Искусство как инструмент государственной идеологии: Анализ того, как искусство использовалось для пропаганды государственных идеалов в разные исторические периоды

Введение: Искусство является мощным инструментом воздействия на общественное сознание и формирования мировоззрения. В разные исторические периоды искусство служило инструментом государственной идеологии, способствуя укреплению власти, распространению определённых идей и ценностей. В этой статье мы рассмотрим, как искусство использовалось для пропаганды государственных идеалов в разные исторические эпохи, какие цели преследовали правители и какие методы они применяли для достижения своих целей.

Цель данной статьи: проанализировать роль искусства в формировании государственной идеологии в разные периоды истории, изучить примеры использования искусства в пропаганде и выявить основные тенденции и закономерности этого процесса. Мы также постараемся определить влияние искусства на общественное мнение и поведение людей, а также оценить его роль в сохранении и передаче культурных ценностей.

Древняя Русь

Одним из ключевых событий, определивших развитие государственной идеологии в Древней Руси, было крещение Руси в 988 году. Рюриковичи, начиная с князя Владимира, осознали мощный потенциал христианства как средства идеологического влияния на народ. Новая религия предоставила им возможность легитимировать свою власть через идею богоизбранности правителя.

Христианство принесло на Русь византийские архитектурные традиции, что способствовало созданию нового визуального образа государства. Строительство крупных храмов и соборов стало неотъемлемой частью государственной политики. Эти монументальные здания выполняли не только религиозную, но и пропагандистскую функцию. Например, построенный при князе Ярославе Мудром Софийский собор в Киеве символизировал силу и единство государства, его преемственность по отношению к византийским традициям, а также роль Руси как защитницы православия. Каждый князь стремился оставить после себя архитектурное наследие, которое закрепляло бы его статус как защитника и строителя государства. Через архитектуру государственная идеология демонстрировала не только религиозные идеалы, но и величие власти.

Летописание — один из важнейших элементов государственной идеологии. Летописи не просто фиксировали исторические события, но и активно интерпретировали их с точки зрения интересов государства. Например, «Повесть временных лет» была составлена монахами с целью укрепления княжеской власти и обоснования ее божественного происхождения. В этих текстах князья изображались как героические фигуры, защищающие Русь от врагов, а сама Русь представлялась как избранная Богом земля.

Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве
икона “Господь Вседержитель”
икона “Господь Вседержитель”

Смутное время

В Смутное время, когда государственная власть была под угрозой, религиозное искусство играло ключевую роль в консолидации общества. Иконы использовались как символы защиты Руси и борьбы за правду. Особенно значимой стала икона Казанской Божьей Матери, к которой обращались за защитой в борьбе против польско-литовских интервентов.

Народное творчество также играло важную роль в мобилизации общества в условиях Смутного времени. Песни, былины и рассказы создавали образы национальных героев, призывая к борьбе за Родину. Легенды о Минине и Пожарском, выступавших за освобождение Москвы от польских интервентов, формировали у народа чувство патриотизма и уверенности в справедливости их действий.

Искусство было не только средством развлечения, но и важным идеологическим инструментом, который поддерживал дух народа и его готовность к борьбе.

икона Казанской Божьей Матери
икона Казанской Божьей Матери

Первые Романовы

Интересы государства после Смуты требовали восстановления сильной государственной власти. Представители новой династии Романовых понимали, что подъем культуры, возрождение русского национального самосознания, защита национальных традиций являются важнейшими шагами по пути укрепления их власти.

Иконопись

Для утверждения в общественном сознании этих преобразований государи, во-первых, обращаются к иконописному искусству. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы иконописи. С этой целью была разработана концепция, которая обосновывала традиционность, причастность власти к византийскому наследию и носила сакральный характер (т.е. это означает, что власть дана правителю Богом и это не может ставиться под сомнение). При царе Алексее Михайловиче была разработана единая программа восстановления росписи храмов. Она утверждала идею «богозаступничества» Российского государства и его правителей.

Пример сакральности власти на иконах XVII века — парсуны с изображением царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. На них прослеживаются идеи божественности и значимости личности правителя.

Искусство как инструмент государственной идеологии: Анализ того, как искусство использовалось для пропаганды государственных идеалов в разные исторические периоды

Книги

Еще одним видом пропаганды через искусство в эпоху первых Романовых стало возрождение типографии в Москве. Это был акт политический, призванный содействовать укреплению власти нового государя. В столицу были вызваны работавшие в Нижнем Новгороде мастера во главе с Никитой Федоровичем Фофановым.

В начале 1615 г. вышла первая книга — Псалтырь . В послесловии к ней превозносилась роль Михаила Федоровича в возрождении духовной жизни страны. Завершается послесловие заявлением:

Начат а бысть печатати сия богодохновенная книга Псалтырь в царствующем граде Москве царского величества друкарне

Это звучит как напоминание о том, что книгопечатание - дело царское, государственное , смута закончена и все возвращается к прежнему порядку вещей.

