фокус не сместился в ходе подготовки. Абсолютно нормально в начале собрать и зафиксировать все мысли, связанные с темой выступления. Главное потом набраться смелости и безжалостно удалять все, что уводит слушателя в сторону.

Шаг 3. Удерживайте фокус во время презентации. Когда выйдете в зал, в моменте может показаться, что вы поймали волну: можете говорить все, что угодно — пипл схавает. Не обольщайтесь, вы ж не блогер. Вернитесь на землю и продолжайте планомерно вести израильтян к просветлению.

Контраст в истории

Несколько способов показать конфликт в истории:

  • Противопоставить своей ценности другую и затем проиллюстрировать конкретными примерами разницу.
  • Предугадать каверзные вопросы, которые задаст слушатель и ответить на них самому. Еще лучше — задать вопросы, до которых аудитория не додумается. Тут и начнется сквирт с инсайтами.
  • Придумать героя и поставить его перед проблемой, а потом пояснить как он это сделал. Мотивацию героя, внутреннее противоборство можно детализировать — история станет глубже и понятнее слушателю. Главное, не терять фокус и не уводить от ценностей.

Единство истории

Последний компонент — это сюжет. Сюжет складывается из трех частей:

Первая часть: вступление. Короткая и эмоционально нейтральная — вы же не хотите распугать народ сразу. На этом этапе ваша задача: познакомиться, обрисовать повестку и улыбаться глазами.

Основная часть: проблема и решение. Самая длинная и потенциально самая скучная, выкручиваем эмоции на двойку

Проблема

Эта часть выступления служит двум основным целям:

  • Обеспечивает логическое объяснение всему, что будет происходить потом

Здесь важно четко поставить проблему и изложить всю важную информацию. Расставьте все фигуры по местам: введите конфликты, противодействующие силы и трудности. Не бегите скачками — пока вы рассказываете, человек в голове представляет что-то свое. В ваших же интересах, чтобы картинка у него складывалась правильная.

  • Исполняет роль эмоционального «крючка»

От того, какую проблему вы поставите и какие силы столкнете будет зависеть внимание аудитории во время вашего выступления. Потрудитесь донести всю боль и несправедливость здесь и сейчас, а не ждать кульминации. Тот, кто уйдет в телефон свайпать девочек, для вас потерян.

Решение

Строго говоря, это и есть настоящая презентация. Все части до этого — прелюдия, чтобы история скользила лучше. Именно середина частенько получается слишком длинной и скучной. Чтобы пыл слушателя не угас, не нужно перебарщивать и запихивать более четырех основных идей в эту часть презентации.

Часть третья: заключение. Коротко, но оч эмоционально

Здесь нужно:

  • Повторить и обобщить все сказанное. Идеально, если все ружья выстрелили еще до заключения: на все вопросы есть ответ, информация разложена по полочкам. Только тогда история выглядит законченной, а выводы не притянутыми за уши.
  • Обсудить выводы из истории. Попросите людей задать вам вопросы, возможно, какую-то информацию вы упустили и у вас будет возможность прояснить ситуацию.
  • Сказать, что вам черт возьми нужно от этих людей. Ну, а к чему тогда все это было?

Часть IV. Когда уже будем делать слайдики

Фокус слайдов

Приступать к слайдам стоит только когда история в виде набора тезисов добита и приколочена. Дальше план действий такой:

  • Раскидать тезисы по слайдам. Один тезис — один слайд. Текстом.
  • Определить, что именно хочется видеть на каждом слайде: текст или изображение? Пробегитесь по слайдам и распишите, что и где будет играть лучше.
  • Сотворить, прости господи, общий стиль презентации. Вот так. Мы придаем слайдам окончательную форму в последнюю очередь.

Важный момент: презентация и выступление проходят не в параллельных мирах. Поэтому, если вам нужно обратить внимание слушателя на презентацию, убедитесь 1) что вы не стоите без штанов — тут без вариантов все внимание будет на вас 2) что на слайде достаточно акцентов, чтобы притянуть взгляд на себя.

