У коучей и психологов в продажах работает только сарафанное радио?

У коучей и психологов в продажах работает только сарафанное радио?

Сразу отвечу, это не так.

Всё, расходимся.

А хотя нет, давайте я всё же вам объясню, почему это неправда.

Я стала коучем в 2021 году и с самого первого дня своего обучения брала в работу клиентов. Сначала это были друзья, потом друзья друзей, потом пошли в ход коллеги друзей и даже шапочные знакомые друзей и их друзей.

Вы вообще можете себе представить, на каком уровне работает коуч после первой недели обучения? Правильный ответ: ни на каком. Но я перла как танк. Криво, косо, я отрабатывала инструменты на всех, кто был готов уделить мне 45 минут своего времени. А тех, кто мне был готов отдать свои 45 минут, было не так уж много. Мне кажется, я по пятому кругу писала всем, кто был в моей телефонной книге, чтобы найти себе клиентов для отработки.

Как вы думаете, меня кто-то кому-то рекомендовал после работы со мной с учетом того, что я искренне говорила, что за моими плечами недели опыта, а никак не года? Конечно, нет. Потому что я была новичком, и, даже если мне удавалось каким-то чудом помочь клиенту, он всё равно не брал на себя ответственность за рекомендации, так как я реально была не коучем, а ученицей Эриксоновского университета коучинга. И хотя это звучало круто, на самом деле для всех это было непонятно, и поэтому сарафанное радио не запускалось.

Прошло немало времени, прежде чем ко мне начали приходить клиенты по рекомендациям.

Но в целом я никогда не рассчитывала на сарафанное радио, я искала другие возможности, и хвала небесам, что я поступила именно так. Сейчас я коуч, у которого всегда есть клиенты, и именно по этой причине я пишу этот текст.

Что важного я поняла, пройдя путь от новичка до коуча с трехлетним стажем и перепробовавшего всевозможные инструменты привлечения клиентов?

Первое: сарафанное радио действительно лучший инструмент продвижения для помогающего практика. По сути, не вы себя продаете, а ваши клиенты вас продают. Вы не испытываете неловкости на первом созвоне, потому что понимаете, что человек, которого вы видите на экране или в своем кабинете, уже наслушался дифирамбов о вас от того, кто вас порекомендовал. Вы уверены в себе, у вас нет ощущения, что вы что-то кому-то втюхиваете, вы расслаблены и спокойно выполняете свою работу.

Согласна, просто идеальный инструмент, но вот засада, он же никак не контролируем. И даже когда ты подключаешь реферальную программу (если кто-то не в курсе, это когда вас рекомендуют за процент с продаж ваших услуг), оно всё равно работает как Бог на душу положит.

Меня эта история мало устраивала. Мне как бы по счетам платить нужно. Я привыкла, что мой доход мне подконтролен, как, например, в работе в найме, когда ты точно знаешь, сколько ты получишь в месяц денег, и понимаешь, как ими нужно распорядиться, чтобы на всё хватило. Для меня это про безопасность. Я не хочу подпрыгивать ночью в холодном поту и думать, порекомендует меня кто-нибудь в этом месяце или нет.

Второе, что я поняла, – это то, что сарафанное радио может быть как один из инструментов продаж моих услуг, ну уж точно не основным и тем более не единственным. Я рассматривала свою деятельность как бизнес, я не хотела воспринимать это как хобби. В совокупности на обучение я потратила два года. Мне это обошлось больше чем в 2 000 000 руб. После этого у меня язык не поворачивается назвать мою профессию хобби. И я была нацелена отбить свои бабки, так еще и заработать на этом.

Представляю, как у многих сейчас вздернулись брови и эмоция ужаса поднялась из самых недр подсознания. О, БОГИ! Она думает только о деньгах.