В послесловиях к старопечатным изданиям XVII века была характерна определённая структура и начало со славословия Троице. В таких текстах государь действовал «благоволением» Бога Отца Вседержителя, «споспешением» сопрестольного и единородного Сына Его, Бога и Господа Иисуса Христа, и «содействием» пресвятого и животворящего Духа. Именно Божество открывает «сердечные очи» царя, посылает ему «луч света всемирнаго просвещения», внушая мысль о необходимости и важности «просвещения» и «украшения церквей» вновь напечатанными книгами. Именно веление Троицы выполняет государь, действуя и «подвиг немал показуя» в деле книгопечатания, которое, таким образом, дело боговдохновенное.

К концу первой трети XVII в. очевидная необходимость в развернутом славословии Троице уже не ощущается так остро, поэтому двуединство связи «Троица – русский царь» все более преобразуется в текстах послесловий в мысль только о царе, особо Троицей «назираемом». Теперь первая фраза изданий нередко говорит не о Божестве как таковом, а о царе, действующем его «споспешением» и «содействием». Изложению этой мысли посвящен обычно второй обязательный раздел анализируемой печатной публицистики, который можно определить как раскрытие отношения Божества к царю, что было особенно важно для актуальнейшего в начале XVII в. доказательства легитимности новой династии. Вот как формулируется эта тема в послесловии Октоиха 1618 г.:

Бог печется о Михаиле Федоровиче «в законах божественных от юности воспитанном», от «спасителного корене» «браздодержателе», об истинном «поборнике» благочестия, «богомудром» «царе и великом князе всея России самодержце

В тексте подчеркнуто, что Михаила Романова «сам Бог избра, яко верна стража», «помаза его елеом радости» и «содержит» его своею «божественною десницею» (л. 451–454).

Искусство как инструмент государственной идеологии: Анализ того, как искусство использовалось для пропаганды государственных идеалов в разные исторические периоды

Не менее пышную и развитую формулу мы находим в послесловии Евангелия 1627 г. Здесь Михаил Федорович назван «верным слугой», Богом избранным и «святым елеоем помазанным», хранителем и поборником православной веры, «благоверным, благородным, христолюбивым», Богом «венчанным», «почтенным» и «превознесенным» и даже «возсиявшим» благочестием «всея вселенныя в концех» (л. 141–142 последней пагинации).

Искусство как инструмент государственной идеологии: Анализ того, как искусство использовалось для пропаганды государственных идеалов в разные исторические периоды

Соборник 1647 г. (или Сборник из 71 слова, вышел 29 июня 1647 г. См. л. 875–881) В этом сочинении историческая тема начинается рассказом о происхождении славян от сыновей Ноя; затем Господь «избирает… главу и предводителя всему языку… равна апостолам великого князя Владимира… яко искру в пепле… яко другаго… Авраама». Владимир просвещает людей святым крещением, устраивает государство, организует перевод и переписку «книг немало». Однако, замечает автор, «друкарскаго художества не бяше еще». Появление на Руси книгопечатания связано с «дедом» первого Романова – царем и великим князем Иоанном Васильевичем, который повелел «устроити друкарское художество, еже бы сим… наполнити книги». Во искупление последовавших затем несчастий и нестроений Бог «воздвиже» на Руси «рог спасения в дому новаго и кроткаго Давида, благовернаго и христолюбиваго государя… Михаила Федоровича и сына его», государя Алексея Михайловича. Если бы Господь не дал Руси «такова крепка помощьника», то Русь, с его точки зрения, имела бы судьбу Содома и Гоморры. (Таким образом, в доказательстве легитимности появляется и аргумент исторической целесообразности.) Исключительна заслуга Романовых, особенно Алексея Михайловича, «яко же другаго Соломона царя», в духовной истории Руси и славянства, ибо именно Алексей Романов «утолил» настоящий «душевный глад» (возникший после и в результате Смутного времени), приложив «к прежде бывшим книгам художеством друкарства и иных книг немало». Автор перечисляет изданные при царе Алексее Святцы с летописью, Жития Саввы Сторожевского, Сергия и Никона Радонежских, Лествицу, Книгу Ефрема Сирина. Но особенно (и заслуженно) выделяет он именно Соборник, «юже аз, – эмоционально переходит он на повествование от первого лица, – воистину нарицаю Рай» (л. 880).

Стоит выделить и творчество Симеона Полоцкого - талантливого духовного писателя, поэта, драматурга, переводчика, богослова, монаха, а также наставника детей русского царя Алексея Михайловича. Симеон Полоцкий — один из первых русских официальных поэтов. Он создал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион». В этих виршах он воспевал разнообразные события из жизни царского семейства и придворных.

Искусство как инструмент государственной идеологии: Анализ того, как искусство использовалось для пропаганды государственных идеалов в разные исторические периоды

Одним из важнейших качеств «совершенного человека» Симеон Полоцкий считал любовь и верность государю. Это было неслучайно, ведь сам Симеон, обладавший столь необычными для Древней Руси религиозно-философскими убеждениями, да еще и выходец из Белоруссии, напрямую зависел от благорасположенности царя. И недаром в «Букваре языка славенска» издания 1667 года обобщенный образ «совершенного человека» приобретает конкретные черты верноподанного царя. В этой книге утверждается, что благополучие царя является главной целью существования остальных членов общества:

«Ты, чтый, за сию милость моли Бога

царю пресветлу жити лета многа,

Во книзе жизни написану быти,

здраво, весело, славно в мире жити,

Вся супостаты силно побеждити…».

