Похоже, мы все стали свидетелями падения государственных облигаций (RGBI), цен на линкеры от Минфина (это где купон «привязан» к инфляции) и корпоративных облигаций.
Я уже говорил, что долго поддерживать высокую ставку — это не только сделать деньги дорогими, но и вообще усложнить их получение. И это то, что мы наблюдаем сейчас.
Ещё на ситуацию повлиял бесконечный офер Минфина, который постоянно своими размещениями ОФЗ двигает доходности вверх. Но этот фактор пока неизбежен.
Теперь о цифрах.
Топовые заёмщики раньше привлекали деньги через размещение флоатеров под ставку 105–130 базисных пунктов к КС. Теперь, когда процентная ставка выросла, спред по торгуемым корпоративным флоатерам топ-заёмщиков заметно расширился.
Все калькуляторы в РФ, которые мне известны, работают криво и косо, а пересчитывать спреды вручную — это задача не на день и не на два. Поэтому я посчитал достаточным сделать простые приблизительные прикидки.
Так, из-за падения цен до 96% от номинала кредитные спреды ВЭБа расширились со 140–180 до 200–280.
Газпромнефть — со 130 до 200+ (ГПН 07 и 08).
Икс 5 — со 100 до 170 (выпуск 003 02) и даже до почти 400 (выпуск 003–04).
МТС — от 125–140 до 250–300+ (МТС 002З 01, 02, 05).
Русгидро П12 — тоже под 300 б. п. спред.
И это всё — наивысший кредитный рейтинг. Если это ещё не кредитный стресс, то определённо — как минимум его начало.
Есть элемент самораскручивающейся спирали. Когда поднимают ключевую ставку высоко и держат её там долго, то заёмщику приходится занимать и рефинансировать старые долги под новые проценты. Старые дешёвые долги выбывают. Замещаются новыми дорогими. Повышается стоимость обслуживания долга. Это влияет на кредитное качество эмитента. И банк ему даёт деньги ещё дороже — увеличивает премию за кредитный риск. Что ещё повышает стоимость заимствования и дополнительно ухудшает кредитоспособность заёмщика. И так в цикле.
Банки начинают вести себя более осторожно и стараются меньше выдавать кредитов. Что сужает возможности реального сектора рефинансироваться и тоже подстёгивает стоимость заёмных денег. Замкнутый круг.
Предоставленная сама себе эта спираль останавливается только на массовых банкротствах и санации банковской системы. Это называется credit crunch.
Именно осознавая подобные риски в пандемийный кризис, ФРС не стал скупиться и влил в кредитный рынок триллионы долларов во время «пандемийного» кредитного паралича.
Для информации, кредитный спред АФК «Система», по моим прикидкам, улетел за 700.
А некоторые госкомпании морально готовятся рефинансировать свои долги под ставки немногим менее 30%.
В принципе, только что же был перегрев экономики. Да его и сейчас никто не отменял. Но экономический рост и брутальное расширение кредитных спредов не могут долго идти «под ручку». Выживет только один из этих процессов.