А вы знаете, как McDonald’s завоевал мир?

А вы знаете, как McDonald’s завоевал мир?

Вы когда-нибудь задумывались, как «Макдональдс» превратился из небольшой местной закусочной в огромную международную компанию, которая навсегда изменила индустрию питания? История McDonald’s — это не просто рассказ о бургерной сети. Это настоящий кладезь ценных уроков для предпринимателей, владельцев бизнеса и топ-менеджеров. Давайте разбираться.

Что такое McDonald’s сегодня

Сегодня «Макдональдс» — это более 40 000 ресторанов по всему миру. Общая площадь заведений составляет около 20 км². Для сравнения, это площадь целого города с населением более 100 000 человек. Представьте себе город, полностью состоящий из Макдональдсов.

Годовой оборот всех ресторанов McDonald’s, включая франчайзинговые, составляет около 130 миллиардов долларов. Это сопоставимо с ВВП таких стран, как Марокко и Словакия, и в два раза больше ВВП Чехии и Болгарии. Только представьте: консолидированный доход самой корпорации McDonald’s составляет примерно 26 миллиардов долларов. И как бы не было грустно об этом говорить, но это в два раза больше, чем выделяется в России на образование.

Ну и, наконец, капитализация McDonald’s сегодня составляет 200 миллиардов долларов, что сопоставимо с годовым бюджетом, например, Норвегии.

Истоки McDonald’s

История «Макдональдса» начиналась довольно скромно. В далёком 1940 году братья Ричард и Морис Макдональд открыли небольшую закусочную под названием McDonald’s Barbecue в городке Сан-Бернардино, штат Калифорния. По сути, это был аналог нашей шашлычной, которая предлагала широкий ассортимент блюд: барбекю, гамбургеры, молочные коктейли и многое другое. Именно эта небольшая закусочная положила начало истории великой компании.

Ключевые изменения и инновации

В 1948 году, спустя 8 лет с момента открытия, братья решили проанализировать продажи и с удивлением обнаружили, что львиную долю прибыли им приносят именно гамбургеры, картофель фри и напитки. Тогда они приняли судьбоносное решение: существенно сократить меню и сосредоточиться только на самых продаваемых позициях.

Кроме того, братья Макдональд придумали инновационную на тот момент концепцию выполнения заказов, которую назвали Speed Service System. По сути, они превратили кухню своего ресторана в настоящий конвейер, что позволяло существенно ускорить выполнение заказов и оптимизировать затраты.

Для решения этой задачи они даже закрыли свой ресторан на три месяца и всё это время занимались расчётами. Они нарисовали мелом на теннисном корте план кухни, расставили сотрудников по рабочим местам и заставляли их изображать приготовление блюд и выполнение заказов. Сами же с таймером в руках проводили измерения. Потом что-то меняли и снова тестировали. Таким образом, им удалось разработать оптимальное расположение сотрудников и оборудования на кухне.

Хотите навести порядок в своём бизнесе?

Моя команда может помочь. Мы решаем любые задачи по систематизации бизнеса: создание оргструктуры, комплексное описание бизнес-процессов, создание регламентов и базы знаний, построение системы найма, адаптации и мотивации для сотрудников, внедрение управленческого учёта, внедрение CRM и ERP-систем любой сложности. В моей команде работают эксперты, с которыми мы вместе реализовали уже не один проект. У нас нет новичков, поэтому мы полностью отвечаем за результат своей работы. Мы не будем грузить вас часами обучающих видео. Вместе с вашей командой мы за несколько месяцев наведём порядок в вашем бизнесе. Чтобы организовать установочную встречу, отправьте заявку в Telegram-бот. Обсудим все детали и начнём действовать.

Сами того не осознавая, братья Макдональд создали основополагающие принципы, по которым сегодня работает любой фастфуд:

  1. Оборудование для фастфуда подбирается специально под технологический процесс.
  2. Для конкретной операции на кухне выделяется определённая зона.
  3. Функции между сотрудниками на кухне распределены по принципу конвейера — каждый выполняет свою конкретную задачу.
  4. Все производственные процессы на всех участках жёстко стандартизированы и регламентированы.

И в этом же 1948 году братья Макдональд написали свой первый регламент, который описывал всю их технологию производства. Впоследствии он лёг в основу тех регламентов, по которым McDonald’s работает по сей день.

Первый франчайзинговый McDonald’s открылся в 1953 году в Фениксе, штат Аризона. Именно в этом ресторане впервые появились те самые золотые арки, которые братья Макдональд придумали совместно с архитектором Стэнли Местоном
Первый франчайзинговый McDonald’s открылся в 1953 году в Фениксе, штат Аризона. Именно в этом ресторане впервые появились те самые золотые арки, которые братья Макдональд придумали совместно с архитектором Стэнли Местоном

Вклад Рэя Крока: развитие франчайзинговой сети и маркетинговые достижения

Несмотря на все заслуги братьев Макдональд, их бизнес, вероятнее всего, остался бы локальным, если бы они не встретили одного очень важного для них человека.

