Лицензирование онлайн-образования: Что ждёт после получения лицензии?

Эта статья для всех, кто не в курсе, что происходит после того, как вы получили лицензию на образовательную деятельность. Со стороны кажется, что главное, получить разрешение (собственно, лицензия - это оно и есть), а потом заказывай себе в типографии дипломы или сертификаты и смело выдавай своим ученикам.

Что на деле:

  • Вы (даже если вы ИП) являетесь образовательной организацией, следовательно к вашему сайту предъявляются определенные требования (см. Приказ Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831, кому нужен текст этого приказа, пишите в директ, вышлю вам), и теперь на сайте должен быть не минимальнй комплект документов, а определенные разделы и внушительный список документов.
  • На каждого ученика заводится (и ведётся!) комплект документов, начиная с заявления о зачислении на образовательную программу, заканчивая приказом об успешном прохождении контрольных испытаний и выдаче документа об образовании. Каждый шаг вашего ученика документируется, и без помощника будет обойти нелегко (закладывайте бюджет на делопроизводителя).
  • Ваша деятельность должна соответствовать реализации образовательных программ, которые вы подавали с остальными документами для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. Бывает, что фирмы "под ключ", к сожалению, не разрабатывают программу под вас, а подают готовую (например, "Специалист в сфере госзакупок" вместо ароматерапии), так сказать, не утруждая вас процедурами согласования. И через пару месяцев после получения лицензии вы сталкиваетесь с проверкой на предмет несоответствия вашей деятельности поданной программе, вашего сайта требованиям закона, а ваших преподавателей - требованиям трудового договора (см. п. 4).
  • Ваши преподаватели должны быть оформлены по трудовому договору, с учебной нагрузкой, справкой о несудимости и прочими прелестями. Об этом также очень редко предупреждают люди, которые занимаются исключительно содействием в получении образовательной лицензии. Гарантийного письма о заключении в будущем договора с преподавателем для этого достаточно. Для дальнейшей работы - нет.

Что в итоге? Получается, что лицензия - это квест "Как её получить и не лишиться в первый год работы".

Про преподавателей и трудовые договоры давайте обсудим детально, потому что даже многие юристы опираются исключительно на закон, в котором указано о возможности заключения не только трудовых договоров с преподавателями, но и иных. И многие считают, что гражданско-правового договора достаточно. Обратите, пожалуйста, внимание, что при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности организация обязана соблюдать все лицензионные требования, в том числе к кадровому составу, привлеченному для образовательной деятельности.

В частности, образовательная организация должна иметь в штате или привлекать им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

По поводу характера деятельности педработников - читаем Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре". Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности. Преподаватель на почасовке не отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения с педагогическими работниками, привлеченными к реализации образовательных программ, не соответствует законодательству, что подтверждается и судебной практикой (Постановление Верховного Суда РФ от 28.07.2016 № 12-АД16-3; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № Ф04-2598/2018 по делу № А27-26511/2017; иное):

«Подпунктом «д» пункта 6 Положения № 966 установлено требование о наличии в штате лицензиата или привлечении им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Закона № 273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (примечание: в настоящий момент данное требование предусмотрено подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490).

Согласно положениям части 1 статьи 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Частью 21 статьи 2 Закона № 273-ФЗ определено, что педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о том, что привлечение к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников, на основании договоров гражданско-правового характера противоречит действующему законодательству Российской Федерации».

Органами контроля (надзора) в сфере образования и судами заключение гражданско-правовых договоров с физическими лицами, привлекаемыми для реализации образовательных программ, квалифицируется по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Действующее законодательство, административная и судебная практика позволяют предположить, что не только отсутствие трудовых договоров с педагогическими работниками, но и несоответствие педагогических работников квалификационным требованиям, предусмотренным профессиональными стандартами, квалифицируются Рособрнадзором с 01.01.2020 года как административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Лицензирование онлайн-образования: Что ждёт после получения лицензии?

И ещё один распространённый миф: ИП, оказывающий образовательные услуги лично, может получить образовательную лицензию на себя. Это, к сожалению, невозможно. Обращаемся к первоисточникам: в соответствии со ст.ст. 32 и 91 ФЗ "Об образовании", соискателем образовательной лицензии могут быть ИП, за исключением индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги непосредственно (то есть лично).

Читайте первоисточники! И, как в шахматах, рассчитывайте не на один ход вперёд, а думайте о партии в целом, а не о сиюминутной победе.

Начать дискуссию