Ниши для бизнеса. Продолжение.

ХОББИ как точка опоры.

Пристально взгляните на свое хобби, если, конечно, оно у вас есть. Хотя, лежать на диване это тоже стиль жизни и прототип хобби? Возможно, это и есть ваш будущий бизнес и не надо долго искать. Просто активизируйте свое увлечение - переведя его на коммерческие рельсы. Собираете марки – откройте магазины филателии, создайте интернет магазин и клуб любителей марок (поиск редкостей и покупка через инет сети)

Возможно то, что вы делаете в свободное время, может стать вашей новой профессией и бизнесом.

Посмотрите, чего добился Хью Хефнер, не выходя из спальни. И чего добилась Хелен Герли Браун благодаря своей книге Sex and the Single Girl («Секс и одинокая девушка»). Книга привела ее на должность главного редактора журнала Cosmopolitan.

Много успешных бизнесов выросло из увлечений и хобби.

Хобби и стиль жизни Майка Синьярда - катание на велосипеде. Думаю, людей занимающихся спортом, которые читают этот текст много. Вот вам и идея –внимательно посмотрите на ваше спортивное увлечение. Всегда есть неоткрытые возможности для развития видов спотра, как для «чайников», так и для профессионалов.

М. Синьярд проезжает по 20 миль в день. И 50 сотрудников его компании «Specialized Bicycle Components Inc.» гоняют с ним вместе. Что из этого получилось? А вот что. Компания Синьярда оценила привлекательность горных велосипедов с широкими шинами и начала их производство в 1981 году. Сегодня компания делает 80 миллионов на продажах и считается лидером рынка в категории горных велосипедов. Супер!

Как хобби превращается в бизнес? Боб МакНайт сильно любил кататься на серфинге. Но ему не нравились некоторые детали в оснастке. Поэтому в 1976 году он и стал продавать «шорты для серфов» со своего грузовика (примеры из книги Д. Траута «Чувство лошади», Эксмо, 2007 г. глава – лошадка хобби. Стр 17.).

Алгоритм поиска ниши.

Прежде, чем рассказать о нишах рынка, определю – а что же является рынком для бизнеса?

Вы уже знаете, какую потребность будите «окучивать», то есть, удовлетворять.

Так вот, для вас рынком являются люди и/или компании (организации), у которых эта выявленная потребность есть и которые готовы покупать ваши продукты для удовлетворения этой потребности.

При таком определении рынка можно сразу выявить для себя круг ваших потенциальных покупателей. В маркетинге их называют – Целевая Аудитория (группа).

На всех рынках есть компании конкуренты.

Без конкурентов не обойтись. Но не все сегменты и ниши рынка они занимают. Поэтому - то и нужно определить для себя удобную нишу или сегмент. Сегмент отличается от ниши числом потенциальных покупателей. Их больше.

Причем при определении ниши вы можете найти и новую идею для бизнеса. Или идея подскажет вам сектор или нишу. Можно искать сразу – Ниша + Идея. Все варианты показаны далее.

Для начала, выясним, что такое ниша, затем что такое сегмент и как сегментировать рынки.

О нишах.

Ниша может быть любой – продавайте то, что пользуется спросом, и что покупают ваши покупатели.

Ниша не обязательно должна быть новой – например, работающие пенсионеры, домохозяйки или бизнес леди. Все они давно на рынке.

Может быть любого объема, главное, чтобы «костюмчик сидел» -- ваш продукт соответствовал запросам ваших клиентов и вам хватало оборота и прибыли для развития деятельности. При насыщении ниши, можно предложить тем же покупателям новые виды продуктов или услуг.

В нише можно сочетать различные продукты по ценовому или иному признаку (год выпуска). Так, в винных магазинах компании "Марин Экспресс" (погреба "Bon Vin" ) можно найти вина от 83 рублей за столовое французское вино до 19 889 за бордоское Шато Лафит (Chateau Lafite-Rothschild) 1990 года. Или винная коллекция магазина "Магнума" на Кутузовском проспекте в Москве.