Рэй Крок был торговым представителем компании Prince Castle, которая продавала миксеры под брендом Multimixer. Эти миксеры были примечательны тем, что могли готовить до пяти молочных коктейлей одновременно, что делало их невероятно популярными в закусочных и ресторанах.

Когда братья Макдональд заказали у Рэя Крока сразу восемь таких миксеров, он настолько заинтересовался такой производительностью, что решил сам приехать в ресторан. Он был так впечатлён эффективной системой обслуживания и бизнес-моделью ресторанов McDonald’s, что предложил братьям свою помощь в развитии их бизнеса по франшизе.

В 1955 году Рэй Крок открыл свой первый франчайзинговый «Макдональдс» в городке Де-Плейнс, штат Иллинойс и в том же году основал McDonald’s Corporation
В 1955 году Рэй Крок открыл свой первый франчайзинговый «Макдональдс» в городке Де-Плейнс, штат Иллинойс и в том же году основал McDonald’s Corporation

Рэй Крок сделал достаточно много для развития франчайзинговой сети ресторанов McDonald’s:

  1. Создал целую систему поддержки, развития и обучения франчайзи.
  2. Жёстко настаивал на ещё большей стандартизации процессов и приложил много усилий, чтобы внедрить контроль качества обслуживания и консистенции продуктов.
  3. Существенно усилил маркетинг ресторанов McDonald’s: разработал узнаваемый логотип, придумал Рональда Макдональда и запустил первую рекламу ресторанов по телевидению.

Роль Гарри Соннеборна: решение проблем компании с помощью инвестиций в недвижимость

Ещё один важный вклад в развитие McDonald’s внёс человек по имени Гарри Соннеборн, который на тот момент был финансовым директором компании.

По мере развития компания начала сталкиваться с серьёзными проблемами:

  1. Отсутствие реального рычага влияния на франчайзи и, как следствие, невозможность в полной мере контролировать качество.
  2. Недостаточно высокий доход от франчайзи, что не позволяло развиваться с нужной скоростью.

Как финансист, Гарри Соннеборн знал, что самый надёжный бизнес, который к тому же любят банки и инвесторы, — это бизнес, связанный с недвижимостью и землёй. Он предложил Рэю Кроку брать деньги в банках, покупать на них землю и недвижимость, в которой должны были открываться рестораны, и сдавать эту недвижимость в аренду своим франчайзи. Вот такая незамысловатая схема.

Это позволило компании убить сразу трёх зайцев:

  1. Регулярно получать дополнительный доход от аренды недвижимости.
  2. Получить полный контроль над своими франчайзи и диктовать им условия.
  3. Стать невероятно привлекательной для инвесторов и банков, что впоследствии не раз помогало McDonald’s преодолевать трудные времена.

Мне кажется, что многие недооценивают роль этого человека. Даже в фильме «Основатель» про историю создания компании, сцене, где Гарри придумывает эту идею, уделено не более двух минут. Однако именно благодаря этой схеме McDonald’s сегодня является крупнейшим землевладельцем после католической церкви. Многие говорят, что реальный бизнес McDonald’s — это не рестораны, а недвижимость.

Заключение: 5 уроков для бизнеса

Урок 1. Оптимизация бизнес-процессов. Если в вашей компании есть повторяющийся бизнес-процесс, постоянно совершенствуйте его и думайте, как выполнить этот процесс максимально эффективно.

Урок 2. Описание технологий и создание регламентов. Описывайте технологии своего бизнеса, создавайте регламенты и должностные инструкции, чтобы передавать знания своим сотрудникам. Это очень поможет при масштабировании.

Урок 3. Система обучения и адаптации. Создавайте системы обучения и адаптации как для ваших сотрудников, так и для партнёров. Делайте так, чтобы люди как можно глубже вникали в ваши бизнес-процессы и технологии.

Урок 4. Внимание к финансовой модели. Уделяйте внимание своей финансовой модели. Если бы топ-менеджеры McDonald’s не изучали свою финансовую информацию, они бы никогда не додумались получать дополнительную прибыль от аренды земельных участков. Это стало поворотным моментом в развитии компании.

Урок 5. Маркетинговая стратегия. Уделяйте внимание маркетингу. Делайте его как можно более ярким и запоминающимся: золотые арки, два самых ярких цвета — жёлтый и красный в фирменном стиле, запоминающийся персонаж Рональд Макдональд, который уже стал мемом, и масштабная рекламная кампания на телевидении. Всё это — маркетинговая стратегия, которая дала серьёзный толчок развитию McDonald’s. Это нельзя недооценивать.

Если вы чувствуете, что вам нужна помощь в систематизации бизнеса или внедрении эффективных инструментов управления, отправьте заявку в Telegram-бот. Всего за несколько месяцев мы с командой поможем вам вывести бизнес на новый уровень.

Если из статьи вы узнали что-то новое, поделитесь своими впечатлениями в комментариях. Если эта статья была для вас полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал — это очень помогает его продвижению. Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, где я делюсь своими мыслями о бизнесе, системе и жизни в целом.

11
Начать дискуссию