Дробление бизнеса. Общепит.

Дробление бизнеса. Общепит.

Разделение бизнеса с целью налоговой оптимизации, что и означает дробление бизнеса, встречается практически в каждой отрасли малого и среднего бизнеса. Не исключением и являются организации общественного питания, к которым относятся рестораны, кафе, бары, кофейни и другие заведения.

Под прицел налогового органа потенциально может попасть любая сеть заведений общественного питания, которая представляет собой группу юридических лиц и (или) ИП, объединенных одним брендом.

Конечно же этого недостаточно для того, чтобы признать такую сеть дроблением, однако именно общий бренд (товарный знак) является одним из видимых и выявляемых признаков, с которого налоговым органом начинается анализ группы компаний на предмет выявления признаков дробления.

Итак, первый признак – это использование группой компаний одного товарного знака. Усугубляется этот признак отсутствием факта заключения договора между владельцем товарного знака и компанией, которая его использует.

Как правило один бренд означает и единое меню, единое оформление и единую концепцию заведений.

Другим признаком дробления является перераспределение продукции (например, полуфабрикатов), а также финансов между компаниями (заведениями). Как правило, в случае недостатков полуфабрикатов, либо денежных средств для их закупа, одна компания группы помогает в этом другой. Компания использует полуфабрикаты, которые были закуплены другой компаний, учитывает у себя во внутреннем учете, однако между ними отсутствует договор об их приобретении. Либо компания выдает займ другой компании, как правило формально, и этот займ впоследствии не возвращается.

То же самое происходит и с сотрудниками. Нередки ситуации, когда официанты, либо администраторы заменяют друг друга в заведениях несмотря на то, что эти заведения принадлежат другим компания (ИП), в которых они даже не устроены по совместительству.

Когда пытаешься убедить, спустя 5 минут знакомства, стать номиналом в своей ОООшке
Когда пытаешься убедить, спустя 5 минут знакомства, стать номиналом в своей ОООшке

В чем же может быть необоснованная налоговая выгода для общепита и квалификация сети заведений в качестве дробления бизнеса?

Важно отметить, что перечисленные выше признаки, будут квалицированы как дробление бизнеса только тогда, когда имеется необоснованная налоговая выгода. Классическим случаем является применение каждой компанией группы упрощенной системы налогообложения, при условии, что совокупная выручка превышает лимит для применения, установленный налоговым законодательством. Еще хуже – если собственники бизнеса открывают компании для своих заведений тогда, когда имеющаяся компания или компании подходят под лимит выручки и до ее превышения остается совсем немного времени. И еще хуже – если компании открываются на родственников, друзей, сотрудников или даже на себя.

Более мелкие сети заведений могут использовать патентную систему налогообложения, и чтобы на ней оставаться применяют тот же путь, что описан выше.

Другим случаем необоснованного дробления является разделения самого заведения на несколько компаний. Например, юридическому лицу принадлежит часть зала обслуживания и бар (ведь лицензию может получить лишь юридическое лицо), а индивидуальному предпринимателю кухня. И никакого договора, а также разумной причины такого разделения не имеется, лишь экономить на налогах, применяя патент для ИП.

Дробление бизнеса. Общепит.

С 2025 года разделение кухни и зала на двух субъектов (ООО и ИП) также будет признаваться дроблением бизнеса, если они оба будут применять УСН и их совокупная выручка будет превышать 60 млн. рублей. Связано это с обязанностью плательщиков УСН платить НДС при превышении выручки в 60 млн. руб. Конечно же, общепиту повезло, и он может применять льготу по НДС, но для этого нужно соблюдать ряд критериев.

Крупные сети заведений также могут подпасть под дробление бизнеса даже если они применяют общую систему налогообложения. Здесь речь идет о применении льготы по НДС, критерий для которой – наличие выручки не выше 2 млрд. рублей. Если группа компаний в совокупности превышает указанную выручку – это тоже может быть дробление бизнеса.

Как общепиту избежать дробления бизнеса?

1. В первую очередь реальные процессы должны совпадать с юридическими. Если передается товарный знак, значит нужно иметь основание для его передачи, например лицензионный договор или договор франшизы.

2. Каждая компания группы должна быть самостоятельной бизнес-единицей – иметь сотрудников в штате, арендовать помещение, закупать продукты и оборудование, нести расходы, иметь законные источники финансирования. Внутригрупповые сделки должны быть реальными, иметь разумное обоснование, документальное оформление, а самое главное они должны исполняться в полном объеме.

3. Все вспомогательные бизнес-процессы (бухгалтерия, маркетинг, управление) должны быть либо созданы внутри каждой компании группы, либо иметь реальный единый центр управления, управляющую компанию, с которой компании заключают договор и оплачивают услуги.

4. Создание сети заведений должно иметь разумную деловую цель – развитие франшизы, диверсификация владения, привлечение инвесторов и заключение с ними корпоративных соглашений. Разделение бизнеса не должно преследовать исключительно налоговые цели.

22
Начать дискуссию