Сколько стоит настоящий маркетолог и кому он необходим

Однажды, мой приятель пожаловался мне, что при открытии бизнеса ему не повезло с сайтом. Сайт ему компания не доделала, а денег взяла много. Приехав к ним в офис, он увидел красивый ремонт. У специалистов на столах стояли исключительно Маки. При этом уже как 4 месяца ему не могли отдать его сайт. В итоге он его получил, но с большим количеством багов, а дизайн оставлял желать лучшего. И отдал за него несколько сотен.

В действительности, компании загружают себе на плечи большой фонд зарплат. Плюс, имидж и пыль в глаза - это всегда стоит денег. Но это одна из моделей позиционирования для продаж, которая тоже работает.

Самое главное в этой истории, что мой приятель точно подметил, что не со всем в этой ситуации вина данного агентства. А в том числе и его. У него по просту не хватало времени, чтобы тщательно выбирать подрядчика и контролировать все процессы. Будучи и основателем и исполнителем, находясь далеко от диджитал и рекламы, он прокладывал путь своего дела чисто через рекомендации от знакомых. При этом не всегда качественные (ведь иногда знакомые могли просто где-то увидеть рекламу и сказать о существовании агентства).

И потому он задал резонный вопрос - а существует ли такой человек, который взял бы на себя все хлопоты, связанные с брендом, позиционированием, пиаром и рекламой. И почему на рынке услуг эта потребность еще не закрывается?

Я тогда еще мало погружался в маркетинг (старался фокусироваться исключительно на контекстной рекламе) и мало что мог ему ответить, лишь соглашаясь. Но позже я выяснил, что формально такую роль на себя может брать маркетолог. Сложность в том, что в последние годы нет привычки строго придерживаться терминологии. Хотя это было очень полезным - ведь тогда все общались на одном языке. И сегодня маркетологом может называться и специалист узкого профиля, например по Директу или СММ, если захочет себя таковым называть. Например, только потому что он еще посмотрит ваш сайт на предмет ошибок и привлекательности.

Однажды мне позвонил потенциальный клиент и у него была ситуация, которая предрасполагала взять маркетолога. На что он мне сказал, что он у него уже есть, но он занят - фоткает товар и выкладывает в соц. сети.

Конечно, в этом понимании маркетолог бы вряд ли чем-то помог моему приятелю. Но если обратиться к корням, с чего все начиналось, то точнее будет сказать, что маркетолог как раз тот человек, который может составить Сплит по каналам, сделать прогноз окупаемости, скорректировать скрипты для отдела продаж, нанять подрядчиков и проконтролировать их работу.

Но здесь возникает другая сложность.Объем ответсвенности и широта навыков такого специалиста делает его "редким зверем" на рынке труда во-первых. Уровень отвественности и степень влияния в рамках его задач может быть сопоставима с работой генерального директора или даже больше. Потому что от него может зависеть почти все финансовое благополучие компании. Поэтому, во-вторых, стоимость его услуг будет очень высокой. К примеру, два года назад такой специалист в штат стоил от 400 000р/мес. Как мне рассказывал один из клиентов, который как раз занимался данным вопросом. Что, может быть не так уж и дорого для среднего и даже для части малого бизнеса. Но если ваша кампания стоит у начал и каждая копейка в счет, то это может вас быстро разорить. Так как маркетинговый эффект может быть с задержкой в несколько месяцев или может не быть вообще. Ведь мы говорим о рисковых инвестициях, в том числе и рекламных.

Возможные решения

На мой взгляд, идеального решения тут не существует. Так или иначе все продается за ресурс - будь то ваша энергия, время или деньги. Очевидно, что действовать нужно из того, сколько и какого ресурса у вас есть. Начинать всегда тяжело, особенно если вы заходите в конкретную нишу. По этому, в первую очередь я бы посоветовал ставить реальные цели и сроки достижения бизнес-показателей и закрытия задач. Я бы постарался выделить из всех возможностей и путей развития наиболее приоритетные и сосредоточиться на этом, не распыляясь. Например, если у вас большой Интернет-магазин, начните с перформанс (нацеленной на звонки и продажи) рекламы нескольких основных категорий. Не пытайтесь сразу охватить весь рынок, не пытайтесь заниматься продвижением бренда, не тратьте последние деньги компании на рекламу, тк. это всегда риски.

Вы можете также обратиться за помощью к маркетологу, но например не рассматривая его работу у вас в штате, а за тем, чтобы он составил для вас стратегию и оказывал поддержку в виде разовых консультаций. Реализацию же стратегии можно отдать чуть менее квалифицированному специалисту или самому распределить ее по подрядчикам. Опять же, контакты проверенных подрядчиков можно спросить у маркетолога. Как правило, они с удовольствием делятся данной информацией.

В данном случае, все равно процесс продвижения придется контролировать вам. Но и тут можно максимально все упростить без потери эффективности. Во-первых взяв проверенных подрядчиков, вы сможете им доверять больше. Во-вторых, обсудить с каждым его KPI и просите ежемесячный отчет по этим показателям. Хороший специалист всегда будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве и выполнении KPI без дополнительного надзора. В какой-то момент, если вам удастся отладить эти процессы и возникнет вопрос масштабирования, увеличив свои обороты и нарастив финансовую подушку, вы можете взять маркетолога на фуллтайм на 2-4 месяца. А затем и целиком в штат, если того будет требовать ситуация.

Автор статьи: Артем Подпорин. Эксперт по Яндекс Директ

22
5 комментариев

на рынке он встречается редко, поэтому стоит дорого - от 400 000р/месяц - а харя у маркетолога не треснет от таких гонораров?)) В регионах можно найти нормальных специалистов которые будут работать за гораздо меньшие цифры.

1
Ответить

Да не только в регионах, но и в международные компании специалисты на удаленке достаточно хорошие могут стоить дешевле) вопрос в hr и немного везении)
Ну и отдел маркетинга подразумевает не одного специалиста, так что 400к оправданная сумма за 1 специалиста и нескольких помощников на подхвате, например

2
Ответить

Возможно это было раньше, до локдауна. Агентства тогда с опаской брали кого-то в штат на удаленке. А сейчас это делают максимально охотно. Чем внесли изменения в рынок труда по уровню зарплат и в регионах тоже.
Я не могу по этому вопросу утверждать на 100%, тк. нет никаких исследований на руках. Но сталкиваясь по опыту работы, тот маркетолог, который может вести компанию в прибыльность, может получать и заметно больше 400 000р/мес. Но важно, то что он позволяет компании зарабатывать в разы больше, по этому и выгоден.

Ответить