В других сочинениях его идеалы выражены еще более четко. Так, в «Рифмологионе» он не просто воспевает российского царя, но формулирует смысловые и целевые установки будущего развития России:

«Царю восточный, царю стран премногих,

нас избавивый от противник многих.

Прогнавы з Руси еретики,

будиж в победах преславен во веки!

Царствуй над всеми вселенныя страны,

из язык мрачных твори христианы.

Разшири веру, свет омрачным буди,

иже во смертней сени гибнут люди

Царствуй, пресилен, преславен повсюду,

где солнца запад и встает откуду!

Подай ти Господь во мире сияти,

второму солнцу, всеми обладати,

Дабы тобою мрака избежати

всем родом земли и веру познати.

Буди Константин и Владимир миру,

сотри кумира и прослави веру.

Подай Господь миром обладати,

а в век будущий в небе царствовати».

Таким образом, В период правления первых Романовых, начиная с 1613 года, пропаганда играла ключевую роль в формировании государственной идентичности и укреплении власти.Традиционная для послесловий тема отеческого престола и наследственной власти становится при первых Романовых еще более обязательной в связи с тем, что Михаил воцарился путем избрания и доказательства «истинности» новой династии не сводились только к упоминаниям об ее исконности. Хотя термин «легитимность» возник в международном праве только в начале XIX в., для первых Романовых, пришедших к власти после десятилетия самозванщины, цареубийств, общей социальной смуты, доказательство их легитимности (в понятиях того времени – «природности», получения власти «по свойству, свойственному царскому», в конечном счете от «Августа Кесаря») на десятилетия остается особенно важным. И проводится эта идея во всей государственной пропаганде с первых до последних дней царствования Михаила, начиная уже с чина его венчания на царство, полностью повторяющего чин, которым венчались Рюриковичи за век до него.В этот период книгопечатание могло стать и действительно стало важнейшим, если не основным, орудием доказательства легитимности новой династии.

Эпоха Петра

Секуляризация культуры

Преобразования Петра I кардинально изменили существовавшие культурные ориентиры. Прежде господствовал религиозный взгляд на мир, а потому многие начинания царей — например, театр Алексея Михайловича — не приживались. При Петре I начинается активная секуляризация (обмирщение) духовной жизни высших слоев общества. «Древнее благочестие» постепенно уходит в прошлое, а на его место заступает западный рационализм.

Изменения в культуре происходили, как и в других сферах общественной жизни, в форме европеизации. Ещё до Великого посольства 1697–1698 гг. Пётр начал бороться с господством церкви в культурных вопросах, учредив Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор, на котором он вместе с приближенными высмеивал религиозные обряды и таинства.

Свадьба Никиты Зотова при участии членов Собора. Неизвестный художник
Свадьба Никиты Зотова при участии членов Собора. Неизвестный художник

После возвращения Петра I из поездки на Запад началось наступление на традиционные обычаи по всем направлениям. То, насколько эти нововведения помогали приблизить Россию к европейским странам, вызывало вопросы уже у современников. Так, в 1698 г. был введен запрет на ношение бороды для всех бояр, купцов и военных. Некоторым представителям знатных родов, пришедших было к царю протестовать, царь лично остриг бороды. Крестьяне платили пошлину за ношение бороды при въезде в город, но вот для горожан и знати избежать налога на бороду было невозможно. Он был чрезвычайно высок и достигал 600 рублей в год. В 1700 г. вышел новый указ — теперь всем, проживающим в городе, предписывалось носить немецкое платье. Солдаты хватали на улицах случайных прохожих и прилюдно обрезали им полы верхней одежды. С 1700 г. вводится новое летоисчисление от рождения Христа, а не от сотворения мира. Отсчет нового года начинался отныне с 1 января вместо 1 сентября.

Раскольник и цирюльник. Неизвестный художник
Раскольник и цирюльник. Неизвестный художник
Бородовой знак. Фотография из коллекции Государственного департамента США
Бородовой знак. Фотография из коллекции Государственного департамента США

В 1702 г. царь подписал указ, в котором предписывалось: «О всяких делах надлежит печатать куранты (т. е. газеты)». Так в России появилась печатная газета «Ведомости», первый номер которой вышел в самом начале 1703 г. Изначально тираж составлял 300 экземпляров, но постепенно он увеличился до 1 000. В газете читатели могли ознакомиться с ходом военных действий против Швеции, почерпнуть информацию о торговых делах, о строительстве новых мануфактур, о положении дел в Англии, Голландии, Италии и немецких землях.

