{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Путин и возможности совместных осознанных действий: социальное созидание (часть 2)

Первая часть. Оригинал.
Автор: Отто Шармер. Преподаватель Массачусетского технологического института. Соучредитель Presencing institute. Автор методологии социальных изменений – Теории U. Переводчица – Ольга Гурова, участница сообщества deep mind.

ТГ–канал deep mind про сознательный капитализм, человечный бизнес и личное развитие.

Размышления о текущем моменте

По мере того как безрассудное [военная операции] и военные преступления против украинского народа распространялись и становились все более жестокими, мне было трудно сосредоточиться и продолжить писать свои размышления о нашем текущем моменте. То, что мы видим, – это именно то массовое усиление состояния отсутствия – социального поля разрушения – о котором я писал в первой части этого эссе. Единственный выход, который я нашел, – это путь внутрь (словами из замечательного подкаста, к которому я еще вернусь): размышление о своем личном опыте.

В первой части [перевод на русский первой части здесь] этого эссе я размышлял о текущем моменте через призму отсутствия – призму социального поля, сформированного грамматикой разрушения. В итоге мы видим широко распространенное чувство депрессии и отчаяния. Это чувство подтверждается огромным количеством данных. Если у вас нет депрессии, то вы (скорее всего) потеряли связь с действительностью. Другими словами: если вы не находитесь в полном отрицании того, что мы коллективно делаем с нашей планетой, друг с другом и с самими собой, то вы можете быть только подавлены. Или возмущены. Или и то, и другое.

В этой части я предлагаю вам взглянуть на текущую ситуацию через призму зарождающихся будущих возможностей – через призму социального поля, сформированного грамматикой трансформационного со-творчества (см. рисунок 1).

Рисунок 1: Присутствие и отсутствие: Две социальные грамматики, два социальных поля (Источник: Scharmer 2018)

5. Самая важная и малоизвестная история нашего времени

Позвольте начать эту часть со связи текущего момента с чувствами в нашем собственном теле. В моем случае я ощущаю диссонанс, связанный с двумя разными чувствами: депрессией и возможностью.

Сначала депрессия. В первые несколько дней российского [военной операции] в Украину, как и все остальные, я с мукой наблюдал за разворачивающимися новостями. Часть моего разума пыталась принять то, что ясно видели мои глаза и мой интеллект. Этот опыт вызвал своего рода дежа вю. Мое тело вспомнило, что у меня уже было такое чувство. Я чувствовал его в начале эпидемии COVID. Я чувствовал его, когда Трамп был избран президентом (и в какой-то степени на протяжении всего его президентства). Я чувствовал его 11 сентября. Может быть, вы тоже это чувствовали, при тех же обстоятельствах или в каких-то иных? Сейчас, наверное, всем нам знакомо это чувство замирания: вы чувствуете, что кто-то выбил почву у вас из-под ног.

Когда мы смотрим на весь этот комплекс разрушительных событий, которые за последние несколько десятилетий выбивали почву из-под наших ног, – что мы видим? Что этот опыт делает с состоянием нашей души? Я поглощен этими событиями и зациклен на них. Меня вытягивает из собственного тела; я чувствую себя беспомощным, а иногда даже немного парализованным. Одним словом, я впадаю в депрессию. Я чувствую себя оторванным от своей собственной способности к действию. Я предполагаю, что сегодня именно так чувствуют себя многие из нас.

Общество с коллективной депрессией – это широко распространенное явление, которое признают многие люди, особенно молодые и наиболее чувствительные. Если вам сейчас 22 года, то вы прожили всю свою жизнь в мире, который формировался под растущим воздействием сбоев, вызванных состоянием отсутствия. Ваш жизненный опыт начался с теракта 11 сентября, и с этого момента для большинства людей частота срывов увеличивалась, а не уменьшалась.

Это первое чувство. Есть огромное количество данных, подтверждающих это. Но когда я задумываюсь об этом глубже, я понимаю, что это далеко не все. Да, люди страдают от депрессии. Но диагноз физической или эмоциональной депрессии не учитывает силы человеческого духа, силы нашего лучшего (высшего, с заглавной буквы) «Я», осознания целого, которое сейчас бездействует, но мы можем его активировать. Точно так же, как Путин был слеп к разделенной осознанности, силе гражданского общества и коллективных человеческих действий в Украине, в России и во всем мире, в этом широко распространенном чувстве депрессии мы слепы к нашим высшим возможностям будущего и собственной силе.

Откуда берется это второе чувство? В своем собственном теле я бы, наверное, разместил его в сердце. Но на самом деле оно занимает всю среднюю часть моего тела и излучается оттуда наружу и вверх. Это отчетливое ощущение реальной возможности, которое я испытывал много раз. Впервые я почувствовал его в подростковом возрасте, когда вместе со 100 000 человек вышел на марш против атомных электростанций в Германии (тогда мы выступали, помимо прочего, против сценария, который сейчас разыгрывается в Украине: ядерные отходы, которые хранятся 1 миллион лет и делают вашу энергетическую систему уязвимой для терроризма и войны). Я снова почувствовал это в конце 1970-х годов, когда то же антиядерное движение привело к основанию Партии зеленых в Германии, которая сыграла важную роль в превращении Германии в первую крупную промышленную державу, поэтапно отказавшуюся от ядерной энергии к 2022 году и от угля к 2030 году.

