Жизнь компании после создания стратегии: кому и как презентовать

Создание стратегии — это критически важный этап для любой компании. Однако наличие хорошо продуманного документа само по себе не гарантирует успех. Стратегия становится действенной, только если она грамотно внедрена и реализована. Рассказываем, что делать после создания стратегии, чтобы она приводила компанию к сформированным целям, а не устаревала в папке на общем диске. Как ее презентовать различным стейкхолдерам и какие есть варианты организации процесса реализации стратегии вы узнаете в этой статье.

Жизнь компании после создания стратегии: кому и как презентовать

Мы уже писали про разработку самой стратегии здесь, а сегодня говорим, что надо сделать, чтобы эти труды не прошли даром. Еще мы подготовили бесплатный чек-лист по разработке стратегии компании, с которым вы можете сверяться при создании стратегии и отмечать ход работ.

Как внедрять стратегию: цели и акценты

После того как стратегия разработана, важно полноценно её внедрять, вовлекая в реализацию не только создателей (собственников и ТОП-менеджеров), но и всех остальных стейкхолдеров. Если компания большая, то очевидно, что не удаётся вовлечь всех лидеров на этапе разработки стратегии, поэтому необходимо провести правильную коммуникацию с людьми, чтобы донести ключевые элементы стратегии, которые влияют и на самого человека, и на его отношение к этим изменениям.

Сотрудники компании

Презентация стратегии для сотрудников — это ключевой момент, так как они непосредственно будут заниматься ее реализацией. Важно довести до каждого члена команды не только общие цели, но и объяснить их вклад в достижение этих целей.

Многие компании на этом этапе допускают критичные ошибки:

  • Просто отправляют презентацию сотрудникам по почте
  • Делегируют презентацию стратегии компании на линейный или мидл менеджмент

К чему это приведет? К негативу, интригам и увольнениям или в “лучшем” случае просто провалу в реализации стратегии.

Для того, чтобы запуск стратегии был успешен, нужно организовать общую встречу всей компании в очном или офлайн формате, на которой ТОП-менеджеры расскажут и продемонстрируют в презентации стратегию компании.

Например, Microsoft организует регулярные совещания и брифинги для сотрудников всех уровней, где обсуждаются новые стратегии и планы. Microsoft также использует внутреннюю почтовую систему и интранет для распространения важных сообщений и документации.

Цели презентации для сотрудников:

- Где компания находится сейчас в соотношении со своими же амбициями и в сопоставлении с рынком (точка А)

- Показать общую картину будущего компании (точку С) и ключевые задачи на ближайший год и квартал

- Объяснить, как личный вклад каждого сотрудника влияет на реализацию стратегии

Основные акценты:

Для сотрудников важно показать не только общую картину будущего компании, но и то, как их ежедневная работа будет напрямую способствовать достижению стратегических целей. Это момент, когда сотрудники должны почувствовать свою важность в процессе изменений, осознать, что у компании есть четкий план, и что их действия — важный элемент его реализации. Это не просто формальное представление документа, а возможность дать каждому члену команды понять, что их работа становится частью чего-то большего. Презентация должна быть вдохновляющей и мотивирующей, показывая, что компания поддерживает своих сотрудников необходимыми ресурсами и обучением для успешного выполнения задач.

Для того, чтобы стратегия сразу стала работать, мы рекомендуем проверить, что все KPIs привязаны к стратегическим задачам компании (в идеале к BSC) и мотивация всех сотрудников зависит от достижения этих KPIs. Об этом подробнее напишем в одной из следующих статей.

Клиенты

Клиенты — важный элемент в стратегическом уравнении. Презентация новой стратегии для них помогает укрепить доверие и лояльность, а также продемонстрировать, что компания развивается с учетом их интересов. Именно поэтому важно распространять информацию о стратегическом видении компании среди действующих и потенциальных клиентов.

Цели презентации для клиентов:

- Показать, что компания движется вперед и готова предложить улучшенные решения или продукты

- Подчеркнуть ценность клиентов в развитии компании

- Продемонстрировать, как изменения улучшат клиентский опыт работы с компанией

Основные акценты:

В коммуникации с клиентами акцент нужно сделать на том, что новая стратегия принесет конкретные улучшения: это могут быть улучшенные сервисы, увеличение скорости обслуживания или гипер персонализированный подход.

Презентации новых продуктов Apple или Tesla уже стали мировыми событиями, которых ждут и которые не сходят со страниц новостей и после презентации.

Samsung Electronics для объявления о новых продуктах устраивает пресс-конференции и мероприятия для СМИ, распространяет информацию через каналы в социальных сетях и рекламные кампании.

