Обучение: будет больно, но это нормально

Стремление к комфорту заложено в нас эволюцией — без него человек попросту не смог бы развиваться. Нам всегда были необходимы вода и пища, крыша над головой, сон, отдых, общение и, наконец, знания.

Потребности побуждают к действиям, поэтому люди изобрели технологии для их удовлетворения. Но несмотря на все чудеса прогресса, облегчающие обучение, сам мыслительный процесс не изменился. Результат обучения — это всегда новые нейронные связи. Для их создания человеку в любом случае придется прикладывать усилия.

Обучение вызывает дискомфорт, от которого мы стремимся избавиться как можно быстрее. Так работает инстинкт самосохранения. Например, замечая в траве палку, похожую на змею, человек рефлекторно отпрыгивает. То же самое происходит и с обучением. Бросить начатое кажется наиболее эффективным решением в моменте.

Только при перебарывании себя, при выполнении сложного, энергозатаратного задания мы постигаем новые знания. Поэтому тренд на комфортное обучение абсурден.

Некоторые онлайн-школы продвигают такую маркетинговую стратегию в частности на детскую аудиторию, играя на нашем глубинном желании получить все быстро и без труда. Однако комфорт и веселье не применимы в областях знаний, где собран большой объем человеческой мысли и для развития в которых нужна постоянная тренировка на усложнение.

Поэтому, если бы я в своей онлайн-школе Стартория предлагала, к примеру, изучить подросткам Python за пару недель, это скорее послужило бы антирекламой для здравомыслящих родителей.

Почему комфорт — это не всегда позитивное явление?

Начнем с того, что допустимый уровень комфорта различается для каждого отдельно взятого человека или социума. Бедствующим кажется роскошью мелочь, для состоятельных роскошь превращается в повседневность. Поэтому понятие комфорта растяжимо, и оно не всегда несет в себе позитивную оценку.

Зависимому (не важно от чего) человеку комфортно раз за разом получать свою дозу дофамина, так как он не думает о долгосрочных последствиях. Поднимать уровень своего комфорта можно только выходя за его пределы, и это всегда дискомфорт.

Более того, любое цивилизованное действие требует усилий: уважение к другому, эмпатия, контроль импульсивных поступков, обучение и тд. Для этого придется сократить быстрое получение дофамина, ограничить свою лень, вырасти над своим «естественным человеком».

Однако важно помнить о чувстве меры. Отдых так же важен, как и активность. Лучше всего поднимать эту планку постепенно, избегая выгорания, но при этом не впадая в состояние «принцессы на горошине». Если не соблюдать баланс, эксперимент по личностному росту может закончиться слишком рано.

Как перебороть свой страх перед дискомфортом в обучении?

Выход из положения один — перестать себя жалеть и пересмотреть свое отношение к учебе и жизни в целом. Например, пробежав марафон, человек получит больше удовольствия, чем от вкусного десерта. В первом случае для достижения цели потребуется больше усилий. Однако награда будет не только более интенсивной, но и долгосрочной. Как минимум: регулярно тренируясь перед марафоном, человек приведет в норму тело и дух. Отсюда следует вывод: для достижения более ценного результата придется вытерпеть более сильный дискомфорт.

С детьми сложнее. Взрослые понимают для чего учатся и ставят конкретные цели — например, повышение на работе. Мотивировать ребенка учиться нужно с раннего возраста. Давать задачи по дому, постепенно усложнять их, не ругать за качество, но показывать, как сделать лучше. Не мчаться решать домашнее задание за первоклассника, а объяснить, что без усилий ничего не получится. Способность выдерживать дискомфорт и не сдаваться точно поможет в будущем.

Для того чтобы облегчить дискомфорт и избежать выгорания, важно соблюдать баланс учебы и отдыха. В этом помогают планирование и дисциплина. У школьников есть дневники с расписанием, дежурные, форма и тд. А у взрослых — планеры в смартфонах, коучи личностного роста, фитнес-тренера и дресскод. Подавайте пример собранного и целеустремленного человека. Расскажите о том, как не спасовали перед трудностями для того, чтобы добиться чего-то. Поддержите ребенка, сказав, что у него тоже так получится.

Как применить этот навык в жизни?

При правильных установках относительно дискомфорта очень многие вещи в обучении встают на свои места. Да и в жизни тоже.

Сегодня ценятся не только профессиональные навыки и знания, но и софт-скиллы, такие, как стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект, решительность или умение работать в команде. Их лучше всего развивать с детства, потому что, чем дольше мы снимаем с ребенка/подростка ответственность, тем сложнее ему стать самостоятельным.

Гибким навыкам также приходится учиться, и в любом возрасте обучение приносит дискомфорт. Особенно — на практике. Но такие навыки пригодятся не только на работе. С развитыми софт-скиллами человек сможет эффективнее и с большим комфортом заниматься повседневными делами. Например, общаться с родственниками и друзьями, вести домашнее хозяйство, распоряжаться деньгами.

Новые нейронные связи защищают от развития психических заболеваний в старости. Известно, что люди, изучающие иностранные языки, реже страдают деменцией.

В целом, развитие — это то, что привносит в нашу жизнь яркие впечатления, делает ее более качественной, а также продлевает.

22
Начать дискуссию