«Эко чучело! (Удивительная красота)». С. С. Соломко
«Эко чучело! (Удивительная красота)». С. С. Соломко
«Ведомости» от 28 июня 1711 года
«Ведомости» от 28 июня 1711 года

Эпоха просвещения

В годы правления Екатерины II, как и во время правления Петра I, первостепенное значение придавалось формированию общественного мнения в свою поддержку. Искусство играло ключевую роль в пропаганде государственных идеалов и укреплении власти императрицы. Екатерина была не только политическим деятелем, но и культурным меценатом, что позволило ей использовать искусство для формирования общественного мнения и легитимизации своей власти. Как известно, обстоятельства прихода императрицы к власти, наличие скрытой оппозиции в части дворянских кругов, резкое обострение социальных противоречий, острота крестьянского вопроса, многочисленные войны — все это требовало от монархии проведения четкой пропагандистской линии, направленной на укрепление своего авторитета и обоснования проводимых ею государственных акций.

Живопись и скульптура

При Екатерине II искусство стало инструментом для прославления императрицы и её достижений. Портреты Екатерины, созданные такими художниками как Федор Рокотов и Дмитрий Левицкий изображали её как мудрую и справедливую правительницу.

Эти произведения искусства не только увековечивали её образ мудрой и сильной императрицы, но и способствовали формированию культа личности, что позволяло с легкостью проводить реформы и изменения, поскольку народ был готов следовать за ней всюду.

Литература

Одним из государственных механизмов пропаганды являлась периодическая печать. Ее содержание было направлено на укрепление авторитета власти, восхваление всего, что делалось правительством Екатерины; на формирование положительного образа императрицы в глазах подданных как милосердной государыни, заботливой благодетельницы, просвещенного монарха, который заботится о благе народа. С целью успеха правительственных мер необходимо была поддержка со стороны народа. Императрица уповала на благотворное влияние печатного слова. Власть посредством прессы (газеты, журналы, календари) формировала общественное мнение в свою поддержку.

Ведомости (газеты)

При Екатерине II издавались две столичные газеты, — «Санкт-петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Они выходили регулярно, дважды в неделю.

Искусство как инструмент государственной идеологии: Анализ того, как искусство использовалось для пропаганды государственных идеалов в разные исторические периоды
Искусство как инструмент государственной идеологии: Анализ того, как искусство использовалось для пропаганды государственных идеалов в разные исторические периоды

Газеты читались в основном дворянством и городскими слоями — купечеством и мещанством. Большую часть печатаемого составляли известия информативного характера. Публиковался, прежде всего, материал о важнейших событиях государственной жизни, выражающий официальную точку зрения. Печатались извлечения из западноевропейских газет о военных и политических новостях за границей, донесения о действиях русской армии на театрах войн, сообщения о внутренней жизни страны, придворных событиях. Все известия подлежали цензуре. Екатерина II лично следила за подбором статей для печати. Власть, используя прессу, систематически информировала общество о предпринимаемых Екатериной II государственных мерах, направленных на облегчение жизни подданных и подчеркивающих заботу императрицы о них. В газетах того времени публиковались изданные государыней манифесты и указы, сообщения об открытиях учебных заведений, больниц, домов общественного призрения и т.д. Например, такие как: «О кормлении в Сухопутном корпусе нищих», «Об открытии в Ярославле домов призрения для престарелых и народной школы», «Манифест об отрешении разных сборов», указы «Об умножении больниц и богаделен», «О заведении по всем частям города народных школ и одного главного народного училища» и т.д.

Обе газеты осуществляли пропагандистские задачи благодаря тенденциозному отбору фактов и их размещению на полосе. В этих газетах не сообщается о неудачах Екатерины II во внутренней и во внешней политике, в то время как сообщения об успехах власти в реформировании страны, победах армии подавались регулярно. В печати проявляется один из пропагандистских мотивов — создание образа просвещенной матушки-государыни, стремящейся к благу своей страны. И если в русском обществе в период, предшествующий крестьянской войне, были сильны оппозиционные настроения по отношению к императрице, в том числе и в дворянской элите, то в газетах сплошь и рядом фиксируем восторг подданных перед венценосной особой. Таким образом, всячески поощрялось и поддерживалось то, что соответствовало официальной линии и было направлено на укрепление репутации власти и возвеличивание царствующей персоны.

Журналы

Другим печатным органом являлись журналы. Основное содержание журналов соответствовало вкусам читающей публики. Среди них были и издания, носящие полуофициальный характер. Императрица, горячо поддержав возникновению журнальной периодики, исходила из понимания ее значения в деле пропаганды. Пример тому сатирический журнал «Всякая всячина» (1769- 1770), выпуском которого занималась сама императрица, как анонимная издательница и даже публиковалась в ней под псевдонимами «Бабушки» или «Афиногена Перочинова».

Искусство как инструмент государственной идеологии: Анализ того, как искусство использовалось для пропаганды государственных идеалов в разные исторические периоды

Вслед за «Всякой всячиной» появились «И то и се», «Ни то ни се», «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Адская почта» и многие другие. Разрешив выпускать сатирические журналы, правительство дало издателям право не указывать своего имени. Однако критика, имевшая место быть, относилась больше к общественным порокам, а не к самой власти. Екатерина II считала, что сочинитель должен, прежде всего, пылать «любовию и верностию к государю». Было важно, чтобы литераторы поддерживали монархию и прославляли государственный строй России, закрывая глаза на его недостатки, для удачной пропаганды.

