Какие возможности для релокации остались у российских стартапов

Где в Европе еще ждут российских фаундеров и с какими проектами, а кому переехать сейчас будет сложно. Делюсь актуальной повесткой и прогнозами на будущее.

Что сейчас происходит

За полгода с начала февральских событий ЕС и США выдали 7 пакетов санкций, касающихся регуляции бизнес-отношений с Россией. Но при этом контакт Европы и России не оборвался, так как многое строится на взаимовыгодном обмене — России нужно продавать нефть-газ и так далее, а другие страны, не имея пока других поставщиков, охотно покупают у нас полезные ресурсы. В 2021 году доходы от экспорта нефти обеспечили России 45% доходов российского бюджета, поэтому и в 2022 от денег никто отказываться не собирается.

Не попавшие под санкции банки имеют возможность совершать международные транзакции, опция доступна как для физиков, так и юрлиц. Правда, процент комиссии зависит от банка, поэтому наблюдается периодическое повышение стоимости услуги. Европейские банки продолжают открывать счета для россиян, но с дополнительными требованиями. При подаче на открытие такого счета необходимо приложить документы, подтверждающие деятельность организации, например договоры с контрагентами, договор аренды, любые потенциальные контракты, — чем больше документов будет предоставлено, тем лучше. Весь процесс занимает три-четыре недели.

Открыть счет в банке онлайн не получится, но это можно сделать, например в необанке. Имеют одинаковые права с традиционными финансовыми организациями. Обзор на лучшие необанки Европы представлен здесь.

Второй и острый актуальный момент, влияющий на бизнес-отношения, — это доступность получения шенгенской визы. Из-за частичной остановки действия соглашения об упрощении визового режима ЕС с РФ с 1 марта представители российского бизнеса платят стандартный консульский сбор вместо уменьшенного. Сейчас эта инициатива принимается и в отношении виз уже для всех россиян: увеличение срока рассмотрения документов от 2-х до 5-ти месяцев, предоставление полного пакета документов и выдача виз строго под даты поездки.

Некоторые страны вообще приостановили выдачу краткосрочных виз и первичного ВНЖ: Чехия, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша и Эстония. Программы стартап-виз закрылись в Латвии, Литве, Эстонии.

В то же время процесс получения иммиграционных и рабочих виз, ВНЖ по бизнесу — существенно ускоряется во всех странах, которые еще выдают гражданам России. Так как Европе нужны люди, которые могут сами себя обеспечивать, строить инновационные бизнесы и создавать рабочие места. Поэтому если вы задумали релокацию, то самое время успеть оформить все необходимые документы.

Отношение к россиянам в европейском предпринимательском комьюнити не изменилось — к нам не стали относиться хуже. Русским быть не стыдно, и никогда не было. Тренд на русофобию существует в основном в медиа. Во всех странах есть люди, которые ведут себя непорядочно. Нельзя сказать, что где-то их больше, а где-то меньше. Да, сейчас у непорядочных людей обострение, но в то же время адекватных больше.

Возможности для релокации

Фаундерам готового проекта сейчас проще всех: для них не изменился пакет документов на стартап-визу и релокацию. Главное — хороший бизнес-план и инновационная идея, которая принесет пользу экономике страны.

При входе в ЕС нужно найти наиболее подходящую страну под ваши задачи, плюс лояльную к приему новых бизнесов или даже открытию их с нуля. Для российских стартапов на ранних стадиях может подойти Венгрия (нет стартап-визы, но есть бизнес-виза, которая подойдет и для стартапов). Страна поддерживает открытую экономику и инновации, имеет центральное расположение в Европе, мягкий налоговый климат, недорогую стоимость релокации и другие преимущества. Подробно об этом я рассказал в статье — Релокация в Венгрию: преимущества для бизнеса и жизни.

В последнее время среди русских фаундеров становится все более популярным вариант переезда в Люксембург. Эта страна идеально подходит для компаний в стадии роста в вертикалях: космос, финтех и construction-tech. Согласно свежему рейтингу Oxford Economics, Люксембург стал лучшим европейским городом по трем критериям: человеческий капитал, экономика и качество жизни.

