{"id":13772,"url":"\/distributions\/13772\/click?bit=1&hash=93a368816b1e347dfad2882f455fc9bb4606ce94b2370bda4e82b172745bc14e","title":"\u00ab\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u00bb \u0437\u0430\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u043b \u0440\u0435\u0444\u0435\u0440\u0430\u043b\u043a\u0443 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u043e\u0432","buttonText":"\u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"d09521f5-ee9c-5e06-8358-733cd4596e9d","isPaidAndBannersEnabled":false}

Arts & Culture Finance

Энтертейнмент - один из самых пострадавших секторов. Музеи опустели. Театры бьются с правообладателями за право транслировать спектакли. Cirque du Soleil на грани банкротства. Съемки кино приостановлены, и волшебное слово Netflix тут ничем не поможет. VR еще не готов. Ну и так далее.

Вся надежда на господдержку, и Германия задает тут тон. А как могли бы подключиться другие хозяйствующие субъекты?

​Доклад "Постпандемический мир: стратегии развития культурного сектора в кризис" http://chetverg-fond.ru/report/ 

Один из способов – импакт-инвестиции. В последнее десятилетие в мире (и последние год-два в России) этот термин прежде всего ассоциируется с социалкой, экологией и микрофинансированием. Но вот, например, в Великобритании отработан механизм импакт-инвестиций в сферу культуры и искусств. В марте этого года стартовал третий по счету и рекордный по объёму (20 млн. фунтов) фонд инвестиций в эту сферу – Arts & Culture Impact Fund.

Фонд стал крупнейшим в мире инструментом импакт-кредитования креативного и культурного сектора. Как и предыдущие два, этот фонд предоставляет низкопроцентные (от 3%) займы широкому перечню организаций, естественно – британских. Обеспечение по займам НЕ является обязательным условием! А вот обязательно – наличие реалистичной бизнес-модели и достижение социального импакта (как будто просто делать искусство им не достаточно!).

Фонды находятся под управлением национального эндаумента Nesta (программа Arts & Culture Finance), но деньги в них привлечены в рамках multi-stakeholder модели. В числе учредителей-инвесторов – бизнес (Bank of America), благотворительные фонды (Esmée Fairbairn Foundation), инвестфонд социальных инвестиций (Big Society Capital) и профильные гос. ведомства (Arts Council England).

Из реальных кейсов, на что выдавались займы фондами Arts & Culture Finance:

  • Soho Theater: съемка 12 эпизодов сериала в стиле stand-up comedy силами труппы известного театра-кабаре.
  • Birmingham Royal Ballet: перезапуск их культовой постановки «Щелкунчика» под сцену Альберт Холла.
  • InHouse Records: музыкальный лейбл, который сотрудничает с заключенными, планировал создать звукозаписывающую студию;
  • ArtFix: открытие тематического кафе для людей, заинтересованных в искусстве.
  • Emerge Festival: запуск нового формата культурной жизни Лондона, своего рода «ночь культуры и тусовки».
  • Bow Arts: покупка и ремонт здания для размещения творческого кластера со студиями, галереей и образовательными проектами.

Первый из этой серии фонд - Arts Impact Fund - сделал 27 инвестиций на сумму 8,7 млн фунтов (на 2 млн. больше, чем планировалось). Насколько известно, пока не было ни одного дефолта, но цыплят можно будет подсчитать не ранее 2023 г.

Arts Impact Fund был пилотным фондом, и по итогам его предварительного успеха было решено запустить еще два фонда – для совсем небольших проектов (25-150 тыс. фунтов) и, собственно, Arts & Culture Impact Fund для сумм от 150 тыс. до 1 млн. фунтов.

Задача этого и предыдущих фондов - не загнать культурные организации в кредитную кабалу, а повысить их финансовую устойчивость. Как и венчурные фонды Arts & Culture Finance активно участвует в жизни проектных компаний, помогая им правильно ставить цели, структурировать процессы, укладываться в сроки и привлекать партнеров.

ВЫВОДЫ:

1) Инвестиции в культуру, искусство и креативные индустрии – возможны.

2) В отличие от благотворительности, инвестиции повышают финансовую устойчивость получателя.

3) Инвесторы должны на берегу договориться, что поступаются частью своей финансовой доходности в пользу социального импакта, художественных ценностей и т.д.

4) Фонд должен действовать по принципам венчурного – активная позиция, smart money и т.д.

5) В России такая история, конечно, вряд ли подойдет ГБУКам, но частным учреждениями культуры и креативному сектору вообще – вполне!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null