Музыка и театр

Музыкальные произведения и театральные постановки также использовались для распространения государственных идеалов и идей. Опера и балет часто содержали патриотические темы, прославляющие Россию и её достижения. Театр стал площадкой для обсуждения социальных вопросов и пропаганды идей просвещения.

Один из ярких примеров использования театра и музыки в целях пропаганды является политическая опера «Начальное управление Олега»: либретто написала сама Екатерина II, над музыкой трудились целых три автора — два итальянца, Карло Каноббио и Джузеппе Сарти, и русский композитор Василий Пашкевич. Пьеса была написана Екатериной несколько ранее, а поставить ее на сцене и, более того, превратить в грандиозное музыкально-театральное зрелище было решено к визиту австрийского посла Эстергази — в качестве политического намека. И пьеса, и ее постановка являлись своеобразным манифестом Греческого проекта. (Греческим проектом называют план Екатерины II по воссозданию Византии на ее исторических землях со столицей в Константинополе. Этот замысел предполагал полное сокрушение Османской империи.)

Данная опера не единичный случай использования театра в целях пропаганды идей просвещения и укрепления власти императрицы.

Танцевальная сцена в постановке «Начальное управление Олега». 1790 год
Танцевальная сцена в постановке «Начальное управление Олега». 1790 год

Используя архитектуру, живопись, литературу и театр, Екатерина создала образ России как прогрессивной и мощной державы, что позволило ей укрепить свою власть и оставить значительное наследие в истории страны.

Русско- Японская Война

Исторический контекст и задачи пропаганды

Русско-японская война, ставшая конфликтом за контроль над стратегически важными территориями в Восточной Азии, вызвала глубокие социальные и политические изменения в Российской империи. Внутренние экономические и политические проблемы, нарастающие в стране, сделали победу в войне важнейшим элементом для поддержания стабильности власти. В этом контексте правительство активно прибегало к использованию искусства как инструмента пропаганды, направленного на поддержание патриотических чувств и консолидацию общества вокруг идеи борьбы с внешним врагом.

Искусство как инструмент государственной идеологии: Анализ того, как искусство использовалось для пропаганды государственных идеалов в разные исторические периоды

Пропагандистские задачи включали в себя героизацию российской армии, создание образа «праведного» конфликта, а также очернение врага — Японии, которая изображалась как угроза не только России, но и всей европейской цивилизации. В такой политической ситуации искусство было призвано играть одну из центральных ролей в легитимизации войны и укреплении общественной веры в неизбежную победу.

Живопись и графика

Особое значение в это время приобретает визуальное искусство — картины, плакаты и карикатуры, направленные на мобилизацию масс. Характерным примером может служить серия агитационных плакатов, где российские солдаты изображались как мужественные, благородные защитники родины. В то время как японцы, напротив, часто изображались в карикатурном и уничижительном свете, что способствовало формированию негативного образа врага. Использование символики, национальных и религиозных мотивов усиливало эмоциональный отклик зрителей и помогало утверждать идею о справедливости российских военных действий.

Искусство как инструмент государственной идеологии: Анализ того, как искусство использовалось для пропаганды государственных идеалов в разные исторические периоды

Живопись, как более высокий и серьезный жанр искусства, также служила инструментом пропаганды. Многие художники, например, Василий Верещагин, обращались к военным темам, представляя войну как трагический, но необходимый акт. Однако в случае русско-японской войны большинство произведений было ориентировано на показ героизма и отваги русских солдат, что поддерживало веру в неизбежную победу.

Музыка и театр

Музыка и театр были не менее важны в формировании общественного мнения. Патриотические песни и гимны, исполняемые на торжественных мероприятиях, концертах и собраниях, помогали поддерживать дух народа и солдат. На улицах и в концертных залах звучали марши, оды и романсы, воспевающие военные подвиги и героизм армии. Музыка как мощное эмоциональное средство влияния создавалась не только для поддержания военного духа, но и для пробуждения в народе чувства гордости и единства.

Театр, как один из наиболее массовых видов искусства того времени, также активно использовался в пропагандистских целях. Спектакли, посвященные военным темам, часто изображали сцены героизма и жертвенности во имя отечества. Поддержка войны через сценическое искусство способствовала популяризации образов солдат, готовых отдать жизнь за родину, и формировала среди зрителей образ национального единства в борьбе с врагом.

Литература и публицистика

Литература и публицистика также играли значительную роль в пропаганде военных идеалов. Многие писатели и поэты этого периода обращались к теме войны, создавая произведения, которые представляли войну как необходимый и справедливый конфликт. Публицистика в газетах активно формировала образ Японии как врага, которому противостоит великая европейская держава. Журналистские статьи, очерки и репортажи с фронта служили не только источником информации, но и орудием формирования нужного восприятия событий.