Нет, нет и еще раз нет. Я не думаю только о деньгах, когда началась СВО, я работала бесплатно, потому что я понимала, что людям нужна помощь, но не у всех была возможность платить. Я очень ответственно отношусь к своей работе и во главу угла всегда ставлю «Не навреди и помоги, если можешь». Я никогда не возьму клиента ни за какие деньги, если понимаю, что не смогу ему помочь. Вы даже не представляете, какое количество людей я перенаправила к своим коллегам, потому что понимала, что именно они смогут помочь в каком-то узком, специализированном запросе, в котором я не сильна. Я, например, не работаю с запросами детско-родительских отношений. Я не смогу ничем помочь, у меня даже детей нет, о чем тут можно говорить?

Не знаю, поняли вы уже или нет, но я веду к тому, что искреннее желание помогать людям не должно конфликтовать с желанием хорошо на этом зарабатывать. Это лично моя философия, и, если у вас другая, я не осуждаю и не предлагаю перейти в мой лагерь, просто обращу ваше внимание, что у нас разное виденье, и, кстати, для меня это тоже ок. Мы имеем право быть разными.

Настоящий заработок начинается там и тогда, когда у вас в голове выстраивается четкое осознание того, что вы:

– во-первых, сами несете ответственность за то, сколько клиентов у вас будет ежемесячно;

– во-вторых, воспринимаете свою деятельность как бизнес и полностью отказываетесь от мысли, что это просто хобби или заработок от случая к случаю.

Это, мои хорошие, база. Это основа того, что вы готовы отказаться от пассивного ожидания клиентов, от единственной надежды на сарафанное радио и играть по-крупному.

Уверена, вы долго ждали этого момента…

Рассказываю, какие еще инструменты кроме сарафанного радио работают при поиске клиентов:

  1. Создание личной базы – это не подписчики в социальных сетях, это люди, которые дали вам свой e-mail, номер телефона или свой профиль в Телеграм и разрешили отправлять им письма и сообщения. Каждый клиент, который хоть как-то соприкасался со мной, даже если это была разовая консультация, есть в моей базе. Сейчас моя база состоит из более чем 500 контактов. На самом деле это немного, у некоторых базы по 5 000 и 10 000 человек. Но мне и этого хватает хотя бы для того, чтобы в определенные моменты я сделала рассылку с каким-нибудь классным предложением и получила сразу 5-10 клиентов на долгосрочный контракт. Важно: у меня не стоит задача вести клиентов годами. Я им помогаю с запросом и ухожу в закат. И если вдруг что-то в их жизни вновь пойдет не так, они знают, к кому обратиться. А если они забыли, я напоминаю каким-нибудь милым сообщением в стиле «Осеняя хандра повлияла на доход? Ты знаешь, кому написать, чтобы я помогла найти тебе мотивацию, чтобы работать на полную катушку, даже когда за окном серая осень».
  2. Платное продвижение. И здесь я скажу кратко. Дать рекламу за 10 000 руб. вполне подъемная история. Этот инструмент приводит мне примерно 40% моих клиентов. Это реклама в соцсетях, мессенджерах и даже контекстная реклама (но она, конечно же, стоит дороже – это уже для продвинутых). Да, бесспорно, они приходят ко мне, как принято говорить в маркетинге, «холодные» (ну, то есть они видят меня в первый раз, и я должна продать им свои услуги, но так как у меня есть скрипт продаж и я давно уже умею продавать по любви и учу этому других, то для меня это не проблема). Не пугайтесь, для вас это тоже может стать «не проблемой», просто нужно немного подучиться этому.
  3. Бесплатное продвижение. По факту клиентов могут вам приводить и Авито, и LinkedIn, и Профи.ру, и чаты в Телеграм, и многое другое. Если вы твердо решили получить клиентов, то никто вас не остановит, на просторах интернета есть миллион платформ, которые готовы вам в этом помочь. Нужно тестить, нужно пробовать и смотреть, что сработает именно у вас.
  4. Нетворкинг. Тоже прекрасный инструмент, если вы научились им пользоваться. Если вы живете в большом городе, то рекомендую найти канал в Телеграм, где публикуют различные мероприятия вашего города. Я, пока жила в Москве, пробовала этот инструмент, в неделю я посещала по три-четыре мероприятия. Я получила много разных контактов, но, к сожалению, не клиентских. У меня этот инструмент не сработал. Но я лично знаю людей, у которых он работает на отлично, они полностью с помощью него закрывают свой месячный объем по клиентам.

