To indulge or not to indulge? - вот в чем вопрос

О вреде и бесполезности анализа самого анализа или почему нашему мозгу не очевидно когда самокопание превращается в самозакапывание

​To indulge or not to indulge?
​To indulge or not to indulge?

Продолжительный контакт с искусством порождает нерешительность, рефлексию, гомосексуализм, подагру и пораженчество

Ален де Боттон .Озабоченность статусом

Вот уже неделю изучаю формы рефлексии и её механизмы. На самом деле, мой интерес сфокусирован на намерении, но, как известно, истина познается в сравнении, а точнее, в контрасте, когда происходит встрече двух противоположностей.

Рефлексия исключает намерение. Намерение исключает рефлексию .

Но это , разумеется, грубое обобщение.

Добавим деталей и конкретики.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад, отражение)

- это одна из важнейших метаспособностей, без развития которой невозможно развитие субъектности и уникальности человека.

Самопознание без рефлексии невозможно.

Рефлексируя мы погружаемся назад , в наш опыт , в прошлых нас, зачастую слишком углубляясь, мы уходим в цикличное самокопание.

Но это, надо отменить, всего лишь про одну, самую распространенную форму самоанализа - ретроспективную рефлексию.

Для многих психологов он является одним из основных инструментов работы с клиентами .

Изучение страхов, блоков, комплексов немыслимо без подобного самокопания .

Но, действительно ли этот инструмент так эффективен и способен ли он на самом деле скорее вывести наше мышление на новый уровень, на уровень решения проблемы, а не в "автоматизированное самозакапывание"?

Рассмотрим связь форм рефлексии с тем или иным отделом мозга с помощью нейрокогнитивного и поведенческого подхода ( NBA).

Самые последние исследования по нейропластичности мозга, показали , что находясь в ретроспективной рефлексии у нас активна лимбическая система мозга, там где у нас включается " автоматический режим", автоматизмы , иначе говоря, режим сохранения системы, а не " адаптивный режим" -режим выхода за ее пределы; здесь происходит не расширение системы, а лишь ее сохранение и мы настойчиво стремимся добиться разрешения ситуации но, одновременно, и не допускаем изменений и нововведений.

Также различают еще интроспективную ( ситуативную) и проспективную рефлексию. Первая форма связана с ситуацией в настоящем, анализом личности и её текущих реакций. Тут типичны вопросы:

" что и каким образом я делаю, то что делаю ? Что я при этом чувствую ?"

В то время, как проспективная рефлексия - это уже про предстоящую деятельность. Здесь мы задаемся вопросами, такими как :" вот когда я сделаю так и так, как я себя буду чувствовать ? Что я получу и что буду делать дальше?"

Вспомним учение Дон Хуана, который говорил о том, как важно разбить зеркало саморефлексии.

Основной смысл его учения состоит в том, чтобы разбить зеркало саморефлексии и постоянно разрывать те оковы, которые привязывают нас к привычным точкам зрения, иначе выражаясь, допускать вариативность.

Саморефлексия выступает основным препятствием к проявлению несгибаемого намерения.

При рефлексии происходит фиксация ума на чем -либо, а затем должно подключиться уже намерение , но тут начинает активно вмешиваться наш ум, который выбирает пролонгированную рефлексию, а не реализацию намерения -действие.

Реализация намерения - это тогда, когда мы выбрали действие.

Для совершения действия анализирующему уму необходимо направить свой фокус на включение намерения и отключение рефлексии.

Как же этого добиться

Во-первых, по учению Дона Хуана, необходимо убрать чувство собственной важности - основную форму зацикленности ума.

Во-вторых, контолировать эмоции. Эмоции любые и хорошие и плохие отвлекают и уводят от намерения в сторону ещё большего самокопания

Зачастую саморефлексия запускается от раскрутки эмоциональной воронки, от, так называемого, эмоционального индульгирования.

Тут самое важно остановить эмоцию . Любые эмоции, и положительные, и отрицательные ведут к потери запасов сил, а на энергетическом спаде мы легче впадаем во вредный вид рефлексии - в гиперрефлексию.

Дон Хуан называл индульгированием -- запутывание самого себя. Он называл

«индульгирование» «потаканием себе». Гиперрефлексию можно считать чем-то максимально приближенным к этому термину .

Для справки:

"Под индульгированием понимают процесс умственной деятельности, включающий в себя перебор огромного количества не существующих, и часто невероятных событий, переживаний по поводу того, что может вдруг случиться" или же «могло бы случиться» в уже прошедшем (а значит неактуальным) прошлом. В результате такой деятельности человек фиксирует свое восприятие, закрепляют чувства и эмоции, тем самым переставая жить в том месте и времени, в котором находится в текущий момент". Часто человек начинает испытывать жалость к себе , чувствуя как уходит индульгирование .

«Индульгирование» по Кастанеда «потакание себе». Как же не допускать индульгирование, самозакапывание, гиперрефлексию и других подобных анализов самого анализа? Во-первых, важно оставаться наблюдателем своих мыслей.

И второй момент - диссоциироваться - отделять себя от ситуации.

Метод диссоциации - один из важнейших методов работы на коучинговых сессиях и к нему я ещё вернусь в других статьях.

С помощью медитативных техник можно научиться контролировать свои эмоции и не допускать их проникновение в сознание, оставляя эмоции только на поверхностном уровне восприятия, где мы просто наблюдаем за ними со стороны.

Но чем же может быть полезна ретроспективная рефлексия?

Исследователи института нейропластичности мозга обнаружили ,что именно при активной лимбической части мозга , а именно ее неолимбической структуры, формируется такая важная вещь как первичная мотивация - та самая настоящая мотивация, которая существует сама по себе и не нуждается во внешних стимулах .

Эту мотивацию ещё называют внутренней, истинной, она тесно связана с намерением , творческим самовыражением и реализацией .

Истинная мотивация - это тогда, когда важен сам процесс , а не результат .

А когда нам важен процесс, а не результат - это значит мы "подключены" к особому источнику неисчерпаемых сил и энергии .

Это очень важный вид мотивации, по сути, это источник активности, про которой я говорила в своей предыдущей статье про 10 мотивационных ключей.

Что можно сказать с уверенностью, так это то , что задерживаться в ретроспективной рефлексии , на уровне неолимбической активности мозга, полезно лишь до тех самых пор, пока не прояснится и не станет активна вот эта самая первичная мотивация.

Установлено, что первичная мотивация формируется в первые 3 месяца жизни и, разумеется, полезно ее вновь осознать и вспомнить.

Больше причин застревать в ретроспективной рефлексии я не обнаружила, если у кого-то другое мнение, буду рада послушать.

Заниматься самозакапыванием вредно и непродуктивно . Доказано опытом несостоятельных гениев.

А какой же рефлексии в таком случае, стоит уделить внимание?

Есть ещё две другие формы рефлексии, которым я хочу уделить особое внимание и детально рассмотреть механизмы их функцилнирования в следующий раз.

Будет интересно.

До встречи !

Начать дискуссию