Как зарубежные компании поддерживают работников во время кризиса

Эпидемия COVID19 добавила проблем бизнесу во всем мире. А в РФ положение ухудшается еще и из-за СВО и постоянно вводимых санкций со стороны западных государств. Эксперты Общероссийского профсоюза работников торговли и услуг рассказали, какую помощь своим сотрудников в кризисные периоды оказывают работодатели за рубежом.

Во время и после эпидемии COVID19

В период самоизоляции все работодатели, представленные в РФ, обязаны были сохранить за работниками средний заработок. Во многих зарубежных компаниях существовали также и дополнительные выплаты.

Чтобы сохранить персонал, но при этом снизить затраты на аренду офисных площадей и поддержание их в работоспособном состоянии, компании в массовом порядке осваивают удаленку. Даже те, кто ранее не применял такой режим работы, вынуждены перестраиваться.

Но одной удаленки мало, во время эпидемии возросли и запросы сотрудников на гибкий график.

И если российские работодатели идут на такие послабления крайне неохотно, то зарубежные применяют вовсю и позволяют своим работникам до некоторой степени самим определять, когда им удобнее выполнять работу.

Тяжесть ситуации с новым, ранее неизвестным заболеванием и трудности, из-за него возникшие, негативно влияют и на психологическое состояние работников. В связи с этим многие зарубежные работодатели организовывают психологическую помощь своим сотрудника в виде:

  • Консультаций психологов, частично или полностью оплачиваемых работодателем или в рамках ДМС.
  • Групповых корпоративных психологических тренингов.
  • Иных мероприятий, направленных на снятие повышенной тревожности и достижение эмоциональной стабильности.

Сегодня уже можно сказать, что эпидемия пошла на спад и работодатели сделали определенные выводы. По оценкам экспертов и проведенным опросам трудоспособного и трудоустроенного населения, наиболее эффективными мерами поддержки стали:

  • Финансовые выплаты.
  • Расширение программ медицинского страхования.
  • Возможность удаленки или гибридного режима, гибкого графика.
  • Психологическая поддержка.

После начала СВО

Санкции в отношении РФ – не новость, большинство компаний, в том числе и зарубежных давно научились их обходить. Однако начало СВО изрядно пошатнуло бизнес с иностранным участием.

Западные компании, представленные в РФ, можно условно разделить на 3 группы:

  • Объявившие, что покидают Россию.
  • Приостановившие бизнес в РФ, в том числе перенесшие его в другие страны.
  • Продолжающие работать, несмотря на проблемы.

Таких, что приняли решение целиком и полностью покинуть Россию, не очень много. Они в, основном, продают свои активы и сокращают персонал. Мерой поддержки работников у них можно считать разве что повышенные выплаты работникам при сокращении. В среднем они составляют около 5-6 окладов.

Сейчас, через два года после начала СВО, часть из ушедших компаний (например, «Кока-кола») планирует вернуться. Сделать это они, конечно, могут (хотя проданные активы никто не вернет), но вот доверие не только потребителей, но и персонала им придется завоевывать заново.

Другие же, несмотря на громкие заявления, продолжают работать. Соответственно их персонал имеет те же корпоративные «плюшки» ( в основном ДМС), что и раньше.

Наибольшее количество западных компаний в РФ окончательно сжигать мосты не стали, но сообщили о сокращении бизнеса, приостановке поставок, консервации планов развития, закрытии магазинов и торговых точек.

При этом почти все они заявляют о намерении сохранить персонал и избежать сокращений.

Так, «Икеа» заявляла о намерении сохранить все льготы работников, продолжать выплачивать зарплату, а тем, кто остался без работы из-за закрытия магазинов, обеспечить другой функционал.

Однако за 2023 году распродала практически все ключевое имущество в РФ, запустила процесс сокращения численности персонала и не планирует возобновлять работу.

Но принадлежащие ей ТРЦ «Мега» и некоторые другие аффилированные юрлица работают в обычном режиме и готовы принять часть персонала.

Те же, кто остался, сворачивают новые проекты и пытаются адаптироваться к новым условиям, строят новые логистические цепочки, наращивают связи с российскими партнерами и представителями «дружественных» стран, интегрируются в российскую банковскую систему.

Многие бренды одежды, как распродающие в РФ остатки старых коллекций, так и пытающиеся наладить полноценные поставки в условиях санкций, поддерживают персонал путем введения частично оплачиваемых простоев, неполной рабочей недели, отправки в оплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска. Это позволяет сохранить его на случай возобновления торговли в полном объеме.

По примерно такому же пути идут компании в других отраслях реального сектора экономики, не предполагающего перевод основной массы сотрудников на удаленку для снижения затрат.

Часть иностранных бизнесменов в сферах айти, медийных технологий и некоторых других приняли решение вывести бизнес из РФ в пограничные страны вместе с работниками. Одни, предлагая своим сотрудникам релоцироваться, материально поддерживают их переезд, организуют специальные вывозные авиарейсы, оказывают юридическую помощь в получении документов и легализации статуса «на новом месте» и прочее.

Другие просто выплачивают материальную помощь на время адаптации.

Активно развиваются сейчас компании из Китая и других дружественных стран. Они активно занимают свободные ниши, «подбирают» освободившихся работников ушедших фирм и не брезгуют «переманиваем» из пока еще работающих. В качестве своих преимуществ они предлагают:

  • Перспективную работу и возможность развития.
  • Обучение, повышение квалификации за счет работодателя.

Что происходит в русских компаниях

Конечно, СВО и санкции не могли не затронуть и российские компании.

Многие из них лишились постоянных поставщиков, потеряли активы за рубежом. Но в целом они довольно неплохо справляются с трудностями и не планируют вовсе или прекращают мероприятия по оптимизации числа работников.

Среди наиболее популярных мер поддержки работников встречаются:

  • Разовые финансовые выплаты в размере от половины оклада до 2-3.
  • Расширение страховок.
  • Внедрение гибридных режимов работы.
  • Организация корпоративного транспорта и питания для работников, расширение социального пакета.
Начать дискуссию