В 1980-х годах меня снова охватило сильное чувство реальной возможности будущего, когда активисты движения за мир и гражданские права по всей Европе, казалось, спонтанно начали «объединяться». В 1989 году еще студентом я проводил программу "Peace Studies Around the World" совместно с известным исследователем мира Йоханом Галтунгом. Мы отправились с 35 студентами из 12 стран в девятимесячное путешествие по миру, чтобы учиться у ученых, тех, кто создает изменения, и активистов. Во время восточноевропейской части поездки мы встречались с некоторыми из этих активистов в Восточном Берлине, Москве и Тарту, Эстония, всего за несколько месяцев до того, как рухнула Берлинская стена. Оглядываясь назад, я поражен тем, что даже люди, стоявшие на передовой этих движений, казалось, практически не осознавали того коллективного воздействия, которое они вот-вот могли оказать.

За свою короткую жизнь я несколько раз видел своими глазами тектонические сдвиги: крушение Берлинской стены, которое фактически положило конец холодной войне; мирный распад Советского Союза; конец апартеида в Южной Африке; первый афроамериканский президент США. Я видел зарождение тектонического сдвига в молодежном движении по борьбе с изменением климата. А после убийств Джорджа Флойда, Бреонны Тейлор и многих других, движение Black Lives Matter наконец-то вывело на чистую воду системный расизм.

Мы сами участвовали в некоторых из этих тектонических сдвигов, выходя на улицы, чтобы побудить перемены. Но даже когда мы просто свидетели активизма и перемен, мы можем почувствовать поле будущих возможностей, которое вдохновляет людей на коллективные действия. Тем не менее, я чувствую, что самый важный тектонический сдвиг в нашей жизни еще впереди. Он будет более фундаментальным, чем предыдущие сдвиги, какими бы драматичными и трансформационными они ни были. Это будет глубокий сдвиг парадигмы и сознания в том, как мы относимся друг к другу, к Матери-Природе и к самим себе – и как мы сможем перестроить наши общественные институты перед лицом нашей социальной и планетарной чрезвычайной ситуации.

Мое убеждение в том, что грядут масштабные трансформационные изменения, разделяют многие люди по всему миру. Я чувствую это каждый день, работая с высшим руководством в бизнесе, правительстве и многосторонних организациях, таких как ООН, а также с активистами в их местных сообществах.

Согласно недавнему исследованию, 74% людей в странах G20 (составляющих 60% мирового населения и 80% мирового ВВП) поддерживают преобразование нашей экономической системы для более эффективного решения различных планетарных и социальных проблем нашего времени. Три из четырех! Происходит ли уже эта трансформация? В основном нет. Может ли она произойти? Безусловно. У нас есть ресурсы. У нас есть технологии. У нас есть стремления. Чего у нас еще нет? Движения и технологий коллективного лидерства, которые могут реально осуществить это сейчас.

Итак, депрессия и ощущение возможности. Это два конфликтующих чувства, которые я испытываю, когда настраиваюсь на наш текущий момент: дежа вю повторяющихся сбоев, которые усиливают шум состояния отсутствия, и одновременно острое переживание возможности будущего, которое испытывают многие люди, но не знают, что с этим делать. Первое чувство хорошо известно – оно усиливается и повторяется миллионы раз каждый день. Второе чувство является частью более важной и во многом нерассказанной истории нашего времени. Она обычно вытесняется шумом первой. Эта вторая история и есть та золотая нить, за которой я буду следить до конца этого блога.

6. Пять историй недавнего прогресса

Если мы увеличим масштаб текущего момента, если мы сосредоточимся не только на последних двух десятилетиях, но и на последних двух столетиях, что мы увидим? Мы увидим глубокий прогресс в развитии человечества по меньшей мере в пяти ключевых областях:

● Война. Да, войны по-прежнему терзают нашу планету и ее жителей. Но правда в том, что мы добились значительного прогресса в прекращении использования войны в качестве приемлемого средства разрешения конфликтов между государствами. Да, были неудачи и исключения, такие как болезненные события в Украине, Сирии и Афганистане. И да, существуют новые формы вооруженных конфликтов (больше внутригосударственных, меньше межгосударственных, больше кибернетических и гибридных). Тем не менее, прогресс мира на планете с момента окончания Второй мировой войны неоспорим (см. рисунок 2).

Рисунок 2: Смертность в результате боевых действий в мире на 100 000 человек (Источник)

● Деколонизация. Деколонизация Латинской Америки, Азии и Африки за последние два столетия – одно из самых значительных исторических достижений в истории. Да, многое еще предстоит сделать. После политической деколонизации следующими проблемами, которые необходимо решить, являются экономическая и культурная деколонизация и «деколонизация разума» (Вандана Шива), деколонизация мысли. Но прогресс здесь неоспорим. Посмотрите на эту анимированную карту, показывающую моментальный снимок последних 500 лет.

