Священные лодки и божественные места для отдыха

Процессия с божественной баркой Амона-Ра. Рельеф с Красной часовни Хатшепсут.
Процессия с божественной баркой Амона-Ра. Рельеф с Красной часовни Хатшепсут.

Важной частью древнеегипетских празднеств были торжественные процессии, в которых жрецы переносили золотые, украшенные драгоценностями культовые статуи богов. Эти статуи находились в особых переносных храмах, выполненных в форме миниатюрных лодок, известных как священные барки. Эти модели были покрыты золотой фольгой и украшены инкрустациями из драгоценных камней: лазурита, бирюзы и сердолика. У каждого божества была своя собственная барка, которую жрецы переносили по суше на платформах с длинными несущими шестами. У каждой лодки на носу и корме были две впечатляющие фигуры, по которым можно было определить, какому богу принадлежит эта барка. Например, барка Амона была украшена головами баранов, так как это животное было священным для него; у Мут — головы женщины в Двойной короне, а барка Хонсу имела головы соколов с изображениями лунных серпов и дисков.

Процессии начинались из святилищ Карнакского храма и продвигались по священным проспектам в сторону храма Луксора или к ожидающим их речным баржам, которые перевозили барки дальше вверх по Нилу, к Луксору, или через реку на западный берег Фив, к заупокойным храмам фараонов. Порой боги (и, конечно, жрецы, которые их несли) нуждались в отдыхе от жары и пыли долгого пути. Поэтому многие фараоны предусмотрительно строили по пути удобные храмы-убежища для остановок. И, естественно, не упускали возможности напомнить о собственной щедрости — фараоны называли эти места в свою честь и украшали храмы надписями и изображениями, где подчеркивалось их благочестие перед богами. Например, сцены на "Красной часовне" царицы Хатшепсут (ок. 1473–1458 гг. до н.э.) в Карнаке изображают несколько таких придорожных святилищ, которые она возвела между храмовыми комплексами Карнака и Луксора.

Египетские боги и их жрецы, похоже, никогда не спешили достичь места назначения и не упускали возможности воспользоваться этими местами для отдыха. Едва Амон-Ра покидал свое святилище, как уже делал остановку прямо на собственном пороге. Великий Первый двор Карнака насчитывает как минимум три святилища для отдыха, построенных фараонами Сети II (конец XIX династии), Рамсесом III (начало XX династии) и Тахаркой (XXV династия) для использования священными барками и их свитой жрецов. Первое из этих святилищ как по времени создания, так и по местоположению было построено Сети I, который задумал, чтобы его Великий гипостильный зал служил местом для отдыха Амона-Ра еще до того, как тот покинет собственную "гостиную". Надписи на архитравах в его центральной части описывают зал как "место отдыха" и "место явления Господа Богов (то есть Амона), с Мут и Хонсу, следующих за ним, чтобы отдохнуть в его памятнике". Сети утверждает, что он построил его как "прекрасное место для отдыха Божественной коллегии, где Амон может отдохнуть, и как место явления Господа Богов во время его ежегодного праздника". Надписи подчеркивают ключевую роль Великого гипостильного зала в грандиозных священных процессиях, которые были в центре крупных праздников, таких как Опет и Праздник Долины.

11
9 комментариев

Вот сколько уже времени собираюсь туда слетать а все никак не получается, нужно все же выбрать время, довольно интересные места там есть.

1
Ответить

Жалко что многие из артефактов древности находятся слишком далеко от туристических мест. Трястись в автобусе по пустыне весь день - ну такое себе удовольствие

Ответить