Как разработать договор для маркетплейса: пошаговое руководство

Как разработать договор для маркетплейса: пошаговое руководство

Количество маркетплейсов в России растет (рынок не ограничивается WB или Ozon).
Появляются и нишевые решения. Их доля в 2023 году выросла на 27% и объем почти 600 млрд рублей. Согласно прогнозам при сохранении текущих темпов развития этот рынок может достичь 1 трлн рублей к 2026 году (по данным https:// datainsight.ru/).
При создании площадки центральный вопрос – какой договоры или договоры нужны.
Договор, как основа взаимодействия, должен быть не просто понятным, а полным (т.е покрывающим все необходимые вопросы и отношения).

Это руководство поможет Вам, если: - вы юрист и работаете с агрегатором и маркетплейсом; - вы фаундер площадки и хотите понять насколько корректен договор.

Шаг 1 Определите вид договора
Скорее всего на площадке одним договором вы не обойдетесь. Как минимум у Вас будут три стороны и отношения между ними:
- селлер и площадка;
- селлер и покупатель;
- площадка и покупатель
Под каждую из групп отношений нужен отдельный договор. Важно при выборе учитывать:
Функционал платформы: чем больше функций у маркетплейса (например, онлайн-платежи, доставка, гарантия), тем сложнее договор.
• Модель ценообразования: комиссия, подписка, фиксированная плата.
• Риски: зависят от типа товаров/услуг, модели b2b, b2c или c2c.
• Поддержка и услуги: какие сервисы предоставляет платформа (техническая поддержка, консультации, маркетинг).
• Географические ограничения: работает ли платформа на международных рынках?
Шаг 2: Определите способ акцепта договора
Если вы работаете в формате публичной оферты, тог вам важно как стороны акцептуют договор.
Способ акцепта на самом деле будет отличаться для B2B и B2C площадок. Но чаще всего используются:
- нажатие кнопки (проставление галочки);
- верификационный платеж;
Шаг 3: Определите стороны договора
Первое, что нужно сделать, это четко обозначить стороны документа. Это может быть Ваша компания и продавцы, либо Ваша платформа и покупатели.
Шаг 4: Опишите предмет договора
Четко сформулируйте, какие товары или услуги будут предоставляться через Ваш маркетплейс. Укажите условия продажи и меры ответственности сторон.
Предмет конечно зависит от вида договора. Избегайте договоры по которым не возможно определить правовую природу: «информационно- консультационные услуги и прочее».
Шаг 5: Установите права и обязанности сторон
Разделите обязанности между Вами и продавцами/покупателями. Обязательно укажите:
- кто для конечного потребителя продавец (конструкции могут быть разными);
- как размещается товар на площадке (кто делает описание, фото). Есть ли модерация объявлений;
- кто отвечает за качество товаров перед покупателем;
- кто обрабатывает заказы;
- как доставляется товар (кто отвечает за это);
- какие условия возврата;
- как будет осуществляться разбирательство в случае претензий;
- вознаграждение площадки (в том числе за дополнительные услуги).
Шаг 6: Причины для прекращения договора
Это важный пункт, который оговорит, при каких условиях любой из сторон может прекратить действие договора. Опишите действия, которые будут считаться нарушениями, и последствия за них.
Как это будет происходить.
Шаг 7: Условия конфиденциальности
Если в процессе работы Ваши стороны будут обмениваться конфиденциальной информацией, обязательно включите пункт о конфиденциальности. Укажите, как будет защищаться эта информация.
В большей степени речь идет об отношениях с селлерами (это может относится к данным о продажах, расчетах и тд).
Шаг 8: Юридическая сила договора
Не забудьте указать, что договор вступает в силу с момента его подписания и будет действовать до его отмены. Также обозначьте, как будут осуществляться изменения.
Конечно в 90 % случаев площадка работает с договорами – оферты.

11
Начать дискуссию