Unilever действует похожими методами, но еще делает акцент на освещении своих социальных и экологических инициатив.

Даже если вы не обладаете таким бюджетом как упомянутые гиганты, можно раз в год организовать клиентское мероприятие и сделать его запоминающимся, применив немного фантазии. Презентация стратегии отлично сочетается с развлекательными элементами и укрепляет связь с клиентами. А писать о планах и целях компании в каналах в социальных сетях и на сайте - обязательный пункт контент-плана любой компании.

Партнеры и поставщики

Ваши деловые партнеры и поставщики также должны быть в курсе новой стратегии. От их понимания и вовлеченности может зависеть успех вашей компании, особенно если стратегия затрагивает цепочки поставок, кооперацию или совместные проекты.

Цели презентации для партнеров:

- Усилить партнерские отношения через прозрачность и сотрудничество

- Подчеркнуть роль партнеров в выполнении стратегии

- Обсудить возможные изменения в работе или новые направления сотрудничества

Основные акценты

При презентации стратегии партнерам важно подчеркнуть, что компания ориентирована на стабильность и развитие взаимовыгодных отношений. Стратегия должна показать партнерам, что совместная работа станет более эффективной, прозрачной и приведет к взаимным выгодам. Партнеры должны видеть перспективы укрепления сотрудничества, новые возможности для роста и уверенность в том, что компания будет оставаться надежным и стабильным партнером. Акцент делаем на долгосрочных перспективах и возможностях для расширения совместных проектов.

Опыт крупных компаний показывает значимость коммуникации с партнерами по стратегии.

Например, Walmart регулярно проводит встречи и конференции с ключевыми партнерами и поставщиками, где обсуждается новая стратегия и планы на будущее. Кроме того, компания активно использует внутренние системы управления отношениями с поставщиками для поддержания открытого диалога и своевременного обмена информацией.

Аналогичными методами развивают свои стратегические связи с партнерами Toyota, Leroy Merlin и множество других корпораций.

Жизнь после презентаций стратегии

После того как стратегия была презентована и понята ключевыми стейкхолдерами, начинается работа по её реализации. Стратегия обычно содержит глобальные стратегические инициативы, которые касаются основных направлений деятельности компании. Задача топ-менеджеров создать управляемый процесс внедрения стратегии. Работ много — нужно декомпозировать стратегию и поставить задачи, определить исполнителей, ввести инструменты контроля, спланировать ресурсы и бюджет, не забыть про риски, анализ отклонений и быть готовым гибко и быстро адаптировать стратегию под меняющиеся обстоятельства.

Как управлять стратегическим развитием и воплощать планы в жизнь несмотря ни на что расскажем в следующей статье. В ней раскроем системный подход, по которому работают лидеры рынка, и расскажем, как такие инструменты, как матрица RACI, диаграммы Ганта, матрица рисков и грамотные KPI, позволяют эффективно реализовывать стратегию компании.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал, чтобы не пропустить разбор этих и других инструментов стратегического планирования.

Создание стратегии — лишь первый шаг на пути к успеху. Важно правильно презентовать стратегию всем заинтересованным сторонам, грамотно распределить задачи, применить современные инструменты для управления проектами и финансами, и обеспечить контроль над выполнением задач. При постоянном мониторинге и готовности к изменениям компания сможет успешно реализовать стратегию и достичь поставленных целей, будь это вывод нового продукта на рынок, масштабирование или смена траектории развития.

Стратегический консалтинг от команды 5D Consulting — это не только создание документа, но и сопровождение компании на всех этапах его реализации.

Записывайтесь на консультацию, и мы разберем, как конкретно вашей компании работать над стратегическими целями и их воплощением: https://t.me/hello_5dconsulting_bot

Авторы:

Олеся Шевцова: Основатель 5D Consulting, стратег, эксперт по продажам и управлению изменениями
Анастасия Николаева: международный консультант по финансовым моделям и стратегическому планированию, эксперт 5D Consulting

77
55
19 комментариев

всё понял в статье кроме слова "стейкхолдеры".

это какие-то люди, которые делают ставки или держат в руках стейки? )))

2

)))) корпоративный сленг)) заинтересованные лица, проще говоря)

1

Как сделать так, чтобы культура не съела стратегию на завтрак?

1

хороший вопрос) как раз следующая статья будет о методологии внедрения стратегии, там немного затронем сопротивление изменениям)

1

Пожалуйста, расскажите про сопротивление изменениям со стороны сотрудников и клиентов при внедрении стратегии.
Это прям боль у многих.

1

спасибо за запрос, обязательно напишу про это!