Что такое имидж, и кому он нужен?
Здравствуйте!
Меня зовут Галина Рублева, я персональный имиджмейкер с 20-летним опытом работы, член Лиги Профессиональных имиджмейкеров, бренд- стратег, со-основатель имидж и бренд агентства IP Agency и двух образовательных проектов; автор методики «Диагностика личности»; писатель, спикер, преподаватель ВУЗ-ов.
Это моя не первая статья, но первая здесь, на vc.ru.
Немного о моём опыте в сфере имиджа...
Начать свой блог здесь я хочу с главного понятия, практическому исследованию которого, я посвятила более 20 лет. За это время рынок, потребности людей и уровень осведомленности в теме имиджа сильно менялись, но некоторые вещи пока остались неизменными.
Во-первых, профессия «имиджмейкер» в нашей стране до сих пор официально не существует, хотя у нас, в Лиге Профессиональных имиджмейкеров, все готово, чтобы эту профессию кодифицировать, поэтому пока каждый понимает слово имидж и имиджмейкер в силу своего профессионального и личного опыта.
Во-вторых, большинство до сих пор считает что имидж — это про стиль и дорогие часы, а кто-то думает, что это "опасная" западная технология для манипуляции человеческим сознанием. В этой статье я не буду рассказывать о том, какой большой путь пройден в работе над созданием Русской школы имиджелогии в нашей стране Президентом Лиги Профессиональных Имиджмейкеров Виктором Максимовичем Шепелем, и как 9 лет в Екатеринбурге и 9 лет в Петербурге я обучала в нашей компании Имидж-Профи специалистов по имиджу, для которых так и не сформировались рыночно-экономические условия для того, чтобы такие эксперты стали востребованы.
Конечно, это увлекательный рассказ, и он вызовет большой эмоциональный отклик, как и все темы, где есть попытки изменить существующую систему. Но давайте сегодня начнем разбираться в понятии имидж, и в чем же для нас «простых» деловых и активных людей есть реальная польза, если мы начинаем работать над своим имиджем сознательно.
Что такое имидж, и в чём его польза?
Сразу скажу, имидж — это не стиль, и не личный бренд, и не репутация.
Но! Именно имидж является важной и неотъемлемой составляющей всех этих конструкций. Любое понятие мы можем рассматривать и на философско-психологическом уровне, и на технологичном, прикладном уровне.
Не стоит также приравнивать имидж к искусству самопрезентации, поскольку это более узкое понятие, обозначающее умение нравиться людям, производить благоприятное впечатление. Самопрезентация - это искусство подать себя в обществе, через три канала восприятия (визуально, аудиально и на подсознательном уровне), демонстрируя достоинства, и затеняя недостатки. Одно из главных условий удачной самопрезентации - это знание своих сильных сторон, адаптивность, умение вести себя в различных ситуациях общения, знание этикета и естественность. Об искусстве самопрезентации я напишу следующую статью с конкретными рекомендациями. А теперь пойдем в понятие имидж чуть глубже...
Имидж (с англ. «image» - образ, изображение) — это преднамеренно или бессознательно создаваемое впечатление о личности, социальной или экономической структуре.
Именно впечатление, а не оценка, как рациональный факт деятельности сознания. А раз это впечатление, то большую роль здесь играют следующие вещи:
- Невозможно нравиться всем! Важно понимать, что на разных людей мы будем производить разное впечатление - кому-то будем нравится, а кого-то раздражать. Поэтому необходимо определить приоритетные целевые группы и аватары клиентов, партнеров - кому мы хотим нравиться, с кем хотим работать и сотрудничать. Необходимо понимать психологию этих людей и ценности. А для этого надо понять себя и свои цели, именно поэтому мы начинаем с Диагностики личности.
- Человеческий мозг ленив, зачастую любит шаблоны и мыслит устойчивыми стереотипами. Но! Они тоже разные, в зависимости от социального и культурного уровня. Если в одной среде на вас посмотрят странно и подумают: «что она из себя строит», если вы пьете чай, поднимая чашку чая с блюдцем, то в другой среде, если вы так не делаете, люди молча, и не подавая вид, заметят, что вы не владеете базовыми знаниями по этикету и не обучены манерам поведения за столом. Конечно, это не критично, ведь соблюдение правил этикета не является обязательным, а с детства многие помнят фразу, что главное быть хорошим вежливым человеком. Как будто образ хорошей девочки или мальчика кому-то помог сделать карьеру или бизнес (но это тоже уже тема другого разговора...).
Помните, что...
Поэтому первый шаг в работе с клиентом по формированию имиджа – это глубокий анализ личности, биографии, профессионального опыта, социальной среды, анализ целей, личного видения. Для меня важно, чтобы клиент познакомился с собой заново и осознанно. И только потом у нас появляется план работы над имиджем, репутацией и персональным брендом.
Зачем формировать имидж, и что он даёт?
Я считаю, что понимание этого вопроса – это часть «обязательной программы» для любого человека, который стремиться к реализации.
Разберем неочевидные функции имиджа.
- Комфортизация межличностных отношений.
