Не знаю как вам, мне очень жаль, что уютные продуктовые магазины формата «у дома» были почти полностью вытеснены крупными торговыми сетями.

С ними действительно было очень сложно бороться, возможности в ценообразовании у них гораздо выше. Поставщики прикормлены, территории отжаты, а бюджеты вываливаются со счетов.

Но тенденции меняются, сейчас открытие новой точки «федералов» больше раздражает потребителей чем радует.

Похожие как близнецы магазины с одинаковым ассортиментом, акциями и уровнем сервиса на каждом шагу, уже не привлекают, «новизна» очередного магазина отдает нафталином и нужен он нам так же, как ремейки советских комедий.

Вся стратегия развития «федералов» заключалась только в гонке «кто откроет больше магазинов» но потенциал развития только в ширь закончился. На данный момент клиентам нужно, что-то большее чем просто «необходимое рядом».

Качество ассортимента стало важнее разнообразия, а все доступность бренда всё чаще ассоциируется с массмаркетом низкого качества.

Мы стремимся к эксклюзивности во всем, продукты, которые нравятся именно нам, формат удобный нам, даже продавцы, которые знают нас и наши вкусы. Это то, что стало ценно относительно недавно, но обратной тенденции не предвидится.

Так что же нужно для победы Давида над Голиафом?

Определимся с термином, эксперты определяют «магазин у дома» как торговую точку с ассортиментом до 2000 наименований и площадью торгового зала до 300 кв.м.

Главное преимущество магазина у дома — он рядом! Часто такие магазины располагаются непосредственно на первых этажах жилых домов или рядом с ними. Если с локацией всё ясно, и она удачна, то дальше сложнее.

Первым делом - правильно подобранный ассортимент.

Не более чем трёх видов товара в каждой категории, предпочтение следует отдавать самым востребованным маркам. Такой вариант помогает разумно использовать торговую площадь, сокращает время покупки посетителей, а также его легко менять. Задавайте вопросы покупателям, собирайте отзывы, спрашивайте пожелания. Всем вы, конечно, не угодите, но ТОП 3–5 составите определённо.

Продукты, которых не найти на прилавках супер-пупер-мега-маркетов. Еще один хук от вас «федералам». Продукты местных не больших производств, по качеству превосходят известные марки и договорится с производителями гораздо легче. Ассортимент штучных сладостей: жвачки, яркие мармеладки, батончики и тп. Привлекут детскую клиентуру, а там, где дети там и неумеющие им отказать взрослые.

Главное люди, и не важно с какой они стороны прилавка. Вашему персоналу должен нравиться магазин, в котором они работают не меньше, чем покупателям. Вежливый и доброжелательный персонал, который активно общается с клиентами и беседует с ними не только с целью продать товар и создает ту самую ламповую атмосферу и уюта, за которой хочется вернуться. Купить гречку можно везде, а вот обсудить, почему она так подорожала, только «у дома».

Общаться с клиентами можно и в off-line. Сообщайте о поступлении свежих товаров, новинок, акциях в соц. сетях, получайте обратную связь, анализируя ее можно убрать лишнее и добавить нужное в вашей стратегии.

Быстро и со вкусом. Клиенты небольших магазинов идут в маленькие магазины если не со списком продуктов, то с более-менее четким планом и хотят сделать покупки максимально быстро, а не бродить во фрустрации в гипер-мега-маркетах с мыслью – чего же мне еще захотеть.

После работы все бегут в ближайший магазин, с желанием как можно быстрее совершить все покупки, успеть приготовить ужин и отдохнуть. И тут на кассовом аппарате случается сбой, и вся очередь выливает негатив на продавца, улыбаться клиентам в такой ситуации даже как-то опасно.

Как защитить сотрудников от негатива, а магазин от убытка? Вынужденный простой – это всегда убытки для торговой точки, получать деньги от покупателей «мимо кассы», без выдачи чека нельзя (такие операции незаконны и за них полагается штраф). Чем дольше не функционирует касса – тем больше убытки, а потеря репутации у клиентов — это куда хуже.

Многие руководители торговых точек не вспоминают про кассовое оборудование до тех пор, пока оно не тормозит продажи и не начинает приносить убытки. В редких случаях кассир может нормаль объяснить какая штучка сломалась, после того как он что-то нажал, и оно само…, так чтобы технический специалист его понял, ему приходится выезжать на точку и разбираться с проблемой на месте, а это время и деньги, деньги, но уже вам, а ему.

Постоянный автоматический мониторинг работы оборудования решит проблему. Приложение ScanKass достаточно просто устанавливается на компьютер, к которому подключено кассовое оборудование. Программа проводит мониторинг параметров работы оборудования в фоновом режиме и уведомлять об ошибках сотрудника магазина и/или службы техподдержки, чтобы он оперативно принял необходимые меры (кроме того, в сообщении будет указана рекомендация по устранению проблемы). Вы можете заранее планировать профилактический ремонт оборудования (если какая-то деталь выходит из строя, ее можно найти и заменить в спокойном режиме) и соответствующий бюджет. А во-вторых, если поломка все-таки произошла, техническому специалист может оперативно приступить к ремонту. Таким образом, простой кассы либо вообще не возникает, либо его время сокращается до минимума (в среднем до 17 мин. в год). Приложение для мониторинга касс можно скачать бесплатно на сайте https://scankass.ru/

Главное заплатить и еще раз заплатить налоги…

Для поддержания предпринимателей в тонусе регулярно вводятся нововведения в законодательстве, уследить за этим очень сложно, а разобраться почти невозможно. Честный знак, он же разрешительный режим, он же маркировка, ЕГАИС и фискальный накопитель, тариф ОФД - жутковато. Без всего этого торговать просто нельзя, оштрафуют, заберут лицензию или совсем закроют. Разбираться в этих тонкостях должен и предприниматель и его сотрудники. Рекомендую регулярно проводить обучение персонала у специалистов.

Подытожим

Магазины у дома — это хорошо забытое старое! Грамотный маркетинг, знание основ мерчандайзинга и современные IT-технологии могут сделать этот бизнес конкурентоспособным и рентабельным.

1 комментарий

Туда люди ходят за хлебом и молоком, близость к дому - главный критерий выбора. А не уровень сервиса и акции.

Ответить