А теперь блиц по инструментам, я же понимаю, что ваше внимание не резиновое, поэтому ускоряемся:

  1. Сайт: профессионально оформленный сайт с описанием услуг, биографией, блогом и формой записи. Выполняет роль визитки. На него отправляем людей с платной и бесплатной рекламы или даем ссылку действующим клиентам, чтобы они рекомендовали вас за процент. По аналогии могут работать социальные сети, но их сложнее структурировать.
  2. Социальные сети: активное присутствие в *Instagram, Facebook, LinkedIn и TikTok для привлечения аудитории и демонстрации экспертизы. Если есть силы и желание вести блог как эксперт, то в целом реально брать целевой трафик оттуда, важно понимать, что это работа вдолгую и результаты будут не сразу. Meta – экстремистская организация, и ее деятельность запрещена на территории России.
  3. Блоги и статьи: публикация экспертных статей в популярных изданиях и собственном блоге. Я сейчас осваиваю этот инструмент, и он уже хорошо себя зарекомендовал. Люди читают мои статьи и слушают подкасты. Начинают доверять мне как коучу по продажам. Потом находят меня в соцсетях и записываются на консультацию.
  4. Видео и вебинары: запись видеоуроков на YouTube и проведение вебинаров по важным темам. Суперинструмент. Работает вдолгую. Подходит тем, кто готов вкладываться большим количеством времени.
  5. Email-маркетинг: регулярная рассылка полезной информации и предложений. Об этом я писала выше. С самого начала начинайте формировать вашу базу. Начните с пяти человек, я тоже когда-то начинала именно с этой цифры, и постоянно ее пополняйте. Если вы один раз коммуницировали с человеком и он вас не забанил, то рано или поздно он у вас купит.
  6. Онлайн-платформы: регистрация на специализированных платформах. Минус для меня лично, что там, как правило, люди ищут специалистов за низкий чек, но если вы новичок, то для старта самое то.
  7. Партнерства: сотрудничество с другими профессионалами, коллаборации. Это когда вы коуч и находите психолога, или, наоборот, для того чтобы ваш продукт не конкурировал, рекламируете друг друга с помощью своих каналов, например в соцсетях.
  8. Реферальные программы: мотивация существующих клиентов рекомендовать вас своим знакомым. Писала об этом выше. Это система, которая требует корректной настройки. Она подходит тем, у кого уже есть клиенты. Работает как правильно настроенное сарафанное радио.
  9. SEO и контекстная реклама: оптимизация сайта для поисковых систем и размещение рекламы в Google и соцсетях. Дорого. Но действенно.

Как видите, инструментов много. Главное, брать и делать. Да, это время, это энергия, но не забываем, что и результат не заставит себя ждать при должном-то подходе и упорстве.

Единственное, от чего хочу предостеречь, так это от того, что не стоит все инструменты тестировать единовременно. Действуйте поэтапно. Сначала один тест, потом второй и так далее. Для каждого теста выделяйте от трех попыток, чтобы понимать, работает для вас тот или иной инструмент или нет, не бросайте, если сразу не получилось. В идеале брать наставничество у тех, кто уже получил результат с помощью инструмента, который вы тестируете, но если такой возможности нет, то можно найти нужную информацию в бесплатных источниках и провести тесты самостоятельно.

Не нужно разрывать аорту, берегите себя, вы не бесконечны и ваши силы тоже.

И напоследок скажу, что первое, что вы делаете для того, чтобы ваш доход не зависел только от сарафанного радио, – вы берете на себя ответственность и начинаете смотреть на свою профессию как на бизнес. Это база, а всё остальное приложится.

Всем продаж по любви!

33
реклама
разместить
Начать дискуссию