● Рабство и гражданские права. Всемирная отмена рабства и крепостного права – еще одно крупное достижение, хотя на отмену соответствующих систем апартеида и сегрегации ушло гораздо больше лет. И да, всякий раз, когда мы видели прогресс в некоторых областях, обратная реакция часто не заставляла себя ждать. И хотя структурное насилие, системный расизм и рабские условия продолжают существовать, то, что был достигнут значительный прогресс, неоспоримо.

● Женщины. Права женщин, женское лидерство и свобода для неконформных гендерных идентичностей – это дополнительные области ошеломляющего прогресса. Общеизвестно, что инвестиции в образование женщин являются одним из наиболее значимых рычагов в решении вопросов климатической справедливости и большинства других проблем развития нашего времени. Во время пандемии COVID этот прогресс несколько замедлился. Согласно докладу Всемирного экономического форума «Глобальный гендерный разрыв в 2021 году», для устранения разрыва в гендерном равенстве потребуется еще 136 лет (по сравнению со 100 годами). Тем не менее, новые движения по изменению систем, основанные на осознанности, в непропорционально большой степени формируются женщинами-лидерами и теми, кто лучше воплощает женское реляционное измерение лидерства.

● Бедность. Мы также добились значительного прогресса в избавлении людей от бедности – особенно в Азии, и особенно в Китае. Из года в год в Докладе ООН о человеческом развитии фиксируется общая тенденция значительного прогресса в сокращении крайней степени лишений за первые два десятилетия 21 века. Тем не менее, во многих местах бедность остается проблемой, и мир сталкивается с новым бедствием неравенства, которое несет в себе новые вызовы для мира, стабильности, а также благополучия человека и планеты.

7. Социальная грамматика созидания

Последние два столетия стали свидетелями этих пяти основных историй вдохновляющего человеческого прогресса. Ни одна из них не произошла без борьбы и неудач. Сегодня мы видим множество доказательств этого. Но мы не можем воспринимать неудачи как свидетельство того, что мир катится под откос. Мы должны рассматривать события в их историческом контексте. Мы должны помнить, что только теории не содержат противоречий. Реальность всегда полна противоречий. В историческом плане случаи абсентеизма могли быть реакцией на ранее достигнутый прогресс. Доктор Мартин Лютер Кинг-младший напомнил нам о необходимости смотреть на вещи в долгосрочной перспективе, когда отметил, что «дуга нравственной вселенной длинна, но она изгибается в сторону справедливости».

Если это так, то является ли это естественным законом, на который мы все можем положиться? Определенно нет. В социальных науках нет таких законов, как в естественных науках. Вместо этого существуют инварианты, которые действуют только при определенных условиях. Но когда эти условия меняются – и, что самое важное, когда меняется сознание вовлеченных в процесс людей, – тогда меняется и поведение человека, и «правила», которые его описывают. Короче говоря: в социальных науках правила, как правило, более изменчивы. Они определяются состоянием социального поля, в котором действуют люди – например, является ли оно полем созидания или полем разрушения? Лидерство, с этой точки зрения, – это способность системы переходить от одного типа социального поля (или социальной грамматики) к другому, в зависимости от ситуации или задачи. (Более дифференцированное различие между четырьмя базовыми социальными полями см. в книге Scharmer 2018).

Если применить эту точку зрения к пяти приведенным выше историям, что послужило толчком к этим эпизодам трансформации? Что было движущей силой? В каждой из этих историй, я полагаю, мы видим одну и ту же силу или механизм. Эти изменения были вызваны целым созвездием гражданских движений – движений за мир, освободительных движений, движений за отмену смертной казни, движений за гражданские права, гендерных движений и движений за развитие человеческого потенциала, – которые вдохновили других присоединиться к делу. Все эти движения были начаты небольшими группами преданных граждан, которые тем или иным образом создали структуру поддержки для себя и других, что позволило им культивировать намеренное социальное поле (примеры: народная школа Highlander, Студенческий координационный комитет ненасилия и NAACP для американского движения за гражданские права; или церкви для восточноевропейских движений за гражданские права во время холодной войны). По мере привлечения, обучения и оснащения активистов методами и инструментами, они набирали обороты и привлекали в свои движения бывших сторонних наблюдателей. Так, эти движения помогли обществу переосмыслить себя и измениться к лучшему.

Другими словами, эти движения действовали на основе ощущаемой связи с другим полем реальной возможности, полем предчувствия будущего, которое еще не проявилось (см. рисунок 1). Это то, что миллионы из нас чувствовали на улицах во время анти-ядерных, зеленых, мирных, женских, Black Lives Matter и климатических движений. В этих ощущаемых связях нет ничего особенного. Это то, что делает нас людьми. Люди – единственный вид на земле, который может заново представить и изменить свое будущее. Мы можем переосмыслить и изменить правила, цели и парадигмы, которые диктуют наши цивилизационные формы и модели сотрудничества. Культивирование и развитие этого потенциала необходимо для будущего планеты и для человечества.

Но что же заставляет других людей захотеть присоединиться, переступить порог и начать действовать?