Дайте нише название: «Мастер стоматологии», «Воскресный торт», «Мамин пирог» и т.д. Это как почва под ногами - вместо «болотной жижи» неуверенности. Затем придумайте имя бренда для уже конкретной продукции и/или вашей новой компании. О том, как разработать концепцию бренда, в главе о брендах.

Где есть «Рыбные» места?

Разнообразие ниш впечатляет.

Данные анализа успешных компаний малого бизнеса показывают, где еще можно обнаружить свою нишу. Кто преуспевает?

Услуги: рекламные агентства, услуги по маркетингу и консалтингу, клининговые - уборка офисов, ксерокопирование материалов и компьютерное программирование.Специализированные фирмы: юридические, нотариальные конторы, бухгалтерские, брокерские и стоматологические компании.Предприятия общественного питания - закусочные, фабрики-кухни, кафе, рестораны.Предприятия мелкорозничных услуг - парикмахерские, прачечные самообслуживания, пункты ремонта обуви, киоски.Предприятия по производству продуктов питания:хлебо - булочных изделий, тортов, продуктов кулинарии и др. Небольшие строительные предприятия и подрядчики по столярным работам, перепланировке квартир и офисов, сантехнике и электрике. Мелкие книжные лавки, химчистки, цветочные магазины, газетные киоски, овощные лотки и т.д.есть на каждой центральной улице и/или во дворах всех больших и малых городов России и СНГ.

Это малая часть компаний, которые стабильно работают и неплохо живут в наших условиях. Присмотритесь, возможно, у вас есть подобные навыки и опыт. Посмотрим, как разрабатывать нишу.

Что нужно для разработки вашей ниши?

Все, что требуется для разработки и освоения новой ниши, это воображение в сочетании со следующими простыми методами:

Во – первых, сосредоточьтесь на подгруппе потребителей, в которой наблюдается определенная направленность в плане потребления ваших товаров или услуг и которая несколько отличается от остального контингента на рынке.

Подумайте, как лучше всего обслужить эту группу потребителей, чтобы создать для них дополнительную стоимость, но без пропорционального увеличения цены, а может, даже, с уменьшением. Обычно это можно сделать путем вычленения элементов вашего товара или услуги, которые важны для рынка в целом, но не для выбранной вами потребительской группы.

Во – вторых, определите, какие проблемы могут волновать разные группы людей.

Уже понятно, что современный бизнес отличается особенной информационной насыщенностью. Поэтому для многих предпринимателей не обязательно заниматься изготовлением и реализацией тех или иных материальных ценностей, что требует больших и разнообразных затрат.

Речь идет о том, что на сегодняшний день «изделием» являются услуги и информация. Подобные услуги обычно связаны с проблемой, которая беспокоит немалое количество людей. Вам нужно просто написать список проблем, которые сегодня волнуют общество. Перечислим некоторые для примера (вы можете дополнить или составить свой список):

Профессиональная карьера, покупка дома, покупка машины, как начать свой бизнес, строительство своего дома, домашняя кулинария, восстановление мебели, загрязнение окружающей среды, банковские кредиты, страхование, здоровье, ностальгия и так далее. Вы можете достаточно долго продолжать составлять этот список. Любая из этих проблем открывает возможности для ее решения.

Например: основатель компании «Гелиос», господин Лужников Александр, наглядно показал, как делать деньги из воздуха. Как – то ему привезли в подарок баночку с «воздухом Парижа». И сразу возникла идея: а почему бы, не выпускать отечественный продукт?

В – третьих, составьте список собственных проблем – «болячек».

Как лучше найти из всего многообразия дело по душе? Советуем сделать список своих собственных проблем- «болячек», а затем попытаться решить главную из них. Для этого нужно собрать всю необходимую информацию, продумать возможные варианты решения. Обычно многих людей беспокоят похожие проблемы, поэтому нетривиальное решение одной из них сразу создаст вам обширную клиентуру. Так все пользуются медицинской «зеленкой» и йодом. Возникают некоторые трудности, а иногда и пятна. Но компания «Леккер» (директор Денисов Владимир, г. Москва) сделала приятным применение йода и «зеленки» – выпустила йод и зеленку в виде маркеров и тюбиков с кисточкой.

