Жан Тэнгли: Машины как искусство и разрушение

Жан Тэнгли (1925–1991) — швейцарский художник и скульптор, чьё творчество связано с кинетическим искусством и движением дадаизма. Тэнгли был новатором в мире искусства, который сделал машины центральным элементом своих работ, исследуя темы абсурда, разрушения и эфемерности. Его кинетические скульптуры, созданные из механических частей, двигались, создавали шум и часто самоуничтожались, бросая вызов традиционным представлениям о скульптуре и её долговечности.

Жан Тэнгли: Машины как искусство и разрушение

Ранние годы и влияние дадаизма

Жан Тэнгли родился 22 мая 1925 года в Фрибурге, Швейцария. С юных лет он проявлял интерес к технике и механизмам, что впоследствии нашло отражение в его творчестве. В 1944 году он переехал в Базель, где начал обучение в художественной школе. В этот период Тэнгли знакомится с идеями дадаизма, движения, которое оказало значительное влияние на его будущее творчество.

Дадаисты, такие как Марсель Дюшан и Курт Швиттерс, ставили под сомнение традиционные концепции искусства, используя в своих работах объекты повседневной жизни и исследуя абсурд и случайность. Эти идеи вдохновили Тэнгли на создание своих первых кинетических скульптур, которые позже стали его визитной карточкой.

Кинетические скульптуры и "Меты"

В 1950-х годах Тэнгли переехал в Париж, где начал активно работать над созданием своих кинетических скульптур. Эти работы, которые он называл "Меты" (от французского слова méta, означающего "за пределами"), представляли собой механические устройства, выполненные из металлолома и других найденных объектов. Эти скульптуры двигались с помощью моторов, издавали звуки и часто выполняли бессмысленные действия, такие как рисование беспорядочных линий на бумаге.

Одна из самых известных работ этого периода — "Метамеханическая скульптура" (1954), состоящая из беспорядочно вращающихся частей, которые создавали как визуальный, так и звуковой хаос. Эта работа, как и многие другие "Меты", демонстрировала абсурдность и эфемерность жизни, отталкиваясь от идей дадаизма.

"Гоммаж" и искусство самоуничтожения

В 1960 году Жан Тэнгли создал одну из своих самых известных и провокационных работ — "Гоммаж" (от французского gommer, что означает "стирать"). Эта скульптура представляла собой огромную механическую руку, которая была запрограммирована на самоуничтожение. На глазах у зрителей механизм работал до тех пор, пока не разрушался сам, оставляя после себя только груду металлолома.

Эта работа стала символом временности и преходящего характера не только искусства, но и человеческой жизни. Тэнгли бросал вызов представлению о том, что искусство должно быть вечным, вместо этого подчёркивая его эфемерность и изменчивость.

"Тинглатор" и другие крупные проекты

В 1962 году Тэнгли создал "Тинглатор" — гигантскую кинетическую скульптуру, построенную специально для Нью-Йорка. Это была одна из его самых амбициозных работ, представляющая собой огромное механическое устройство, состоящее из множества движущихся частей. Как и "Гоммаж", "Тинглатор" был запрограммирован на самоуничтожение, что вызвало большой интерес и обсуждения в художественном сообществе.

Тэнгли также работал над совместными проектами с другими художниками, такими как Ники де Сен-Фалль, с которой он создал серию "Нана" — ярких и жизнерадостных скульптур женщин. Их совместные работы отличались яркими цветами и игровыми элементами, что создавало контраст с более мрачными и разрушительными "Метами" Тэнгли.

Влияние и наследие

Жан Тэнгли оставил значительный след в истории современного искусства. Его работы вдохновили поколение художников, исследующих кинетическое искусство и механические формы. Он предвосхитил многие идеи, которые позже были развиты в медиа-искусстве, инсталляциях и перформансах.

Его подход к искусству как к эфемерному и саморазрушающемуся процессу бросил вызов традиционным представлениям о скульптуре и долговечности. Работы Тэнгли до сих пор выставляются в крупных музеях мира, таких как Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке и Центр Помпиду в Париже.

Интересные факты

  • "Карусель времени": Одна из самых известных его работ, находящаяся в Базеле, представляет собой огромную кинетическую скульптуру, движущуюся в вечном круге, символизируя бесконечность времени и его неизбежный ход.
  • Тенгли парк: В 1987 году в Базеле был открыт парк скульптур, созданных Тэнгли, где представлены его работы на открытом воздухе. Парк стал популярным местом для любителей искусства со всего мира.

Заключение

Жан Тэнгли — художник, который буквально оживил скульптуру, сделав движение и разрушение центральными элементами своих работ. Он смело экспериментировал с механизмами и случайностью, создавая произведения, которые ставят под сомнение вечность и ценность искусства. Его наследие продолжает вдохновлять и вызывать восхищение, демонстрируя, что искусство может быть не только созданием, но и разрушением.

Еще больше интересного в телеграм-каналах про искусство, подписывайтесь!
Следы на холсте - t.me/sledynaholste (великое)
вы видели? - t.me/didyouse (современное)

1 комментарий

Очень нравиться такое искусство, завораживает, можно вечно смотреть, любоваться...

1
Ответить