История перехода веб - студии со штатными разработчиками на part-time

Я около 10 лет руковожу интернет - агентством и всегда ранее программистов искали и принимали в штат - это казалось логичным - принимать в штат, создавать корпоративную культуру и т.д. - в один момент у нас было около 15 штатных разработчиков, плюс интернет - маркетологи, seo - специалисты, контент - менеджеры, но буквально 3 года назад моя жизнь перевернулась и теперь у нас около 40 постоянных внештатных специалистов и все проекты мы сдаем точно в срок и качественно.

Возможно моя статья - это жуткий “баян”, но хочу поделиться с вами опытом.

Сразу скажу, шишек набили много, ушло 3 года на осознание всего, куча плохо сделанных проектов и сроков - но результат того стоит.

Хочу в статье поделиться своим опытом и рассказать такие аспекты, как:

1. Как же так получилось?

2. Как удается сдавать проекты качественно и в срок силами удаленных специалистов?

3. Как организовать взаимодействие?

4. Как обезопасить себя, если специалисты теряются и не выходят на связь?

5. Какие выгоды вообще от этого?

6. Где найти таких специалистов?

В общем, прочитав статью - вы получите некую инструкцию, как сделать веб - студию с штатом до 7 человек и оборотом более 3 млн. рублей.

Давайте подробно по пунктам:

  1. Как же так получилось?

Изначально мы начинали как региональная студия с невысоким чеком и брали специалистов уровня Middle - тем не менее делали качественно и со временем росли в чеках и проектах.

Развивались около 5 лет - набирали штат специалистов и все было хорошо, кроме одного - специалисты у нас росли - и при наборе компетенций покидали нас - когда им предлагали оффер х2 в другой компании.

Мы также продолжали набирать и люди уходили - когда росли их компетенции - так продолжалось несколько лет, пока мы не решили - хватит выращивать кадры - надо брать профессионалов - также начали это делать, стоимость проектов начала расти - так же росли и з/п сотрудников - в какой то момент мы поняли, что работаем почти в 0 - картина была не радужная - сотрудники требовали повышения з/п - что логично - мы поднимали, но уже были на грани и заметили вот еще какую тенденцию - так как сотрудники были заняты не весь день - иногда приходилось реально “высасывать из пальца” работу - сотрудники начали “левачить”, т.е. брать заказы на аутсорс - как с этим бороться мы не знали, правда.

Так мы работали около года - сотрудники брали левые заказы, мы им платили оклад - проекты сдавались, все было хорошо, но проектов постоянно не хватало - зарплаты были высокие….

Переломный момент наступил, когда мы пообщавшись с несколькими сотрудниками, услышали от них фразу “У вас работать хорошо, загрузка есть, оклад есть, но неполный день - работу я свою делаю всегда в срок, но левачить буду - так как нужны деньги - т.е. у меня же свои заказы, что в этом плохого”?

В какой то момент нас осенило - “а может быть на другой стороне, когда человек где то сидит спокойно и работает на окладе, а мы же дадим специалистам подработку и возможность дополнительно заработать?”.

Звучит просто, на деле оказалось все сложнее.

2. Как удается сдавать проекты качественно и в срок силами удаленных специалистов?

Пишу статью и думаю, как описать все те эмоции, кол-во сожженных нервных клеток, денег и потерянную репутацию в процессе становления новой схемы работы?

Прежде чем удалось сдавать проекты качественно и в срок, пришлось хлебнуть сполна..

Примерно год ушел на то, чтобы проекты начали вовремя сдаваться, а чтобы они сдавались еще и качественно - ушло еще столько же времени - казалось бы это много и можно было бы сделать быстрее, но у нас был такой путь.