Еще нагляднее поступили Сергей Филонов и Дмитрий Козлов, основатели компании «Авиамаркет»: осуществили детскую мечту о полетах. Сергей Филонов всегда мечтал летать. Уже в зрелом возрасте Филонов нашел мечте применение и создал из нее новый бизнес, хотя у него были доли в компаниях «Информационная индустрия» и «Future Telecom».

Задумавшись об открытии нового дела, Филонов вспомнил про свои мечты. Но выяснилось, что на рынке частных вертолетов в России уже работает несколько компаний – ниша почти занята. Филонова купил вертолет и научился им управлять. Далее интересно развитие бизнеса – создание связей, как необходимый атрибут всякого успешного бизнеса: познакомился с профессиональными пилотами, наладил связи с бизнесменами и политиками-вертолетчиками.

Создал компанию «Авиамаркет», которая начала торговать сравнительно недорогими вертолетами «Robinson», и за два года продала более 30 машин. Все идет нормально. «А самое главное, что теперь я впервые получаю от бизнеса большое удовольствие»,– говорит Сергей Филонов.

Посмотрим на другие примеры разработки новых ниш.

Лэнс Фрайд сидел дома и наблюдал в окно за виндсерферами на побережье. Тут ему и пришла мысль создать mp3-плейер, с которым можно было бы погружаться под воду или кататься на сноуборде. Так появилась идея бизнеса компании «Freestyle Audio».

В 1991 году Бен Фишмен и Дуг Карп ждали лекции в Бостонском университете. Наблюдая за собирающимися сокурсниками, они заметили, какие разнообразные бейсболки те носят. Найти в магазинах хорошую кепку было действительно непросто. Так и родилась идея магазинов для подростков Lids, в которых продаются только кепки – всех возможных стилей и моделей.

В – четвертых, выясните, в каких знаниях и компетенциях вы превосходите средний уровень?

Другой вариант: задумайтесь о том, в какой области знаний или умений вы превосходите средний уровень. Хотя бы одна такая область должна найтись. Поскольку в подобной сфере ваш уровень «выше среднего», значит, вы можете оказывать услуги тем, чей уровень уступает вашему.

В качестве примера расскажу интересную историю о бизнесе Сергея Мебельщикова (мебельная фирма «Два Эталона»). Как- то задумался Сергей о собственном деле, и после недолгих размышлений решил обосноваться в мебельном бизнесе. Он провел предварительный анализ рынка, разобрался, почему у одних дела идут лучше, у других не так хорошо, как предполагалось. Обнаружил еще не совсем занятую нишу – изготовление индивидуальной мебели. Деньги на оборудование занял у знакомых. Решил делать мебель по индивидуальным проектам, мебель, которую не увидишь в магазине стандартной мебели (вспомните однообразие деревянных ящиков!). Как говорит сам Сергей: «Я стал представлять себе, что такое удобная мебель в моей квартире? Чем бы можно было улучшить ее, чтобы было удобно и комфортно, чтобы шкафы не нависали над тобой тяжелой глыбой, сделать их воздушными и легкими, раздвинув зрительно пространство, чтобы стало одновременно стильно и современно. Экстраполируя различные варианты на большой сегмент подобных квартир, я стал понимать, что необходимо среднему потребителю. И еще я вывел путем проб и ошибок маркетинговое кредо своего бизнеса – если клиент просит что-то улучшить в его мебели, он это получит». Понятно, что, решив проблемы людей, живущих отнюдь не в хоромах, Сергей решил и свои материальные проблемы.

Рыночная игра в подобных случаях как бы переводится « на свое поле», что дает ряд преимуществ в конкурентной борьбе.

Одним словом, ваша основная задача на первоначальном этапе открытия своего бизнеса, состоит в следующем: разобраться в себе, посмотреть, какие у вас есть способности; определиться с выбором идей, которые будут отражать эти способности; рассмотреть какие ниши бизнеса могут охватить ваши идеи; рассмотреть внимательно найденные ниши (нишу), т.е, определить сколько людей (потенциальных покупателей) в нише и какие продукты они хотят, в чем нуждаются. (В главе о маркетинге рассказано, как зондировать рынок, искать покупателей и определять их потребности).

Начать дискуссию