Регистрация личного бренда как товарного знака: мимолетный тренд или традиция?

Бизнесменам стоит задуматься о регистрации личного бренда: имени, фамилии, образа или псевдонима. Исторически у потребителей большее доверие вызывали продукты, поименованные в честь их производителей.

Рассказывает эксперт по интеллектуальной собственности, защите брендов, совладелец компании «ИНТЕЛАЙТ» Ирина Бабинцева.

Ирина Бабинцева, патентный поверенный, сооснователь компании «Интелайт»
Ирина Бабинцева, патентный поверенный, сооснователь компании «Интелайт»

— Тренд представляет собой тенденцию изменения какой-либо сферы. Например, в экономике тренд — это общая направленность движения показателей, отражающая рост или спад; в моде — актуальные дизайнерские направления или стилизации; в интернете — поисковые запросы, новые форматы и технологии; в продажах — используемые типы коммуникации. Тенденции оказывают влияние не только на ту сферу, в которой возникают, но и на жизнь общества в целом. Современные социальные изменения послужили росту общественных движений и активизма, что привело к новым социальным нормам и ценностям. Все это свидетельствует о значении тренда как фактора, который обуславливает трансформацию той или иной сферы интересов людей.

Казалось бы, регистрация личного бренда — имени человека как товарного знака — относительно новый тренд. Вместе с тем такие обозначения, как «Алла Пугачева» и «Дима Билан», существуют с начала 2000-х. Но и это не предел: считается, что еще в 1700-х, при правлении Петра I, мастера по изготовлению изделий из драгоценных металлов указывали на них свои инициалы, так называемые личные клейма.

Интересно, что личные клейма были у каждого мастера, все имели право (одновременно с обязанностью) на индивидуализацию своего товара. Сегодня же практика регистраций собственных имен и фамилий свидетельствует о преобладании принципа «кто первый встал, того и тапки».

Пример из личного опыта

— Вопрос о том, насколько справедлива ситуация, при которой одному человеку позволительно зарегистрировать свое имя в качестве товарного знака, а второму (его однофамильцу) — уже нет, остается открытым. Весной я сама столкнулась с тем, что в уведомлении о результатах проверки обозначения «Ирина Бабинцева» эксперт Роспатента противопоставил уже зарегистрированный товарный знак, который содержит в себе словесный элемент «Бабинцева». Вывод был сделан соответствующий: заявленное на регистрацию словесное обозначение «Ирина Бабинцева» сходно до степени смешения с комбинированным обозначением «Бабинцева», «Ирине Бабинцевой» должно быть отказано.

С одной стороны, нельзя отрицать, что указанные элементы сходны, но с другой — я ведь тоже осуществляю предпринимательскую деятельность, так почему же только из-за того, что моя заявка была подана позже, мне должно быть отказано в осуществлении права на регистрацию товарного знака? Как вы понимаете, сегодня я ощущаю вселенскую несправедливость и необходимость создания прецедента, при котором даже сходные до степени смешения товарные знаки смогут сосуществовать (конечно, если речь идет об обозначении в виде имени человека, который и является заявителем).

Но пока что могу с уверенностью заявить лишь одно: если вы осуществляете свою предпринимательскую деятельность, активно используя свое имя как индивидуализирующее обозначение для товаров или услуг, подайте заявку на регистрацию товарного знака, чтобы избежать ситуации, при которой ваш однофамилец будет иметь приоритетное право на использование тождественного обозначения, а вы — нет.

Пример из судебной практики

Судебная практика сейчас вырабатывает подходы к регистрации личных брендов в качестве товарного знака. Не всегда получается зарегистрировать имя и фамилию как товарный знак.Так, суд в удовлетворении требования по регистрации «ALEXANDR VOLKOV» в качестве товарного знака отказал. Правовая охрана не может быть предоставлена спорному обозначению в силу ограничений для регистрации таких обозначений. В обозначении отсутствуют признаки (элементы), необходимые и достаточные для его идентификации потребителями в качестве средства индивидуализации товаров предпринимателя.

Из самого дела интересны следующие положения:

  • Фамилия может стать товарным знаком, если она является не только именем собственным, но и имеет смысловое словарное значение, которое не может служить препятствием для регистрации.
  • Фамилии целесообразно предоставить правовую охрану, если представленные заявителем материалы подтверждают то, что заявленная фамилия воспринималась потребителем как обозначение товаров производителя, а не как фамилия. В качестве такого подтверждения могут быть приняты во внимание результаты опросов потребителей, письменные заявления специалистов, данные об объемах продаж, рекламе и т. д, которые демонстрируют то, что потребитель воспринимает заявленное обозначение как обозначение товаров производителя, а не как фамилию.
  • В случаях, когда фамилия сочетается в обозначении с другими элементами, необходимо оценить ее смысловое и пространственное положение в обозначении (занимает она доминирующее или не доминирующее положение) и различительную способность обозначения в целом.
  • Заявленному обозначению может быть предоставлена правовая охрана, если оно представляет собой неправильно написанную фамилию, в том случае, если неправильно написанная фамилия имеет смысловое словарное значение, которое может быть зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством в качестве товарного знака в отношении заявленных товаров.

Начало этого рассуждения неспроста было посвящено определению тренда. Кто-то из вас может подумать, что регистрация личного бренда — всего лишь один из быстро меняющихся трендов: вспомните, когда-то все приобретали в подарок звезды и иные небесные тела в Космосе на имя близкого человека.

Предпринимателям сегодня стоит задуматься над вопросом регистрации своего личного бренда: имени, фамилии, образа или псевдонима. Это необходимо сделать потому, что исторически у потребителей большее доверие вызывали те продукты, которые были поименованы в честь их производителей ввиду наличия устойчивой ассоциативной связи между товаром (или услугой) и добрым именем производителя.

Зарегистрируйте свой личный бренд в качестве товарного знака и станьте частью тех предпринимателей, которые не упускают тренды, возобновляя традиции.

Кстати, товарный знак «Ирина Бабинцева» зарегистрирован и действует.

Хотите зарегистрировать личный бренд в Роспатенте? Напишите, мы знаем, как это сделать.

Напишите нам в тг: https://t.me/Intelight

Начать дискуссию