Из чего же, из чего же сделаны современные подростки?

EdTech компания «Леони» недавно провела исследование на основе психологического тестирования школьников, в котором принял участие 251 подросток в возрасте от 13 до 18 лет, из них 53% – девушки и 47% – юноши. Интересно, что наши данные демонстрируют несоответствие между тестовой оценкой у подростков навыков, обобщенно называемых "soft skills", и их самооценкой этих навыков. Хотите подробности? Поехали!

Вывод №1 - Подростки в большинстве случаев переоценивают свои soft skills.

В современном обществе наблюдается повышенный интерес к soft skills (эмоциональному интеллекту, саморегуляции, навыкам общения и организаторским способностям). Несмотря на это, современная школьная система образования все еще недостаточно оснащена методическим и практическим инструментарием для формирования soft skills, продолжая фокусироваться на hard skills. На это влияет также факт, что мягкие навыки в принципе сложно объективно измерить. Все эти факторы способствуют появлению и закреплению у подростков завышенной самооценки этих навыков.

Из чего же, из чего же сделаны современные подростки?

Подобные неадекватные представления могут привести подростков к фрустрации и разочарованию при столкновении с реальными трудностями в более старшем возрасте, например, при поступлении в вузы.

По результатам самооценки трудолюбие на высоком уровне оценили 45,9%, ответственность – 58,3%, дисциплинированность – 51,6%, организованность – 47,9%, пунктуальность – 36,5%. Однако по результатам тестирования лишь 6,2% действительно организуют свое рабочее время эффективно. Также подростки завышают оценку своего умения понимать чужие эмоции: 55,7% считают этот навык у себя развитым, тогда как тестирование показало лишь 28%.

Вывод №2 - Подростки недооценивают свои физические навыки.

При этом подростки недооценивают свои физические навыки (силу, ловкость, координацию). Всего 6,3% при самооценивании выбрали развитые физические навыки, при этом на основе опроса 34,9 % оценили навыки как высокие. Многим из опрашиваемых кажется, что им не хватает энергичности (27,1% оценили эти качества на низкий уровень по результатам самооценки). Подобные результаты не удивительны, ведь в современном информационном мире интеллектуальный труд обычно ценится выше физического, поэтому подростки и занижают свои физические навыки.

Вывод №3 - Подтверждаем факт гендерных различий.

Согласно многим исследованиям, девочки демонстрируют более высокие результаты в вербальном мышлении, а мальчики в ориентации в пространстве. По результатам исследования «Леони» девочки лучше мальчиков справляются с текстовыми заданиями и заданиями на перевод образа в словесное описание, у мальчиков же выше результаты по пространственному мышлению и глазомеру.

Из чего же, из чего же сделаны современные подростки?

Вывод №4 - Очень важно для подростков исключить в ходе обучения все отвлекающие факторы

Непростым заданием для подростков оказался поиск изображений на "сложной" картинке (31,9 % участников показали низкий результат), а также выполнение задания на внимание на фоне шума (34,1 % показали низкий результат). Для сравнения, в группу тех, кто плохо справился с аналогичным заданием на внимание без шума, попало почти в 2 раза меньше участников.

Из чего же, из чего же сделаны современные подростки?

Подросткам сложнее сознательно подавлять реакции на отвлекающие факторы из-за недостатка опыта в управлении вниманием. Механизмы когнитивного торможения (умения игнорировать ненужную информацию) находятся в процессе формирования, следовательно, очень важно при обучении убирать все отвлекающие факторы.

Вывод №5 - Подростки зачастую действительно не уверены в себе.

В целом подростки считают себя самостоятельными (59,4% отмечают, как высокий уровень), ответственными (51,6%), эмпатичными (55,7%) и дисциплинированными (58,3%). В то же время многие из них ощущают, что не очень нравятся окружению (27,4 %, отвечая на вопросы, отметили низкий навык самопрезентации), так что извечный тезис о том, что подростки не уверены в себе, имеет место быть.

Из чего же, из чего же сделаны современные подростки?

Делитесь в комментариях: с какими из выводов вы согласны или нет, и почему, а также тем, какие исследования в сфере образования для вас наиболее интересны!

44
Начать дискуссию