Во-первых, бесплатная работа быстро приводит начинающих специалистов (и неначинающих тоже) к сомнениям в своем профессионализме. Если человеку не платят за его труд, то он перестает видеть ценность в своей работе. У нас, между людьми, так принято. Если мы за что-то по-настоящему благодарны – мы благодарим не только словом, но и делом, то есть платим, не всегда деньгами. Вот, например, врачам раньше было принято коньяк с конфетами дарить (слава прогрессу, что это осталось в Советском Союзе и сейчас даже им благодарность в конвертах приносят). То есть это чисто психологический фактор: меня отблагодарили (заплатили), значит, то, что я делаю, человек ценит.
Да. Есть две крайности - "только брать" и "только давать". Обе создают дисбаланс. Если вы только отдаете свои силы, время и энергию, не получая ничего взамен - это вас опутошает.
Важно понимать, что выполняя любую работу, вы тратите свой главный ресурс — время. И чтобы его восполнить, ваша работа должна принести пользу. Если вы работаете забесплатно, то какую ценность вы придаете своему времени?
Почему даже новичкам нельзя работать бесплатно? - никому не стоит работать бесплатно, а иначе это может превратиться в нехорошую привычку.
Помогающий практик может иметь большой опыт работы, но при этом не иметь ни оформленных кейсов, ни отзывов. Когда он понимает для себя необходимость иметь кейсы и отзывы, то начинают работать ни за деньги, а за них. Так делать я не рекомендую, так как это реально приводит к выгоранию и обесцениванию собственного труда.