Кино и фотография

Новые для того времени формы искусства, такие как кино и фотография, оказались удивительно эффективными средствами воздействия на массовую аудиторию. Хотя кинематограф в начале XX века был еще на заре своего развития, уже во время русско-японской войны снимались документальные фильмы и хроники с фронта. Эти кадры демонстрировались в театрах и кинозалах, что помогало зрителям глубже погрузиться в происходящие события и испытывать эмоциональную привязанность к ним. Фотография, как более доступное средство, также играла важную роль. Изображения сражений, портреты героев и фотографии с фронта распространялись в прессе, визуализируя для широкой аудитории события, происходящие на дальних рубежах страны.

Период СССР

Тема советской пропаганды как вида искусства имеет большое историческое и художественное значение. Пропаганда советского периода сыграла решающую роль в формировании общественно-политического ландшафта страны и оказала глубокое влияние на искусство.

Проводя визуальное исследование советского пропагандистского искусства, мы можем получить представление о методах, символах и нарративах, используемых режимом для контроля общественного мнения и продвижения идеологических ценностей.

Первые годы Советского Союза при В. И. Ленине (1917-1924) были отмечены установлением большевистского режима и укреплением власти. Пропагандистское искусство ленинской эпохи сыграло решающую роль в продвижении большевистской идеологии и мобилизации поддержки нового режима. Пропагандистское искусство использовало сильную визуальную символику с изображением красных знамен, рабочих и крестьян, чтобы передать идеалы социализма, классовой борьбы и важность коллективных действий. Был взят курс на массовость и воспитание чувства единства и цели среди населения.

Под руководством И.В. Сталина (1924-1953) Советский Союз пережил период интенсивного тоталитаризма и политических репрессий. Пропагандистское искусство сталинской эпохи служило мощным инструментом контроля общественного мнения и подавления инакомыслия. Шла пропаганда культа личности Сталина, изображение его непогрешимым и всемогущим лидером. Образ Сталина был вездесущим в пропагандистском искусстве, укрепляя контроль и власть режима. Через призму такого стиля как «социалистический реализм» власти стремились изобразить идеализированную версию советской жизни, прославляя достижения режима и подчеркивая лояльность к Коммунистической партии.

Руководство Н.С. Хрущева (1953-1964) ознаменовало период относительной политической оттепели и либерализации в Советском Союзе. Пропагандистское искусство сыграло свою роль в продвижении процесса десталинизации, изображая Хрущева реформатором и сторонником более гуманного социализма. Пропагандистское искусство хрущевской эпохи стало свидетелем определенного художественного экспериментирования и ослабления художественных ограничений по сравнению со сталинской эпохой. Художникам была предоставлена некоторая творческая свобода для изучения альтернативных стилей и тем. Однако государство сохраняло контроль над производством и распространением пропагандистского искусства.

Социально-политический климат влиял на темы, художественные стили и сообщения, передаваемые в пропагандистском искусстве, отражая цели режима, стремления и преобладающие идеологии каждой эпохи.

Плакаты и лозунги как основные элементы пропаганды

Плакат всегда обращен к широкой аудитории — это обуславливает характер его выразительных средств. Во-первых, комбинирование базовых понятий, таких как «просто», «понятно», «выразительно». Во — вторых, отличаются отображением наиболее яркого момента, образа (символа). Так же, критериями плакатов являются краткость, удобочитаемость шрифта, злободневность надписи, взаимосвязанность и взаимообусловленность изображения и текста.

Одна из проблем советской пропаганды — разрыв между идеализированными лозунгами и реальностью. Несмотря на яркие слоганы и высокие идеалы, повседневная жизнь граждан часто вступала в конфликт с тем, что пропагандировалось на плакатах. Однако эти плакаты и лозунги играли важную роль в формировании мировоззрения советских людей.

Зачастую на плакатах изображались образы счастливых рабочих, героических крестьян и красноармейцев, олицетворяющих успехи социалистического строительства. Плакаты убеждали граждан в том, что Советский Союз — это страна победившего социализма, где каждый человек, работая на благо общества, может достичь счастья.

Такие лозунги, как «Мир — народам, земля — крестьянам, фабрики — рабочим!», «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи», стали частью повседневной речи и закрепляли в сознании людей ключевые ценности советского общества.

Монументальная пропаганда

В РСФСР идея монументальной пропаганды принадлежит В.И. Ленину. В своих воспоминаниях А.В. Луначарский очень подробно описал свой разговор с В.И. Лениным в марте-апреле 1918 года, в котором Владимир Ильич упоминал Т. Кампанеллу и его утопию «Город солнца», где «... на стенах ... фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство - словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений». Далее в разговоре В.И. Ленин обратил внимание на то, что если внести соответствующие изменения, то такая идея вполне может быть осуществима: «... - Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой».

Началом реализации «Ленинского плана монументальной пропаганды» послужил Декрет Совета Народных Комиссаров «О памятниках Республики», принятый 12 апреля 1918 года по предложению А.В. Луначарского. В этом Декрете отражался весь замысел В. И. Ленина: во-первых, памятники, возведенные в честь царей, по мнению специально создаваемой комиссии, не имели никакого исторического значения, подлежали сносу, а вместо них на конкурсной основе должны быть представлены новые проекты. Во-вторых, этой же комиссии следовало заменить эмблемы, надписи, названия улиц на другие, соответствующие революционным настроениям.

