Как сделать курс, который купят и пройдут до конца: 7 советов методолога

Если вы зарабатываете личными консультациями и действительно хороши в своей сфере, однажды окажется, что вы уперлись в потолок. Клиенты стоят в очереди, но брать их в работу уже физически некуда.

Вопрос: как пробить этот потолок и расти в деньгах дальше?

Ответ: продавать не только личные консультации, но и блоки знаний — курсы, марафоны, обучающие интенсивы. За консультацию вам платят только раз, а курс могут покупать, пока он не потеряет актуальность.

Как сделать курс, который купят и пройдут до конца: 7 советов методолога

Но, чтобы курс покупали, мало самому иметь знания и опыт. Нужно упаковать эти знания так, чтобы другие люди могли их усвоить, использовать и получать потом результат.

Как это сделать? Я расспросила наших методологов и делюсь с вами советами из первых уст.

Как сделать курс, который купят и пройдут до конца: 7 советов методолога

Любой курс — это продукт. А чтобы продукт был востребован, он должен решать задачи людей, которые будут его покупать. Поэтому стартуем всегда с изучения потребностей.

Кто-то ограничивается опросом клиентов на старте и на финише курса, кто-то проводит полноценный custdev. В любом случае, нужно понять,

  • кто ваша аудитория;

  • что именно люди хотят знать в рамках конкретной темы;

  • как они планируют использовать полученные знания;

  • как им удобнее усваивать информацию;

  • им нужнее фундаментальные знания или лайфхаки в формате «бери и делай»;

  • понадобятся ли дополнительные сопроводительные материалы по теме курса или по процессу обучения

Как сделать курс, который купят и пройдут до конца: 7 советов методолога

Взрослые люди не учатся «про запас». Они купят курс, если будут четко понимать, какую ценность получат, как смогут ее применить и как это изменит их жизнь. А еще — сколько времени и усилий это потребует.

Поэтому

  • Сформулируйте главную учебную цель. Она должна быть четкой и понятной, чтобы человек мог буквально примерить ее на свою жизнь. Что он получит, пройдя курс? Каким станет? Что будет уметь?
  • Создайте «лестницу роста» — разделите курс на этапы и обозначьте для каждого промежуточные цели. Покажите, как ученик будет двигаться, что ему предстоит освоить на пути.
  • Для каждой цели определите понятные и измеримые критерии, чтобы человек понимал, в каком объеме ее достиг и может ли идти дальше.
Как сделать курс, который купят и пройдут до конца: 7 советов методолога

Если программа курса слишком простая, слушателю становится скучно и он уходит. Если слишком сложная, с объемными перегруженными модулями — тоже уходит. Только в этом случае из-за страха, что не справится. Никому не нравится чувствовать себя неудачником.

Стройте курс так, чтобы студенты постоянно находились между «страшно» и «скучно», не приближаясь ни к одному из полюсов. Чтобы каждый новый модуль был вызовом, но не перегружал мозг и рабочий день.

Как этого добиться?

  • Двигайтесь от общего к частному, от простого к сложному.
  • Не давайте «голые» знания. Подкрепляйте их историями из практики. Опишите конкретную ситуацию и разберите на ее примере, как сработали принципы, которые вы сейчас изучаете.
  • Теоретическую часть лучше давать в записи, короткими блоками. Так удобнее ее усваивать: понемногу, в свободное время. Но просто записать часовую лекцию и нарезать ее на 10-минутные куски — плохой вариант. Каждый отрезок должен быть самостоятельным смысловым блоком, содержать законченную мысль или раскрывать отдельную микротему.
  • Практическая отработка знаний, тренинги, игры и все, что происходит вживую и динамично, может длиться так долго, как требует задача. Час-два-три — зависит от задачи и от количества человек, которые участвуют в процессе.
  • Не навязывайте участникам строгую последовательность прохождения модулей. Вы учите взрослых, у каждого уже есть определенные знания. Не нужно требовать, чтобы человек тратил время на то, в чем и так разбирается.
Как сделать курс, который купят и пройдут до конца: 7 советов методолога

У человека, который учится онлайн, есть масса поводов отвлечься, пропустить урок-другой, не выполнить задание. Если не поддержать его мотивацию, он скоро выпадет из общего ритма, отстанет и бросит курс, не дойдя до конца.

Студент не получил обещанного результата, значит, впустую потратил время и деньги. Вы не получили довольного клиента, который мог бы покупать другие ваши курсы и рекомендовать их знакомым. Все в проигрыше.

Как удержать мотивацию слушателей в процессе обучения?

  • Чаще обращайтесь к «Лестнице роста», о которой я писала выше. Она будет напоминать слушателям, сколько вложено сил и сколько всего усвоено. Кто-то осознает: «Ого, да я молодец!», и это мотивирует его идти дальше. Кому-то будет жаль бросать на полпути, когда уже столько вложено. Это тоже хороший стимул продолжать.
  • Используйте развивающую обратную связь. В отличие от привычного: «Здесь все правильно, а здесь — переделайте», она не подразумевает оценивания. Только развернутые комментарии и аргументированная позиция. «Здесь я согласен с вашим подходом. полностью поддерживаю. А тут у меня есть сомнения. Давайте попробуем сделать иначе. Я думаю, вот такой и такой способы будут более эффективны. Потому что…»

То есть любые ошибки вы рассматриваете как точки роста, как повод сделать что-то еще одним, новым способом. Вместо критики вы расширяете поле возможностей.