Много лет назад я проводил семинар в Замбии с активистами движения против СПИДа. В группу из примерно 30 человек входили известные футбольные звезды и общественные деятели, а также обычные люди. Мы попросили каждого из них рассказать историю о том, (а) когда они впервые узнали об эпидемии СПИДа и (б) когда они стали активистами, решившими что-то с этим делать. Все без исключения рассказали одну и ту же историю: переход к активизму произошел, когда они ощутили личную связь с делом через семью или близкого человека. Другими словами, это произошло, когда у них был опыт, который затронул (и открыл) их сердце.

Один из стандартных модулей программы MIT, которую я провожу с руководителями из Азии и других частей света, предлагает им принять участие в игре по моделированию изменения климата, в которой они играют роль участников переговоров, используя научные и реальные данные. В игре, когда страна или группа заинтересованных сторон принимает решение, оно вводится в модель, которая затем сообщает лицам, принимающим решения, как это решение повлияет на планету к 2050 и 2100 годам. Ни одно из действий не заскриптовано.

Но вот схема, которую я наблюдаю снова и снова: в первом раунде решения руководителей в основном носят корыстный характер и обычно приводят к среднесрочной катастрофе (потому что они в основном ведут бизнес как обычно – то есть по текущему пути). Во втором раунде игры большинство команд принимают более радикальные решения и проводят сокращения, но положительный эффект все еще далек от того, что требуется планете. Затем участникам показывают, как повышение уровня моря повлияет на города, в которых они живут. По мере того как эти визуальные образы начинают проникать в сознание участников, и они понимают, что многие из их прибрежных городов окажутся под водой, они начинают решать эти проблемы с большей самоотдачей. Они также обращаются к другим игрокам, чтобы сотрудничать и заключать коллективные сделки. К третьему или четвертому раунду коллективное воздействие игроков продвигается к цели повышения средней температуры на 1,5°C, которую, как известно климатологам, необходимо достичь.

Таким образом, эволюция поведения команды без сценария, как правило, идет по пути, показанному в верхней половине рисунка 3: НЕ ВИДЕТЬ коллективного влияния своих действий на планету (отрицание); НЕ ОЩУЩАТЬ воздействия, несмотря на то, что они ясно видят перед собой данные (ослабление чувствительности); и НЕ ДЕЙСТВОВАТЬ, несмотря на знание фактов и уже ощущаемое воздействие (коллективная апатия).

Обратная связь симуляции выявляет «слепые зоны» игроков. Однако их поведение остается в основном неизменным до тех пор, пока результаты не станут практическими или личными. Переход от апатии к действию требует от заинтересованных сторон отпустить осознание эго-системы и развить общее осознание экосистемы в целом. Как только это будет достигнуто, это приведет к быстрым, решительным действиям.

Рисунок 3: Две реляционные структуры: архитектуры разделения и архитектуры соединения

Структурное различие между грамматикой (и полем) отсутствия и грамматикой (и полем) присутствия заключается в том, что первая основана на когнитивной архитектуре разделения, а вторая – на когнитивной архитектуре соединения (см. рисунок 3).

Архитектура разделения воплощает отрыв от реальности на трех уровнях:

(1) знание (разрыв между собой и миром: отрицание),

(2) отношение (разрыв между собой и другим: инаковость),

(3) и деятельность (разрыв между собой и самостью: депрессия).

Архитектуры соединения преобразуют эти условия, создавая контейнеры, в которых хранится возможность более глубокого воссоединения на уровне познания, отношений и деятельности. Другими словами, преобразующие и исцеляющие архитектуры соединения основаны на принципах, что разум и мир не разделены, что Я и другой не разделены, и что Я и Самость не разделены. Культивирование этих областей осознания развивает и углубляет наши научные, эстетические и этико-практические способности и знания и, таким образом, определяет основную программу обучения в школе 21 века.

Как же нам преобразовать социальные поля разрушения и отсутствия? Заменив когнитивные и социальные архитектуры разделения архитектурами связи во всех сферах общества.

Преобразование моделей отчуждения потребует от нас укрепления и культивирования способности соединяться и чувствовать резонанс во всех наших основополагающих отношениях – друг с другом, с нашей планетой и с самим собой, и затем генерировать созидательные действия на основе этой общей связи и резонанса.

8. Форма следует за сознанием

Внимание к этим более глубоким полям связи требует от нас расширения нашего обычного привычного осознания (осознания эго-системы), чтобы включить в него взгляды всех партнеров и существ в нашей экосистеме (осознание экосистемы). Кристиана Фигерес, ключевой архитектор и лидер, стоящий за историческим Парижским соглашением 2015 года по изменению климата, проводит различие между двумя типами собственного интереса: собственный интерес с маленькой «с» и собственный интерес с большой «С». Первый организован вокруг нашего эго. Второй организован вокруг осознания целого. Это то, что я называю осознанием экосистемы, и то, что Кристиана Фигерес называет заинтересованными сторонами, действующими из своих собственных интересов: интересов, которые рассматривают себя как часть более глубокой сети связей друг с другом, с планетой Земля и с самими собой.