И так, давайте к главному - чтобы сдавать проекты силами удаленных внештатных специалистов нужно:

  • работать с профессионалами. Нужно смотреть на навыки, на часовую ставку, опыт. По рынку приемлемо мы нашли ставки часовые от 800 до 1300 - в этом промежутке хорошие специалисты;
  • постоянно фильтровать специалистов. Один раз просрочил задачу - предупреждение, второй раз - “досвидания”. Тут прямо жестко надо контролировать это;
  • работать с самозанятыми и ИП только строго по договору. Нужен жесткий договор, где прописаны пени, штрафы за просрочку и т.д. Хороших специалистов конкретно у нас договор не отпугивает, а специалистов, которым свойственна неисполнительность и низкая ответственность - договор служит дополнительным фильтром, они просто не готовы его заключать.
  • работать без предоплаты. Мы платим всем внештатным специалистам за закрытые задачи два раза в месяц.
  • на каждый проект два специалиста. Один активный - который делает проект, второй на подхвате. Если первый специалист по какой то причине “отваливается”, второй может запросто подхватить проект и сроки не пострадают.

Наверно здесь может быть что то еще - но это основные критерии успеха.

3. Как организовал взаимодействие?

Тут по пунктам напишу:

  • перед началом проекта ПМ собирает проектную команду и проводить мит, обсуждаем основные проблемы. На нем обычно команда также знакомится;
  • проекты ведем в Б24, декомпозируем проект на подзадачи, ставим сроки;
  • каждый этап проверяется тестировщиком и вторым специалистом, который на подхвате;
  • первый срыв сроков - предупреждение, второй раз - писал об этом выше;
  • в конце проект тестирует тестировщик.

Собственно тут все стандартно.

4. Как обезопасить себя, если специалисты теряются и не выходят на связь?

Об этом уже упоминал в пунктах выше, коротко по пунктам:

  • жесткий договор с санкциями.

К примеру у нас прописано, что если выходишь за сроки - то штраф, если теряешься и не выходишь на связь - то штраф и доплачиваешь за работу, если другой программист доделывает и потратил больше часов, чем заложено у потерявшегося спеца. (тут мы подключаем юриста).

Это крайние меры, на нашей практике такое было 1 раз, но подстегивает укладываться в сроки.

В свою очередь мы конечно всегда стараемся обойтись без этого и ищем компромиссы…

  • второй специалист на подхвате.

Обычно, если первый выбывает, второй с легкостью может подхватить проект и уложиться в сроки;

  • всегда говорим время клиенту с запасом на риски.

Обычно несколько раз переспрашиваем программиста - “точно такие сроки?”. Специалисты также берут время с запасом ну и мы тоже.

Лучше сказать клиенту больший срок и сделать раньше, чем наоборот.

5. Какие вообще выгоды от всего этого?

Работаю таким образом, вы становитесь очень гибкой компанией!

Объясню так - либо у вас штат 50 сотрудников и им нужно всегда платить з/п, либо у вас штат 7 сотрудников и есть переменные расходы, которые вы платите, когда есть проекты.

Как думаете, какая ситуация комфортнее?

6. Где найти таких специалистов?

Вообще, я перепробовал много разных вариантов, типа фриланс бирж и т.д.

По мне, самый идеальный канал - это работные сайты. Стоит разместить вакансию - как начинается поток желающих “подработать”.

Но необходимо продумать воронку отсева, начинаю от тестового задания, заканчивая техническим собеседованием - на выходе вы получаете хорошего специалиста, который готов сотрудничать с вами.

Наша воронка отсева - из 18 резюме к нам приходит 1 специалист.

Вкратце наша воронка такая:

  • размещение вакансии;
  • инициация, чтобы специалист вам написал сам;
  • сообщение от нас, что мы ищем спецов на проекты без оклада;
  • выдача тестового задания;
  • техническое собеседование;
  • платное тестовое задание;
  • заключение договора.

Изначально воронка была намного меньше, поэтому и результат был намного хуже.

Собственно все, постарался вкратце обрисовать нашу схему, если было полезно - поддержите лайком. Также готов ответить на ваши вопросы и поделиться опытом.

В целом, подход проектной работы - вещь не новая, но для it стала не так давно пользоваться популярностью. В строительной сфере уже давно так работают - есть штат менеджеров, прорабов - а все остальное делают подрядчики.

22
Начать дискуссию