Это одна из центральных функций имиджа. На базовом уровне это про то, как нравиться людям и производить позитивное впечатление. Если идти дальше, то это про создание "чувства безопасности" у нашего окружения - коллег, партнёров, и даже разово появляющихся людей в нашей жизни.
Почему эта функция имиджа является одной из ключевых для нас, как экспертов и специалистов?
Потому что мы готовы платить большие деньги людям, с которыми мы находим то самое чувство “безопасности”, мы выбираем именно таких личностей в качестве наставников, партнёров и друзей.
Разберём на конкретном примере...
Приходя на переговоры, любой человек чувствует себя дискомфортно, присутствует неуверенность в той или иной степени, поскольку сложно предугадать ход встречи и её результаты.
И в этом случае, мы должны взять на себя более "сильную роль", перехватив инициативу "комфортизации" отношений и снятия напряжения. Как этого добиться? В первую очередь, расслабиться самому, перед тем, как войти в помещение - выдохнуть, опустить плечи вниз, можно заложить руки за спину, чтобы распрямиться, прийти в состояние спокойствия и уверенности. Если сделать всё правильно, это чувство автоматически передастся собеседнику, и встреча 100% пройдет более комфортно и продуктивно.
- Психотерапевтическая функция.
Суть ее в том, что для создания имиджа мы должны найти т.н. «точку сборки», опору внутри себя, осознать свою индивидуальность и незаурядность, то, что невозможно скопировать.
Благодаря этому осознанию у нас появляется устойчивое позитивное настроение и уверенность в себе, повышается коммуникабельность, улучшаются наши навыки самопрезентации.
Именно поэтому работу с клиентами по построению имиджа я начинаю с 5-недельной индивидуальной работы - «Диагностики личности», где мы шаг за шагом раскрываем «кто вы и про что» от природы, а не из чужих и выученных представлений о себе.
- Личностно-возвышающая функция:
Благодаря осознанию своей харизмы и талантов, и созданию вокруг себя ореола привлекательности, мы становимся социально востребованными и раскованными в проявлении своих лучших качеств.
Обладая здоровой самооценкой, нам комфортно конкурировать, проявлять себя и принимать признание. На этом этапе мы способны «удерживать» интерес к своей личности не за счет хайпа (бич современности - клиповое мышление, удерживать внимание собеседника или аудитории сейчас не так просто), а за счет нашей идентичности и аутентичности.
Однажды выстроенный на сильных природных качествах имидж, будет работать на вас всю жизнь, и вы будете выигрывать на фоне тех, кто в суете что-то пытается делать, гоняясь за трендами, проживая синдром упущенной возможности.
- Межличностная адаптация.
Сегодня люди много мигрируют, перемещаются - будь то смена места работы, климатическая или политическая миграция. И поверьте, этот тренд будет набирать обороты!
Адаптация к среде проходит легче, когда есть внутренняя устойчивость и понимание себя.
Благодаря внутренней проработке и пониманию «кто я, и чего хочу», вы не будете «терять себя» в новой обстановке, и сможете быстро вливаться в социум, принимая с легкостью новые условия.
Вы сможете меняться, но оставаться верными своим жизненным ориентирам и ценностям. Сможете презентовать себя в любой среде, и быть «своим», сохраняя верность своей природе.
Это не все функции имиджа. Многие приходят к имиджмейкерам и бренд стратегам, для того, чтобы сэкономить время и свои деньги, чтобы быстрее выйти на новый уровень реализации, доходов, качества жизни и прийти к своим целям.
Почему важно сознательно формировать свой имидж?
Имидж есть у всех, независимо от того, знаем мы законы и правила формирования имиджа, или не догадываемся об этом. Имидж может «гулять сам по себе» или работать на нас или против нас. Поэтому не стоит думать, что...
Относитесь к формированию своего имиджа, как к работе над внутренней культурой.
Я часто сталкиваюсь с мнением, что если у тебя есть интеллект и образование, или деньги и связи, или талант, и природное обаяние, то этого достаточно.
Смотря для чего. Для жизни – да.
А для реализации своих талантов, потенциала, и для того, чтобы оставить НАСЛЕДИЕ нужна другая система координат. Все зависит от того, что для вас реализация, насколько вам важно быть примером для своих детей, насколько вы эстет и стратег.
Заключение.
Если вы только начинаете свой путь в мир имиджа и личного бренда, рекомендую посмотреть мой вебинар "Психология имиджа", где мы подробно разбираем такие вопросы, как:
1. Как работает имидж?
2. Главные опоры для создания имиджа;
3. Три уровня работы над имиджем;
4. Почему важно работать над ассоциациями о нас и многое другое.
Если вы уже готовы начать формирование имиджа, то я могу стать вашим персональным имиджмейкером и бренд-стратегом, обращайтесь в наше агентство IP Agency, где мы занимаемся выстраиванием личного бренда, работаем с позиционированием и имиджем предпринимателей, топ-менеджеров и экспертов или начните с «Диагностики личности», если вам важно понять себя и получить стратегию реализации, подходящую именно вам.