В Госдуме предложили ввести лицензию для блогеров, которые продают инфокурсы

И обязать некоторых из них помечать обучающие материалы как «не гарантирующие результат».

  • В Госдуме обсудили, как можно улучшить законодательство в сфере информационного бизнеса и блогерства в целом, сообщил корреспондент РБК. В дискуссии участвовали члены Минцифры, Рособрнадзора, МВД, профильных министерств, а также «крупные инфлюенсеры».
  • Законодатели предложили обязать тех, кто ведёт блоги, например о предпринимательстве, медицине и фитнесе, сопровождать обучающие материалы дисклеймером: услуги «не гарантируют результат». В этих и некоторых других областях «сложно» его обещать.
  • Они хотят разработать полноценный реестр тематик, по которым курсы будут подлежать маркировке, и обязать авторов курсов по направлениям вроде «Астрологии», «Тарологии» и «Нутрициологии» указывать: области знаний «не являются научно обоснованными».
  • На заседании обсудили и возможность ввести специализированные коды ОКВЭД — например, «Деятельность по созданию информпродуктов с использованием дистанционных технологий». Это позволит «создать механизмы госгарантии, повысить уровень прозрачности» и «отстаивать нарушенные права» (клиентов или блогеров — не уточняется).
  • Ещё одна идея: запретить запускать курсы без специальных лицензий на образовательную деятельность и указывать в названиях юрлиц слова «школа», «академия» и «институт», если лицензии нет. Для этого в законе придётся разграничить понятия образовательных и информационно-консультационных услуг.
  • Самим инфлюенсерам предложили сформировать саморегулируемую организацию и на её базе разработать кодекс «добросовестных практик и правил подтверждения квалификации». К блогерам, которые ведут образовательную деятельность, будут предъявлять определённые требования — например, наличие профильного высшего образования и «позитивных характеристик» от «экспертного сообщества».
  • Тот, кто в организации не состоит, но будет оказывать «информационно-консультационные услуги», а его деятельность нанесёт «крупный ущерб гражданам, организациям или государству» или будет связана с «извлечением дохода в крупном размере», может столкнуться с уголовным наказанием. Для этого внесут изменения в Уголовный кодекс.
Источник фото: Big Picture
Источник фото: Big Picture
  • Представители ведомств согласны, что блогосферу нужно регулировать, но мнение по отдельным идеям разошлись. Так, в Минцифры напомнили, что власти пытались обязать блогеров регистрироваться как СМИ, но от идеи позже отказались «по причине невозможности реализации». Нужно разработать «реально работающие» механизмы и понятийный аппарат.
  • В Рособрнадзоре поддержали запрет на использование отдельных слов в названиях фирм, которые «по факту лицензированной образовательной деятельности не ведут». Но само «лицензирование — не панацея», говорят в ведомстве: даже в образовании это «суперформальное требование».
  • В Роспотребнадзоре предложили также рассмотреть возможность во внесудебном порядке блокировать блогеров, чьи услуги противоречат закону и нарушают права потребителей. А в МВД посоветовали не спешить с уголовной ответственностью. «Надо предоставить возможность бизнесу и гражданам самим решить те вопросы, которые у нас есть», — заявили там.
  • В конце 2023 года в Москве задержали основателя «Like Центра» Аяза Шабутдинова. Некоторые предприниматели, купившие его курсы по развитию бизнеса, заявили: те якобы сводились к призыву «верьте в себя — и всё получится». Тогда же московская прокуратура арестовала 28 счетов по этому делу: 17 принадлежат блогеру, 11 — его возможному соучастнику.
  • Бизнес-омбудсмен Борис Титов заявлял, что арест блогера — «чрезмерная мера», на которую следствие пошло «без экспертных заключений». Сам Шабутдинов позже назвал уголовное дело против себя «нездоровым сигналом всем предпринимателям».
  • 13 февраля 2024 года суд в Москве продлил арест инфлюенсера до 16 апреля.
5353
187 комментариев

И еще нужно для покупателей курсов ввести экзамен на статус квалифицированного лоха, чтобы только квалифицированный лох, у которого на счете есть от 10 млн, смог покупать инфокурсы у цыган)

70
Ответить

И налог с того и другого 50%

31
Ответить

По вашему получается, что лох двигатель маркетинга.😁

4
Ответить

Основной инструмент лоха, кредит.

1
Ответить

Квалифицированный клиент блогера - с оборотом покупок у блогеров не менее 10 лямов, тогда допускать к покупке курсов по астрологии и прочей тарологии

Ответить

Зачёт

Ответить