В качестве примера можно привести здание Государственной Думы, на котором вместо царского герба был установлен барельеф рабочего и крестьянина с надписью: «Революция - вихрь, отбрасывающий назад всех, ему сопротивляющихся», и на том же здании - «Религия - опиум для народа». Ключевыми решениями периода монументальной пропаганды в Москве стали снос памятников генералу М.Д. Скобелеву, Александру II и Александру III, замена гравировки на обелиске у Кремлевской стены, установка монументов К. Маркса и Ф. Энгельса, А.Н. Радищева, М. Робеспьера, Г. Гейне, Ф.М. Достоевского и др.

Уничтожая памятники и тем самым отвергая прошлое, народ, опьяненный идеями революции, своими действиями стремился к новому порядку и образу жизни, основанному на равноправии и справедливости. Как отмечал председатель Московского союза скульпторов С.Т. Коненков, именно в революционные годы «резец скульптора стал оружием в борьбе за советскую власть».

Пропаганда и предметы быта

Фарфоровые изделия являлись и являются важным элементом быта. Поэтому обращение к фарфоровой промышленности советской пропагандой было сделано неслучайно. До конца XIX в. этот предмет декоративно-прикладного искусства относился к элитарной культуре, однако руководство страны стремилось сделать фарфор доступным каждому трудящемуся. Появление фарфоровой посуды и скульптуры у разных слоев населения само по себе должно было повлиять на формирование положительного образа советской власти. Нанесение советской атрибутики, коммунистических лозунгов и идей прочно закрепило бы в сознании обывателей необходимость «строительства светлого будущего» и следования призывам партии.

Не только посуда, но и предметы хранения (например, лаковые шкатулки), музыкальные инструменты (например, гармони) стали предметом для агитационной росписи. Известнейшие производители таких изделий Палех, Федоскино, Мстёра, Холуй переориентировались с религиозной и романтической тематики на изображения гербов, военных сюжетов, в том числе с использованием кавалерии и тачанок, орденов, сельскохозяйственной техники и политических лидеров. Нередко на предметах быта можно было встретить строки из гимна или части идеологических речей.

Мозаичная пропаганда

Мозаика в советское время играла важную роль в жизни людей. Она часто выступала как дополнительное укрепление для фасадов построек. Также она декорировала новые здания, которые выглядели пусто и серо. И вот тут мы подходим к тому, что у мозаики, конечно же, была агитационная роль.

Государство согласовывало эскизы, делало запросы — все памятники героям войны, иллюстрации детей, ученых и спортсменов на соответствующих учреждениях. Везде можно было видеть напоминание о достижениях и свершениях Советского Союза и его граждан. Главной целью руководства было окружение советского человека картинами прекрасной утопии, чтобы он продолжал бороться за светлое будущее, чтобы он работал ради процветания государства.

Искусство в массы

В 1918-м году в «Газете футуристов» напечатали «Декрет №1 о демократизации искусства». Основной лозунг: «Искусство принадлежит народу».

Театр и кинематограф

В советское время театр поддерживал определенный репертуар: лицо театра должно было соответствовать лицу советского общества и критериям, которые бы отвечали идеологическим вопросам.

Поэтому чуть позже руководство над всеми театрами перешло к так называемому Центротеатру. И уже тогда существование театра без проведения агитационных работ стало фактически невозможно. Если театр выполнял эти условия, государство обеспечивало его и помогало, а если же театр хотел остаться независимым, то чаще всего государство просто оставляло его и обрекало на полное исчезновение.

Под особый контроль советское руководство взяло в первую очередь так называемый театр самодеятельности. Как подразумевалось ими изначально такой театр сможет идти в противовес профессиональным театрам, которые достаточно критически относились к новой власти. Хотя молодые работники профессиональных театров нередко поддерживали советскую власть, будучи воодушевленными высокими идеями. Так вот Совет Народных Комисаров определил порядок деятельности таких самодеятельных театров. Они должны были осуществлять агитацию и фактически открыто пропагандировать марксистско-ленинскую идеологию. Таким театрам зачастую не нужно было много декораций и аппаратуры. Часто они довольствовались одной гитарой и своими умениями держать публику.

Нередко проблема существования таких театром была в том, что они могли существовать и развиваться в основном за счет зрителя и если зритель переставал приносить театру кассовые сборы, то театру было очень трудно существовать. Однако такому массовому зрителю зачастую нравилась вульгарная развлекательная программа, чем конечно же были недовольны партийные руководители. Во-первых, потому что с такой программой в разрез шла возможность говорить о тех самых высоких темах, а во-вторых, это значило, что и проводить агитационную работу было трудно.

Это привело к тому, что в мае 1927 г. при агитационно-пропагандистском отделе прошло совещание, посвященное театру, где театр признали полноправным фронтом для проведения идеологической борьбы.

Основные приемы пропаганды в советском кинематографе тоже можно разбить на две части: те, которые формируют систему ценностей и те, которые изобличают врага. И в той, и другой области сформировались яркие образы, которое внедряло в сознание зрителей советское кино.