Контраст в слайдах

Если вы хотите что-то объяснить своей аудитории или в чем-то ее убедить, проще всего продемонстрировать разницу наглядно.

Что вам точно не поможет:

  • Сложные диаграммы. Их надо либо долго объяснять, либо молиться, что слушатели и без вас разберутся.
  • Таблицы. В них слишком много данных, чтобы понять с одного взгляда. И снова вам придется либо молиться, либо объясниться.
  • Сложная анимация. Все, что может пойти не так, обязательно пойдет не так. В лучших традициях закона Мерфи анимация будет грузится, пока течет ваш любимый кетчуп.

Что вам может помочь:

  • Выделение заголовков. Не перебарщивайте с акцентами. Слишком много всего — это не слишком хорошо. Пусть выделяются заголовки, а слушатель сам решит, читать остальное или нет.
  • Грамотная организация элементов. Слайд не сработает если на нем царит полный хаос. Наведите порядок: сгруппируйте элементы, которые отвечают за одну мысль.
  • Визуальная контрастность. Чтобы сделать контраст можно пойти двумя путями: отделить главное от остального цветами, шрифтами и тп. Или оставить на слайде одну мысль, а остальное грохнуть.
  • Визуализация. Если картинка объясняет лучше тысячи слов — дерзайте. Визуальный сторителлинг вам в руки.

Единство слайдов

К оформлению слайдов мы подходим в последнюю очередь, когда основные цели выкристаллизовались, а от повторения одного и того же начинает подташнивать. Тем проще определиться с дизайном презентации. К этому времени вы уже понимаете какое настроение вы хотите задать и чем хотите закончить.

Дизайн может быть и лаконичным, и броским, главное, чтобы он создавал ощущение порядка от начала и до конца.

Порядок и единство презентации поддерживается не только визуально. Хорошо, если во всех слайдах вы будете немного предсказуемыми, в хорошем смысле. Повторяющиеся элементы успокаивают. Ты не шаришь взглядом по слайду в поисках смысла — ты точно знаешь куда смотреть, что значит вот этот элемент и вот тот.

Часть V. Как подавать, чтобы отбивали

Мое мнение — будь собой, не выебывайся, не тушуйся и все будет тип-топ.

Фокус в подаче

Фокусируйтесь на людях. В конце концов, вы ведь их собираетесь в чем-то убедить. Разговаривайте с аудиторией, ловите реакцию. Если не уверены относительно их чувств — просто спросите.

Контраст в подаче

Не бойтесь втянуться в обсуждение. Обсуждения намного интереснее монологов. Не бойтесь конфронтации, поляризации мнений. Не бойтесь обидеть аудиторию, если это необходимо.

Противостояние интересно. Если никто вам не возражает, значит, вы не говорите ничего интересного.

Единство в подаче

Не старайтесь быть кем-то — будьте собой. Юморить через слезы не нужно. Если вы действительно смешной — супер, если нет — наверняка у вас есть другие сильные стороны. Красивые волосы, например.

Единственное, чтобы показать себя, вам надо настолько хорошо знать свое выступление, чтобы во время презентации не думать о том, что сказать, а сосредоточиться на аудитории, ловить паровозы и раскрываться как подснежник.

P.S. Цитата Каптерева - шутка. Это Аня придумала:)

11 показ
3.2K3.2K открытий
4 комментария

Ты бы хоть примеры чтоль приложил, а то на словах Лев Толстой, а на деле что??

Вот вам наглядный пример друзья, пользуйтесь на здоровье

Ответить

Часть про Валеру - шедевр!

Ответить

Спасибо)

Ответить

Без мата вообще никак мысли не группируются в мозгах , автор ? Это очень плохо ! Прекращайте быдло-уровень и переходите на сторону культуры и воспитанности . Удачи !

Ответить