То, что я описываю, – это обстоятельства, в которых «форма следует за сознанием». Внимание имеет значение. Все подходы к изменению систем на основе осознанности основаны на принципе, что наиболее значимым рычагом в любой системе является трансформация сознания. Это не «я думаю, следовательно, я есть». А скорее «Я обращаю внимание [таким образом], поэтому оно возникает [таким образом]».

Когда я был молодым и проезжал мимо автомобильной аварии, я помню, что испытывал облегчение, если спасатели уже были на месте происшествия. Я знал, что если их там не было, то моя обязанность – помочь. Но это чувство ответственности заставляло меня чувствовать беспокойство и бессилие. Я бы не знал, что делать. Позже я решил изменить ситуацию. После отказа от обязательной военной службы в Германии мне предоставили выбор: вместо этого я должен был заниматься социальным служением. Я выбрал немецкий Красный Крест. В течение полутора лет я помогал врачам скорой помощи. За это время я повидал немало ужасных несчастных случаев. Но, к моему удивлению (и благодаря некоторой подготовке в области оказания медицинской помощи), я научилась преодолевать чувство беспомощности и паралича. Перед лицом ситуаций, связанных с жизнью и смертью, я научился замедляться и концентрироваться на поставленных задачах. Я научился отвлекаться от посторонних голосов и обращать внимание на то, что нужно сделать. Этот опыт изменил для меня практически все. Он научил меня тому, что когда вы сталкиваетесь с проблемой, у вас есть выбор. Вы можете отвернуться от нее, а можете повернуться к ней лицом. Этот выбор, этот тонкий внутренний жест, активирует либо поле отсутствия, либо поле присутствия. Отсутствие – это замораживание ума, сердца и воли. Присутствие – это открытие ума, сердца и воли, когда вы сталкиваетесь с разрушением (рис. 1).

Этот урок я получил от Красного Креста. Мое внимание имеет значение. Когда я начал фокусироваться на том, что должен делать я, все социально-эмоциональное поле сдвинулось.

Часть III: Активизация наших возможностей

Размышляя об успехе Парижского соглашения, Кристиана Фигерес сказала, что учения и практика вьетнамского мастера дзен и борца за мир Тхич Нхат Ханха (1926-2022) помогли ей объединить дипломатию сотрудничества, которая привела к заключению соглашения. В частности, она ссылается на практику глубокого слушания и учение Нхата Ханха о взаимосвязи всех существ.

Когда движения против войны, деколонизации, гражданских прав, прав женщин и борьбы с бедностью активизировали свою коллективную деятельность, они обратились к этим вопросам с широко открытыми умами и сердцами. Как сказала моя коллега Антуанетта Клацки: «Если вы видите широко раскрытым умом, это видение содержит семена для чувствования. Если вы чувствуете умом и сердцем, то это чувствование содержит семена для действия».

Как мы можем создать эти инфраструктуры глубинного обучения, которые поддержат сдвиг сознания от эго- к эко-сознанию в том масштабе, которого требуют вызовы этого века и этого десятилетия преобразований?

9. Рождение новой цивилизации

Все истории перемен, которые я здесь обсуждал, показывают нам то, что возможно. Мы живем в момент перелома, когда одна цивилизация умирает, а другая начинает рождаться. Эта новая цивилизация основана на преодолении трех больших разрывов нашего времени: экологического, социального и духовного.

Рисунок 4 представляет собой графическое изображение нашей нынешней ситуации: по сути, мы смотрим в бездну.

Экологическая пропасть – это продукт нашей чрезвычайной ситуации планетарного масштаба, связанной с климатом, мусором и биоразнообразием.

Социальная бездна – это продукт наших разрушающихся социальных систем: от неравенства и поляризации до зверств в Украине, Сирии, Судане, Мьянме и многих других местах, включая вполне реальный риск тотальной ядерной войны.

Духовная пропасть отражает наш растущий отрыв от внутренних источников творчества и силы, а также вызванные этим депрессию и тревогу, особенно среди молодых людей.

Рисунок 4: Перед лицом пропасти, созданной эпохой разрушения: путь через пропасть лежит внутри (рисунок Келви Берд, источник: Scharmer 2018)

Что мы видим, когда заглядываем в эти три лика бездны? Мы видим себя. Мы видим, что именно мы, человечество, создаем все эти формы разрушения. Никто другой. Это характерная черта нашей эпохи – эпохи антропоцена.

Таковы результаты, которые мы создаем, когда действуем из разрушительного поля отсутствия. Мы можем осознать, что внешние проблемы – это зеркало внутренних проблем, что пропасть перед нами возникает из пропасти внутри, то есть из нашего разрыва связи с планетой, друг с другом и с самими собой.

Так как же мы можем осуществить беспрецедентный цивилизационный сдвиг, к которому призывает эта чрезвычайная ситуация планетарного масштаба?