Воспитательное детское кино (фильмы, направленные на формирование правильных ценностей и поведения у детей), фильмы о построении социалистического общества (реклама нового типа общества и государства) характерны для пропаганды – либо «плюс», либо «минус».

Ко второй категории относятся советские фильмы, которые посвящены борьбе «своих» против «чужих»: фильмы о мировой революции (пропаганда идеи мировой революции), антифашистское кино (фильмы о борьбе с фашизмом и разоблачении врагов), фильмы о предателях (демонстрация борьбы с антисоветскими элементами).

Этот, второй вид пропаганды, опасен особенно. Если формирование положительного образа советского гражданина в теории может принести пользу, то демонизация соперников приводит только к разжиганию межнациональной розни.

Таким образом, пропаганда социализма акцентировала внимание на рабочем классе как героях, строящих социалистическое общество и преодолевающих эксплуатацию. Она подчеркивала важность коллективных действий, сотрудничества и солидарности. Лидеры коммунистической партии, такие как Ленин и Сталин, изображались как мудрые и героические фигуры, ведущие страну к прогрессу. Пропаганда прославляла достижения индустриализации и модернизации, демонстрируя рост заводов и развитие инфраструктуры. Также воспитывался патриотизм с использованием символов СССР, таких как серп и молот, и героических образов из истории. Идеологические принципы передавались через мощные образы и убедительные повествования.

Культура и пропаганда в постсоветский период

После распада СССР Россия столкнулась с периодом масштабных изменений уклада жизни. Появились новые для советского человека западные тренды, пропала жесткая цензура на искусство, теперь каждый мог выражаться на своем “языке”. После потери всеобщей идеи коммунизма, люди столкнулись с неопределенным будущим, не понимали, что стоит дальше в своей жизни. Все эти потрясения главным образом отразились творчестве, которое, в свою очередь, применялось в выстраивании нового, постсоветского мира.

Возвращаясь к изменениям, которые произошли после распада советского союза, мы можем заметить, что в самые первые годы трансформации Российского общества правительство осталось без монополии на СМИ, из-за чего появилось много разных мнений в публичном доступе, которые могли представлять угрозу правительства того времени. Но благодаря кризису 90-х годов независимая культура так и не смогла сильно развиться.

На фоне этих событий Борис Ельцин предпринял попытку восстановить контроль над СМИ и выбрать путь развития культуры России, с помощью попыток переосмыслить советское прошлое.

Если взглянуть на исскуство, которое создавалось под крылом государства, можно заметить, что большинство фильмов отражали реалии российского народа 1990-х годов. Часто в их цветовой гамме встречался серый цвет, сюжет крутился вокруг уличных драк за свою независимость, как в фильме “Брат” или же типичной для русского человека состоянии, например, фильм “Особенности национальной рыбалки”. Из этого может сделать вывод, что государство пропускала на тв фильмы, которые показывали родное для зрителя, то, что стоит оберегать и ценить. В этот же период происходил ухудшение отношении России и Запада. Это событие отразилось не только на искусстве, но и на создании нового идеала, идеала, заключающего в себе иннаковость от западного мира, уникальность русского человек.

СМИ медленно начали переходить на тв, появились такие каналы, как “Культура”, “MTV”, “СТС” , медленно, но успешно в России начало проводиться интернет. Все эти цифровые технологии не могли остаться без внимания правительства, которые позже начали транслировать всеобщую идею государства.

В наши годы, сильная оппозиция России против Запада дала сильный толчек в развитии суверенной идеалогии, таких как ценности семьи, патриотизма. Эти примеры мы видим каждый день выходя на улицу: высят плакаты с призывами помочь родине, по телеканалам показывают счастливые семьи, которые въезжают в новые квартиры, по интернету проводятся оброзовательные программы, нацеленные на подростковую аудиторию, в школах вводятся новые уроки, посвященные патриотизму. Современное искусство велючает в себя все прошлые достижения нашей великой страны, которая противостоит внешним врагам.

Искусство как инструмент государственной идеологии: Анализ того, как искусство использовалось для пропаганды государственных идеалов в разные исторические периоды

Заключение

Таким образом, можно утверждать, что на протяжении всей истории нашего государства политики активно использовали искусство как инструмент пропаганды. Применение ярких образов, драматических сцен, сентиментальных изображений и эмоционально насыщенных текстов демонстрирует, что искусство часто создавалось с целью вызывать определенные эмоциональные реакции. Эти манипуляции были нацелены на установление прочной связи между аудиторией и руководителями государства, способствуя их непоколебимой поддержке и преданности политике, которая продвигалась в тот отрезок времени. Искусство помогало формировать общественное мнение, обращая внимание людей на определенные события или идеи, непонятные вещи объясняло более доступно, что усиливало восприятие аудитории, а также использовалось для мобилизации населения в условиях кризиса или войны, побуждая людей к активным действиям, таким как участие в выборах, поддержка военных действий или выполнение социальных обязательств.

33
реклама
разместить
Начать дискуссию