<i><a href="https://delano.lu/article/luxembourg-tops-european-citie" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Oxford Economics</a>, август 2022</i>
Oxford Economics, август 2022

Как таковой стартап-визы здесь нет, но чтобы релоцироваться, есть два пути:

1. Подать заявку в государственную акселерационную программу Fit 4 Start. Набор идет прямо сейчас и продлится до 19 сентября. Программа направлена на приземление в Великое Герцогство лучших фаундеров со всего мира. C момента основания через нее прошло более 2000 проектов из 80 стран. В текущем потоке могут подаваться стартапы по направлениям: Fintech, Regtech, Cleantech, Smart Mobility, Automotive ICT, Spacetech, Healthtech, HPC & Data Analytics. Победители получают €150 тыс. грантовых инвестиций, доступ к невероятному нетворку, помощь с сетапом и релокацией, бесплатные офисные площади, бомбическую акселерационную программу, где вы за 4 месяца проделаете путь, который бы иначе занял бы более двух лет. Считаю, что это лучшая точка входа в локальную экосистему.

2. Подготовить документы для самостоятельной подачи в министерство экономики. Для заявки нужны бизнес-план и документы, доказывающие благонадежность фаундера: диплом о высшем образовании, информация об опыте работы, достижения, выписка со счета, на котором лежит не менее €20–80 тыс.

В целом в ЕС предприниматели без технологического бизнеса могут подаваться на ВНЖ и релоцироваться как обычный бизнес: зарегистрировать компанию, инвестировать в нее определенную сумму — цифры зависят от конкретной страны. Кроме Венгрии и Люксембурга, имеет смысл релоцироваться во Францию или Германию. Туда можно ехать и с агентским бизнесом.

Специалисты, желающие работать за рубежом, тоже могут достаточно легко переехать. Если вы востребованы как профессионал, обладаете хорошим опытом, то получить оффер в европейской компании более чем возможно — в таких случаях работодатель помогает в получении рабочей визы.

Для фрилансеров есть визы «цифровых кочевников» — digital nomad visa: чтобы ее получить, нужно показать месячный доход не ниже определенной суммы. У каждой страны свои требования, подробно можно ознакомиться здесь. Принимают самозанятых и в Люксембурге, но здесь необходимо представить не только выписку со счета, но и договор аренды на жилье, плюс доказать значимость деятельности для экономики страны.

В Португалии, например, можно все еще получить ВНЖ как индивидуальный предприниматель. Проблема заключается в том, что для получения ВНЖ у такого человека должно работать ИП несколько месяцев, но банки не откроют такому ИП с российском паспортом счет без ВНЖ, — получается замкнутый круг.

Какие возможности для релокации остались у российских стартапов

Для кого релокация под вопросом

Фаундерам со стартапами на уровне идеи сейчас стало сложнее релоцироваться — получить визу практически невозможно. Конкуренция с каждым днем растет, и чем хуже фаундер подготовлен, тем ниже шансы. За эти полгода все страны Европы получили много запросов на релокацию, как по стартапам, так и по бизнесу. Их интересует максимальное количество созданных рабочих мест и максимальная выплата налогов.

Компания на стадии идеи и без инвестиций не подойдет для ЕС. Шанс, что она вырастет, не такой высокий. Такие заявки обрабатываются, но не представляют интереса. Вариант один: превращать идею в прототип и дожидаться, когда он начнет давать понятные результаты, в том числе и экономические, и только тогда подаваться. Ни в коем случае не переезжать на эмоциях и на последние деньги. Шанс привлечь инвестиции, который обычно равен 2%, сейчас и того ниже. А раунды закрываются долго. Поэтому сейчас надеяться на чужие деньги не стоит.

Инвесторам в новых условиях переехать будет непросто, практически невозможно. Программы «золотых виз» для российских граждан закрыли США, Канада, Великобритания и почти все страны ЕС (Греция, Испания, Чехия, Мальта, Португалия, Германия и другие). Раньше в этих странах можно было получить ПМЖ или ВНЖ за инвестиции в недвижимость. Вернется ли когда-либо эта возможность, пока неизвестно.

Что будет дальше

Как только утихнут текущие эмоции, появятся различные решения, которые будут стимулировать переезд в страны ЕС тех или иных специалистов. Думаю, это будут какие-то очень точечные меры, причем под мерами я имею в виду скорее фокус внимания сотрудников и инновационных структур развития. Все это будет скорректировано, но, конечно, стоит ожидать некоторого геморроя с «комплаенсом». Впрочем, как известно, честным людям в этом мире нечего скрывать.

Европейская стартап-экосистема выиграет от большого количества качественных специалистов, капитала, денег, добавленной стоимости. В свете определенных ограничений локальные технологические компании полностью потеряли возможность получения финансирования от зарубежных инвесторов внутри России и выхода на европейский и глобальный рынки как российские компании. Причем эти процессы усиливаются, что приводит к увеличению потока уезжающих специалистов.

Какие возможности для релокации остались у российских стартапов
9