Никто, конечно, не знает. Но вот одно предположение. Не через действия больших Денег, больших Технологий или большого Правительства (хотя нам нужны все эти три вещи без заглавных Д, Т или П). И не путем запугивания людей (чем занималось традиционное экологическое движение). Не путем обвинения и пристыжения людей (что обычно делают общественные движения, занимающиеся одним вопросом). Все эти группы и типы действий должны быть частью микса, как элементы общей стратегии.

Но я хочу сказать следующее: если мы будем делать больше уже совершаемых действий, мы не перейдем на новый уровень. Необходимо нечто иное. То, что нам нужно для создания глубоко новых цивилизационных форм, – это тяга из будущего, а не толкание из прошлого.

Начать с малого. Говоря «начать с малого», я имею в виду начать с небольших кругов и сообществ, как локальных, так и связанных с цифровыми технологиями, которые объединяются вокруг общего понимания ситуации и общего намерения относительно будущего – будущего, которое отличается от прошлого.

Некоторые из этих инициатив и сообществ основаны на низовом уровне. Некоторые из них вложены в одно или несколько учреждений. Но все они имеют одну общую черту: желание преобразовать доминирующее в настоящее время социальное поле разрушения, практикуя иные способы деятельности. Эти сообщества, связанные с будущим, реализуют социальную грамматику и поле созидания.

Преодоление экологического, социального и духовного раскола. Если мы чему-то и научились за последнее столетие противостояния общественным кризисам, так это следующему: ни одна проблема не существует в отрыве от всех остальных. Вы не можете решить чрезвычайную ситуацию планетарного масштаба, не сосредоточившись на социальной справедливости. И наоборот. И вы не можете сделать ни одну из этих задач, не основывая их на преодолении духовного разрыва.

Если мы посмотрим на большие изменения в обществе и культуре за последние 60 лет, о чем говорит нам эволюция экологических, социальных движений и движений сознания? Они, как правило, развивались по отдельности. Но исторически новое сегодня – и то, что дает мне надежду – это то, что интеграция экологических, социальных и духовных аспектов трансформации является широко распространенной интуицией, особенно среди молодежи.

Плетение движения. Почему я уверен, что мы находимся на ранней стадии нового планетарного движения за преодоление раскола? Потому что я видел это. Я чувствовал это. Я чувствовал его в бесчисленных местах в последние годы. Одно из таких мест – u.lab, онлайн лаборатория обучения действию в MITx, которая способствовала проведению подобных путешествий для более чем 200 000 участников. Мы также поддержали тысячи командных инициатив, предоставив методы, инструменты и пространства, помогающие им наладить связь и сотрудничество, включая команды стран ООН, состоящие из руководителей всех организаций ООН в 25 странах (SDG Leadership Labs). Это не просто идея, а воплощенная паутина совместных творческих отношений, которая продолжает расти. Она воплощена в планетарной экосистеме с со-творческими группами, командами и инициативами.

Откуда же возьмутся преобразующие перемены, к которым призывают это десятилетие и этот век? Из движения, которое возникает, работает и сотрудничает «отовсюду» (как недавно выразился эколог и предприниматель Пол Хокен).

Это будет движение, вдохновленное интуицией, что экологический, социальный и духовный разрыв – это не три проблемы; это всего лишь три выражения одной и той же проблемы: отсутствие общего социального поля и грамматики, к которым все мы можем получить доступ и действовать из них.

Сдвиг сознания. Где происходит интеграция трех разделений – экологического, социального и духовного? Это происходит в каждом из нас, как в нашем личном, так и в нашем коллективном проекте. На недавней сессии GAIA доктор Ноэль Наннуп, старейшина аборигенов-нунгаров, указал нам на это.

Все, что нам нужно сделать, это иметь часть пути в будущее, которая принадлежит нам; и мы полируем ее, оттачиваем и помещаем в путь, который мы строим; и, конечно, по мере того, как мы строим этот путь, он меняет нас как строителей пути, а также формирует место назначения, к которому мы идем

Ноэль Наннуп

Этими словами доктор Наннуп передает важнейшее учение: каждому из нас необходимо направить свое внимание и намерение на то, что принадлежит нам, на то, что мы должны сделать. Если мы чему-то и научились в прошлом, так это тому, что пока мы думаем о переменах как о действиях, которые должны совершить другие люди в других местах, мы ничего не добьемся. Необходим такой подход, который ставит каждого из нас на центральное место в качестве агента нашего собственного будущего, как индивидуального, так и коллективного.

Если вторая половина 20-го века была сформирована конфликтом между двумя противоположными социально-экономическими системами и соответствующими им идеологиями – капитализмом и социализмом, – то в 21-м веке мы видим полярность иного типа. Линия разлома больше не проходит между двумя противоположными социальными системами. Сегодня линия разлома проходит через сознание каждого из нас. Самая важная линия разлома в политике 21 века – это линия разлома между системой и системой и «я».

В визуальном языке рисунков 1 и 3: самая критическая линия разлома нашего времени проходит через вертикальное измерение этих рисунков, изображая различные качества отношения к миру, к другим и к себе, основанные на присутствии или отсутствии. Эта вертикальная грамотность – самая важная способность к развитию сегодня. Посмотрите, например, как умело Владимир Зеленский из Украины использует свой личный опыт и способность чувствовать аудиторию, чтобы установить связь со своим народом, вдохновить сопротивление и обратиться к гражданам России, Европы и Америки таким образом, чтобы не демонизировать противоборствующие силы, а обратиться к общей человечности в каждом.

