{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Тонкости договоров на рекламу: кто несёт ответственность?

"Как сделать так, чтобы платил он, а не я?" - вопрос от доверителя, который принёс мне на аудит договор с таргетологом. Попросил его посмотреть, потому что увидел пункт о необходимости платить все штрафы, которые накладываются на рекламный кабинет. И доверитель распереживался от такой несправедливости: почему рекламные материалы (РМ) готовит подрядчик, а ответственность за них (если они нарушают законодательство, и за это "прилетит" штраф от рекламной площадки) - должен нести заказчик? И, конечно, моего доверителя можно понять. Потому что в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ штраф за неправильную рекламу может быть до 500 тыс. ₽.

Вот, кстати, ещё некоторые размеры штрафов:

- ст. 14.3.1 КоАП РФ (реклама табака) – до 600 тыс. ₽

- ст. 14.37 КоАП РФ (рекламные конструкции) – до 1 млн ₽

- ст. 14.38 КоАП РФ (авто под рекламу) – до 1 млн ₽

- ст. 19.31 КоАП РФ (сроки хранения рекламных материалов и рекламных договоров) – до 200 тыс. ₽

Кстати, бывает, что с таким запросом приходят не заказчики рекламы, а сами таргетологи. Мол, нам не надо, чтобы мы несли за всё ответственность, а то дают нам какие-то картинки, просят сделать баннеры, а потом оказывается, что картинки чужие и их нельзя было использовать. И этих ребят (и девчат) тоже можно понять! Никому не хочется платить за чужие косяки

Но вернёмся к ст. 14.3 КоАП РФ. Её начало: «Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем…» То есть законодателю без разницы, кто будет платить штраф. И вот тут возникает вопрос: кто все эти люди? Один ли это человек или разные? Ответ - в ФЗ "О рекламе" 2006 года.

1) Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Это заказчик рекламы.

2) Рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. Это таргетолог / дизайнер, который делает рекламные креативы.

3) Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Это рекламная площадка (сайты, соцсети).

И там же, в ФЗ «О рекламе» (ст. 30), установлено разграничение ответственности. Читаем внимательно:

- Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

То есть если не удастся доказать, что ваш таргетолог или сама рекламная площадка виноваты в нарушении закона, то платить штраф придётся заказчику.

- Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства и подготовки рекламы.Если ТАРГЕТОЛОГ или ДИЗАЙНЕР нарушит чьи-то авторские права при изготовлении рекламного креатива (текст), использует изображение человека без его согласия, или, например, берёт какие-то картинки, не будучи уверенным в том, что их действительно можно использовать, и за это последует ответственность, - то именно изготовитель рекламных креативов (рекламопроизводитель) будет нести ответственность.

- Рекламораспространитель (РЕКЛАМНАЯ ПЛОЩАДКА) несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Правда, теперь всё гораздо понятнее? Мы разобрались, кто и за что несёт ответственность при нарушении законодательства о рекламе.

Но дилемму моего доверителя мы с вами ещё не решили: "Можно ли сделать так, чтобы платил ОН?"

Кто был на моих эфирах, мастер-классах или спичах на конференциях, уже наверняка запомнил фразу "Договор как подорожник" (с)

Именно в договоре можно предусмотреть решение самых разных возможных ситуаций:

* определить, что подрядчик будет использовать материалы только по открытой лицензии (CC0), а если нет - то сам несёт за это ответственность;

* указать, что Заказчик самостоятельно несёт ответственность за использование в рекламе материалов, которые им предоставлены;

* настоять на обязательном согласовании рекламных макетов (если вы не уверены в том, что таргетолог использует только "легальные" материалы);

* обязать подрядчика самостоятельно следить за изменениями в правилах размещения рекламы на рекламных площадках;

* прописать, какие действия будут предприняты при наложении штрафа, при блокировке рекламного кабинета, при его утрате,

* и многое другое.

Есть вопросы? Не стесняйтесь задавать их в комментариях!

Юрист для онлайн-бизнеса Елена Федорук
0
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mr seno 1

Елена, добрый день, у меня к вам деловое предложение, как с вами связаться можно в инстаграмм или телеграмм?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда