Будущее B2B продаж - авторский пересказ отчета McKinsey

Недавно мне на глаза попался большой отчет McKinsey о трендах в b2b продажах. Я его перевел, выделил главные тезисы и оформил в небольшую статью. В конце будет ссылка на оригинал :)

Клиенты меняются

Запросы компаний растут. Все меньше компаний готовы тратить свое время и силы чтобы подстроиться под условия подрядчика и предпочитают таких партнеров, кто соберет бинго из таких составляющих:

1) На этапе пресейла есть гарантии по перформансу. Например, если вы обязуетесь проводить демо раз в две недели, то это сильно поднимет вас в глазах потенциального клиента.

2) Перед заключением контракта есть возможность пощупать продукт вживую. Для SaaS понятно о чем речь, но думаю и в сфере заказной разработки этот пункт применим. Почему бы не дать возможность клиенту потыкать кейс из портфолио, если он похож на его проект?

3) Исполнитель постоянно на связи и быстро отвечает. Ну тут все понятно.

4) Возможность заключить сделку из разных точек входа. Идея в том, чтобы не загонять клиента в жесткую воронку, а позволить ему купить вашу продукт/услугу “по собственному пути”. Так люди чувствуют персональный подход и понимают, что о них заботятся. Логично.

5) Качество услуг не проседает на разных этапах. Консистентность делает вас в глазах клиента профессионалами (стабильность - признак мастерства). Если у вас офигенный пресейл, то стоит и производство прокачать.

Прескриптивные модели

Ого, новое слово. Наверняка вы знаете про предиктивные модели. Если у вас большой объем данных, вы легко можете предсказать по какому из сценариев дальше будут развиваться события. (Например, если клиент не отвечает в течение суток, то скорее всего сделка сорвется) Проблема в том, что для предиктивной модели вы должны дать варианты будущих событий.

Прескриптивные модели исходя из имеющихся данных делают свое предположение или совет. На практике это выглядит так: ИИ машинка перерабатывает данные о клиенте и СОВЕТУЕТ какой оффер стоит ему предложить. А самые продвинутые модели подсказывают еще и КАК этот оффер сделать.

В отчете не было конкретных примеров, но на сайте Гарварда пишут, что даже алгоритм тиктока по сути прескриптивный. Короче, стали появляться AI ассистенты для продажников🤓

Ультраперсонализация

Тут ничего удивительного нет. Те компании, которые тратят силы на встречи в формате 1 на 1, делают индивидуальные пресейлы и занимаются аналитикой клиентов в итоге растут быстрее рынка.

Но персонализация заключается не в том, чтобы шлепнуть логотип лида в презу)

Нужно выстраивать оффер исходя из:

  • Состояния и трендов рынка клиента
  • Юридических особенностей в конкретной сфере
  • Недавних приобретениях клиента
  • Публичных заявлений клиента

Тут только могу подтвердить личным опытом, что крупные ребята сразу респектуют если на этапе переговоров подчеркнуть, что юридически все зашибись.

Customer success

Оказывается, существует концепция “customer success”. Это бизнес-модель, которая обеспечивает клиентам бесконечную пользу и поддержку для клиента.

Разница между customer success и customer support в том, чтов первом случае вы решаете проблему до того как она появилась, а во втором уже после. То есть, вы как исполнитель вовлечены в процессы клиента и проактивно предлагаете улучшения. Customer success позволяет выстраивать партнерские отношения и положительно влияет на LTV. Nice.

Чтобы внедрить такой подход, нужно создавать специальные команды по развитию клиентов. Внутри команды сотрудники собирают и анализируют показатели клиента, на основе чего составляют предложения для допродажи.

Максим Кульгин часто жалуется, что заказная разработка - это ужасный бизнес и намного хуже продуктов по подписке. Думаю, если внедрить успехи клиента, то аутсорс станет чуть больше похож на подписку, а значит и более вкусным бизнесом)

Продавцы-эксперты

Если продавец не может обсудить с клиентом его P&L и высказать идеи по улучшению, он не станет успешным b2b продавцом

Цитата из отчета

Но как же обучать этому продажников? Многие из них не получали нужного образования, не пытались построить свой бизнес, не занимались инвестициями и тд.

А обучать и не надо. Проще найти эксперта и обучить его продажам. Например, американская компания по продаже мед.оборудования привлекает для продаж бывших врачей и эффективно зарабатывает.

Будущее B2B продаж - авторский пересказ отчета McKinsey

Найди клиента -> перемани их сотрудника -> обучи продажам -> покори рынок

В дополнение к этому есть второй тренд - оффшоризация продавцов. Если у вас международная компания, имеет смысл нанимать продавцов из того же региона где живут клиенты.

Плюсы:

1) У них одна тайм-зона

2) Знает особенности региона

3) Может лично встретиться

Обучение продажников

Оказывается:

  • Продажники не умеют эффективно обучать
  • Сейлзы слишком много времени тратят не на продажи
  • Правило, что отношения с клиентом это самое главное не всегда работает

По статистике, выстроенная воронка найма продавцов и обучение позволяет расти в 4-5 раз быстрее рынка. Но как их учить?

Тренд последнего года работает - snackable-content обучение. Например, обучающие тик-токи для сотрудников. Но просто дать приложение с видосиками сотруднику - фигня. Нужно встроить их в CRM, чтобы сотрудникам попадались видосы во время работы.

Смешно? А вот сервис https://www.goodcourse.co/ уже получил $1,3млн инвестиций. Backed by Y-Combinator кстати.

Как работает goodcourse
Как работает goodcourse

Система мотивации

Для эффективной работы сейлзов обучения мало – нужна продуманная система мотивации. В исследовании сказано, что проценты от сделки теряют свою эффективность: работникам нужна другая, долгосрочная мотивация и комфортная рабочая атмосфера.

Чтобы добиться этого, нам предлагают отменить квартальные планы по продажам, и переключиться на рост. Делать как можно контактов, продавать как можно больше доп. услуг. Важно не перемудрить - простые системы стимулов работают лучше. Бизнес получает от этого двойной профит: выручка растет, сотрудники дольше работают в компании. А значит, накапливают опыт и повышают свою эффективность.

Вместо заключения

На этом мой вольный пересказ отчета подходит к концу. Разумеется, я мог упустить какие-то важные мысли, поэтому призываю вас ознакомиться с оригиналом https://drive.google.com/file/d/1LEd66HQ3wWXsjE3M-HBPQEB5VtKAk0bX/view?usp=sharing

Надеюсь, у меня получилось выполнить эту работу лучше ChatGPT 🙂

В моем тг-канале еще больше интересного контента:

  • Заметки о развитии агентства batonis.tech
  • Полезные ссылки - питчдеки, подборки инвесторов и т.д.
  • Наблюдения о трендах в индустрии IT Бизнеса

Ссылка на канал, подписывайся:

Начать дискуссию