CASA: Активизация реальной суперсилы. Если мы чему-то и научились в ответ на такие разрушительные вызовы, как пандемия COVID, убийства Джорджа Флойда и Бреонны Тейлор и [военная операция] Путина в Украину, так это следующему: настоящая суперсила нашего времени – это не та, что сидит в Вашингтоне, не та, что сидит в Пекине, и уж точно не та, что сидит в Кремле. Настоящая суперсила нашего времени – это Коллективные действия, которые возникают из Общего осознания целого (CASA). Casa на латинском языке означает дом или жилище. Нам необходимо развивать нашу способность к коллективным действиям типа CASA, чтобы защитить и восстановить наш дом и жилище: нашу землю, наше сообщество и наши планетарные экосоциально-культурные экосистемы.

Как показано на рисунке 5, CASA можно рассматривать как четвертый тип механизма управления в дополнение к трем традиционным (правительство, рынки, лоббирование заинтересованных сторон). Я рассматриваю появление коллективных действий типа CASA как тип управления 4.0 и как одно из самых значительных событий в современном обществе. Примеры CASA уже существуют во многих формах на местном уровне. Например, это проявляется в CSA (Community Supported Agriculture). Она также имеет тенденцию возникать в ответ на стихийные бедствия или другие катастрофы. Она возникает, когда сообщества поднимаются перед лицом разрушений, чтобы спонтанно координировать свои действия на основе общего понимания ситуации в целом, как мы видим в Украине, а также в соседних странах, которые принимают 3 миллиона человек, покинувших Украину в течение последних нескольких дней. Она также иногда возникает на сцене мировой политики, в частности, когда мир объединился вокруг Парижского соглашения и Целей устойчивого развития (ЦУР) в 2015 году. Если вы хотите узнать о предыстории Парижского соглашения, связанной с информированностью (и CASA), нажмите на ссылку на подкаст.

Рисунок 5: Четыре этапа эволюции систем, четыре операционные системы (адаптировано из Scharmer 2018)

На рисунке 5 изображены четыре типа социальных грамматик и режимов работы. В то время как сегодня основной фокус внимания медленно смещается от 2.0 к 3.0, главная задача трансформации заключается в том, как перейти к способам функционирования 4.0. Мы снова и снова видим, что институты и общества отвечают на вызовы 4.0 (наши планетарные и социальные чрезвычайные ситуации) с помощью механизмов 1.0, 2.0 (и иногда 3.0). Но это не работает, потому что, перефразируя Эйнштейна, мы не можем решить наши проблемы с помощью того же способа функционирования, который их породил.

Существует ли в странах широкая общественная поддержка перехода к обществу 4.0?

Я думаю, что сегодня эта поддержка быстро растет во многих местах. Недавний пример – ошеломительная победа Габриэля Борика на выборах на платформе, основанной на преодолении экологического, социального и культурного разрыва, который неолиберализм и режим Пиночета наносили стране на протяжении почти 50 лет. Ниже приведены две фотографии президента Борика в день его приведения к присяге в качестве президента, когда он чтит традиции коренных народов и получает от них ритуальное благословение.

Фотографии: Президент Габриэль Борик получает благословение от традиций коренных народов в день инаугурации, предлагая разнообразие, инклюзию и гармонию с природой для своего правительства

Габриэль Борик - один из примеров. Но 74% поддержки в странах G20 преобразования наших социальных и экономических систем говорят нам о том, что потенциал для глубоких изменений, существующий сегодня в мире, нельзя недооценивать.

10. Что мы можем сделать сейчас: создать новые инфраструктуры обучения

В первой части этого эссе мы рассмотрели происходящее сегодня через призму отсутствия – социальной грамматики разрушения. Во второй части мы рассмотрели это через призму присутствия – социальной грамматики созидания. Как эти два взгляда и социальных поля соотносятся друг с другом?

Они диалектически переплетаются интересным образом. Мы часто оказываемся между ними – лично, в наших институциональных системах и в обществе. Жизнь, лидерство и общественные изменения происходят на этой хрупкой промежуточной территории. Практически в любой момент все может сдвинуться в любую сторону. Эта хрупкость, похоже, является ключевой характеристикой нашего текущего момента.

Я не пытался нарисовать здесь оптимистическую картину. Я не думаю, что это то, что нужно сегодня. Никому не нужно приукрашивать то, что движется к краху.

Сегодня необходим радикальный реализм – реализм, который может принять реальность как присутствия, так и отсутствия. Слово «радикальный» сначала было прилагательным, заимствованным в 14 веке из позднелатинского radicalis, которое произошло от латинского radix, означающего «корень». Значение слова radical в позднем среднеанглийском (late Middle English) было «образующий корень».

Радикальный реализм смотрит на реальность с точки зрения как видимого, так и корней. Радикальный реализм нацелен на связь с реальностью на уровне того, что есть, и на уровне формирования корней того, что хочет появиться.

