Банкротство - это моя стихия и моя первая любовь

(Cтаж больше 14 лет). Финансы пришли позже. Но для меня право и финансы всегда идут рука об руку.

Хочу рассказать о горячем кейсе, где как раз банкротное право и финансы слились воедино.

Кейс: российский кредитор банкротит крупнейшего европейского депозитария в российском суде.

📌Российские инвесторы против Евроклира

Есть Евроклир - крупнейший европейский депозитарий. Из-за санкций на его счетах заблокировано 173 млрд евро российских активов. Писала об этом.

Есть больше 140 исков российских компаний и физических лиц, которые владеют ценными бумагами, заблокированными в Евроклире, и взыскивают с Евроклира убытки из-за заморозки этих активов.

Один из них, АО Гео-Системы, получает решение о взыскании убытков и подает заявление о признании Евроклир банкротом. АО Гео-Системы не едет в Бельгию, где зарегистрирован Евроклир, оно подает заявление о банкротстве в российский суд.

📌Банкротство иностранцев в России

Я представить себе не могла до 2022 года, что в российском суде можно будет банкротить иностранную компанию. Это было немыслимо – все попытки судами отторгались, доктрина банкротного права отрицала трансграничность для российского банкротства.

В 2022 изменилось всё – суровый Челябинский суд забанкротил кипрскую компанию Пандора Консалтинг, потом последовало еще 10-15 банкротств, которые суды вводили с различной степенью уверенности.

А в 2024 Верховный суд РФ в деле Westwalk сказал, что банкротить иностранцев можно и сформулировал критерии, при формулировке которых опирался на международное банкротное право. Так неожиданно российское банкротство, несмотря на санкции, а скорее благодаря им, въехало в мировую банкротную повестку.

📌Будет ли банкротство?

И вот Евроклир. Это огромный депозитарий, он учитывает ценные бумаги тысяч компаний. Эти бумаги покупали десятки тысяч российских инвесторов. Невероятно масштабное может быть банкротство - с десятками тысяч кредиторов и больше 170 млрд евро реестра.

Сейчас вопрос за судом - введет ли он банкротство в отношении Евроклира. Для этого суду надо будет установить, есть ли у Евроклира, иностранной компании, "тесная связь" с российской юрисдикцией. Настолько "тесная", что российский суд приобретает компетенцию банкротить европейскую компанию. Ждем ноября.

🔘🔘🔘

Банкротство дает шанс российским инвесторам, несмотря на санкции, вернуть вложенные деньги.

Банкротство – серьезный риск, который необходимо отслеживать каждому предпринимателю. Я всегда смотрю риски в этой части для своих клиентов, чтобы предотвратить на ранних этапах, или выработать стратегию защиты их личных активов.

Начать дискуссию