Кстати, этот метод работает не только в обучении, но и в любой коммуникации.

  • С умом используйте геймификацию. Авторы курсов часто вводят разные ачивки для поощрения и мотивации. Но чем дальше, тем слабее это работает. Особенно когда ачивки несут только фан и никакой практической выгоды. Если хотите ввести этот элемент, привяжите его к реальной пользе. Например, обменивайте их на книги, скидку на следующий курс и т. д.

Стараясь поддержать мотивацию, не перегните палку. Ваша задача — помочь ученику но не плясать вокруг него с бубнами, чтобы удержать внимание.

Идеальный баланс складывается, когда студент заведомо мотивирован учиться, а учитель подает информацию доступно и понятно, чтобы ее можно было усвоить, не перенапрягаясь.

Заметьте: доступно, но не просто. Там, где все просто, начинается скука, и люди уходят. Об этом я писала выше.

Как сделать курс, который купят и пройдут до конца: 7 советов методолога

Человек учится, когда совершает действия.

Подкрепляйте теорию практикой. Чем больше практики, тем лучше усвоится тема и тем легче человеку будет использовать новый навык после курса.

Вот несколько идей, как интересно реализовать практические блоки в курсе.

  • Case study. Группа совместно разбирает реальные кейсы — свои и чужие.
  • Симуляция. Участники получают вводные и в ролях отыгрывают ситуации, которые часто возникают на практике.
  • Воркшоп, тренинг. Слушатели сразу же на практике отрабатывают полученные знания.
  • Презентации проекта. На основе полученных знаний нужно разработать и защитить небольшой проект, предложить решение конкретной задачи. Делать это можно как в группе, так и индивидуально.
  • Бизнес-игра. Вы можете придумывать собственные вводные и правила, а можете адаптировать под свою программу что-то из уже существующих игр.
  • Хакатон. Вы делите участников на команды и за определенное время они должны разработать, протестировать и защитить перед жюри проект на заданную тему.

Завершайте практические занятия совместным обсуждением и анализом. Участники проговаривают, в чем состояла задача, какие методы они выбрали и почему. Что дало результаты, а что завело их не туда. Какие выводы они вынесли для себя из процесса. Этот метод называется «Ретроспектива». Он помогает еще раз разложить по полочкам новую информацию и лучше интегрировать опыт.

Как сделать курс, который купят и пройдут до конца: 7 советов методолога

Создатели курсов давно поняли, что формат «говорящая голова» — верный способ усыпить и растерять слушателей. Они стараются разнообразить программу, добавляют презентации, инфографики, иногда — интерактив, насколько позволяет их площадка. Но только единицы проектируют курсы так, чтобы охватить действительно все пять каналов восприятия: зрительный, слуховой, тактильный и даже вкусовой и обонятельный — по мере возможности :).

Включая в процесс разные каналы, вы активизируете разные зоны головного мозга слушателей, удерживаете их внимание и улучшаете усвоение материала.

В онлайн-обучении чаще всего используют видеолекции, картинки и текстовые блоки. Но есть еще масса возможностей, например:

  • анимированные картинки;
  • короткие сюжетные видеоролики;
  • аудиодорожки и подкасты;
  • полиграфические материалы, в которых нужно писать от руки;
  • чек-листы и списки с качественной визуализацией;
  • интерактивные опросы;
  • тесты и квизы;
  • диалог со слушателями;
  • задания для командной работы (групповое обсуждение, совместное создание презентации или работа с документом),

Если ситуация позволяет, можно подключать вполне «офлайновые» органы восприятия. Например:

  • разослать участникам ароматические наборы, которые они смогут одновременно открыть в перерыве или на этапе, когда понадобится освежить восприятие. Это могут быть эфирные масла, специи, саше с каплей парфюма и т. д.
  • разослать предметы, которые будят тактильные ощущения: силиконовые браслеты, мячики с иголочками, импровизированные бумажные короны.

Это не добавит информативности уроку, но встряхнет восприятие за счет подключения новых органов чувств, поможет переключиться и создаст чувство общности у ваших слушателей.

Как сделать курс, который купят и пройдут до конца: 7 советов методолога

Командная работа помогает посмотреть на задачу под разными углами, найти альтернативные решения, создать и освоить коллективный опыт, который всегда обширнее и разнообразнее, чем опыт одного человека.

Работа в группе прокачивает софт скиллы и создает горизонтальные связи. Если люди выйдут из курса не просто с новыми знаниями, а еще и с новыми знакомыми, потенциальными партнерами и друзьями, рекомендовать вас они будут с удвоенным энтузиазмом.

Имейте в виду, что групповая работа нужна не всегда. Если в жизни какой-то процесс придется выполнять или проживать в одиночку, то и учиться ему нужно индивидуально.

Например, сбор и анализ информации или составление отчета не имеет смысла превращать в групповые процессы.

Но можно использовать формат peer-to-peer, при котором два участника проверяют работы друг друга и дают обратную связь. Это расширяет их ракурс, они могут увидеть и разобрать ошибки или вопросы, с которыми сами еще не столкнулись.

А вы уже используете что-то из предложенного? Если эти советы пришлись кстати, напишите. Я буду выкладывать еще полезности по поводу методологии и создания курсов.
И делитесь своими наработками. Пусть статья из семи советов вырастет в инструкцию из 77 и кому-то очень поможет.

2222
2 комментария

Интересная статья! А можно получить контакты методолога на projects@ang-partner.com ? есть задача подготовить несколько курсов