Радикальный реализм говорит то, что большинство людей уже знают: путь вперед не будет легким. Нас ждет еще много потрясений. Но самое главное, что будущее не зависит от этих внешних потрясений. Вместо этого оно зависит от наших взаимоотношений и от того внутреннего состояния, из которого мы действуем, когда реагируем на них.

Многие из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня сводятся к тому, как задействовать и преобразовать коллективные модели отсутствия. Освещение трех «слепых зон» – не видеть, не чувствовать, не действовать – предлагает некоторые критические точки опоры для вмешательства. Но главное – не рассматривать проявление отсутствия (или зла) как врага. Вместо этого нам нужно понимать каждый акт абсентеизма как творческую энергию, пошедшую не по плану – творческую энергию, которая потерпела неудачу и поэтому пошла в другую сторону, на путь разрушения. Все разрушения и акты отсутствия являются проявлениями энергии, которая не смогла реализовать свой творческий потенциал. Чтобы задействовать и преобразовать эту энергию, мы должны сначала найти это место внутри себя.

Исходя из этого, становится ясно, что в Украине может быть только один путь: дипломатия сотрудничества. Чем быстрее, тем лучше. Чем больше времени пройдет, тем больше ужасных разрушений, жестокости и коллективных травм будет нанесено всем. Разумная дипломатия сотрудничества должна предложить мосты для тех, кто застрял в поле отсутствия, и предложить решения, выходящие за рамки бинарной логики, которая формирует доминирующее в настоящее время мышление, основанное на инаковости и антагонизме «или-или», без третьего варианта посередине (например, военный нейтралитет для Украины). Стоит также отметить, что почти весь глобальный Юг (включая Бразилию, Индию, Индонезию и Южную Африку) до сих пор не купился на антагонизм глобального Севера.

Это возвращает меня к вопросу о нашей работе и о том, как каждый из нас может принять непосредственное участие в том, чтобы изогнуть дугу истории в сторону социальной справедливости, исцеления планеты и процветания человека. Для этого нам нужна новая инфраструктура общественного обучения для выращивания и объединения бесчисленных инициатив, которые исходят из общего осознания будущего, которое хочет проявиться. Мы не можем позволить им быть вытесненными суперусиленной машиной отсутствия, которая нагнетает шум в наши умы и разрушает экосистемы.

Где вы являетесь активистом в создании контейнеров, способствующих архитектуре соединения (а не разделения); где вы создаете и совместно поддерживаете эти обучающие инфраструктуры для себя, для своей команды и для инициатив, в которых вы участвуете?

Чтобы поддержать создание таких критически важных инфраструктур обучения общества, Институт присутствия (Presencing Institute) запускает инициативу по созданию прототипа и масштабированию нового типа смешанного кампуса для демократизации доступа к методам, инструментам и пространствам для преобразования систем в десятилетие преобразований: сейчас.

Цель состоит в том, чтобы создать:

- Бесплатную и тиражируемую платформу обучения и инноваций для радикальной регенерации: методы, инструменты и пространства.

- Живую экосистему живых примеров и институтов, которые воплощают и наращивают потенциал для радикальной регенерации в области питания, обучения, здоровья, благополучия, бизнеса, финансов, технологий, лидерства и управления.

- Живое поле связей между миллионами людей, осуществляющих радикальные изменения, действующих исходя из возможности регенеративного будущего и вдохновляющих других активизировать свою деятельность.

- Растущая уверенность, основанная на научных данных, в том, что регенеративное будущее находится в пределах досягаемости и возможно уже сейчас.

Если вы хотите присоединиться к этим усилиям, пожалуйста, добавьте свое имя в список рассылки здесь.

Итак, мы подошли к концу – то есть, к началу. Мы начали с того, что обратили внимание на противоречивые чувства, которые мы можем ощущать в своем теле в данный момент. Исследуя две разные социальные грамматики, мы узнали, что будущее зависит не только от того, что делают другие люди. Будущее этой планеты зависит от каждого из нас и от нашей способности перестраивать внимание и намерение на уровне целого. Как напомнил нам доктор Наннуп:

Все, что нам нужно сделать, это иметь часть пути в будущее, которая принадлежит нам; и мы полируем ее и оттачиваем...

Ноэль Наннуп

Совместное владение и совместное создание этого нового пути в будущее ставит нас в очень личные отношения с нашей планетой и с нашим общим будущим. Я думаю об этом будущем как о наборе семян. Эти семена уже существуют. Но чего не существует, так это почвы – социальной почвы, без которой ни одно семя не сможет вырасти. Что создает эту плодородную почву? Это наша коллективная способность направлять луч внимания обратно на себя. Это наша способность видеть и распознавать наши собственные тени в пропасти, с которой мы сталкиваемся, и – если мы способны удерживать взгляд – трансформировать эту тень, открыть наше поле осознания и начать служить средством для будущего, которое хочет появиться.

Публикации статьей осуществлены благодаря поддержке сообщества deep mind.
Подпишитесь на ТГ–канале deep mind.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда