Как по мировой логистике ударят рецессия и события в Китае и Турции

Как по мировой логистике ударят рецессия и события в Китае и Турции

Геополитическая напряженность, глобальная рецессия, отказ Китая от политики «нулевой терпимости» к COVID-19 и выборы в Турции — все эти события так или иначе повлияют на мировую логистику. Каким образом, рассуждает Григорий Григорьев, гендиректор Novelco

Геополитическая напряженность приведет к удорожанию морских перевозок

Ситуация на Украине серьезно повлияла на логистическую отрасль не только в России, но и во всем мире. В частности, закрытие европейского неба для российских авиаперевозчиков, а в ответ — российского для 36 стран радикально повлияло на авиалогистику — в первую очередь, связанную с доставкой грузов из Азии в Европу. Например, аэропорт Хельсинки-Вантаа последние 15 лет развивался как крупный хаб между Азией и Европой, а основную выручку финской государственной авиакомпании Finnair приносили высокомаржинальные дальние перелеты в страны Азии. После закрытия российского неба для европейских перевозчиков программу пришлось сократить. Китайские авиакомпании остались практически единственными иностранными пользователями финского аэропорта, и конкурировать с ними стало попросту невозможно.

Растущая напряженность в регионе Тайваня создала дополнительные риски, поскольку через Тайваньский пролив проходит около 50% морских контейнеровозов, другие маршруты могут использоваться ограниченно в связи с муссонной активностью или большим сроком доставки. Альтернативными странами-поставщиками могут стать Вьетнам, Индия, Малайзия, Турция и т.д. Это приведет к увеличению сроков доставки и удорожанию морских маршрутов. Также можно ожидать роста доли альтернативных маршрутов перевозок автомобильным транспортом.

Глобальная рецессия вызовет падение спроса на контейнерные перевозки

Глобальная рецессия, о большой вероятности которой в конце декабря 2022 года заявили эксперты британского Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR), приведет к снижению общемировой деловой активности.

Ставки на контейнерные перевозки начали стабилизироваться с начала 2022 года, после сложнейшей ситуации с ценами в период пандемии. Третий квартал стал финалом «гонки ставок», которая началась осенью 2020 года, в период, когда большинство стран начали постепенно возвращаться с локдаунов. Сегодня тарифы практически вернулись к доковидным значениям. Россия находится в стороне от этих трендов: ставки уменьшились в среднем на 20–30% по сравнению с теми, что были год назад. Причина — уход крупных морских перевозчиков и, как следствие, снижение конкуренции. В этом смысле российский рынок находится в изоляции от общемирового.

Как по мировой логистике ударят рецессия и события в Китае и Турции

Низкие ставки на контейнерные перевозки на мировом рынке отчасти могут сдержать темпы развития так называемого Среднего коридора — Трансазиатского коридора по доставке контейнеров из Китая в Европу через Азербайджан, Грузию, Казахстан, Турцию. Весной 2022 года, на фоне развивающегося конфликта на Украине и растущей санкционной нагрузки на Россию, Китай и страны Каспийского региона договорились о возврате к развитию данного пути. Проект очень сложный и неоднозначный, но в среднесрочной перспективе он может создать конкуренцию контейнерному транзиту через РФ. Развитие проекта будет сдерживаться падением спроса на перевозки контейнеров по морю. Пока мировая конъюнктура складывается именно так: глобальная рецессия снижает спрос на контейнерные перевозки, ввод в эксплуатацию после пандемии дополнительного контейнерного флота повышает общее предложение на рынке.

Поставщики не будут спешить с возвратом на российский рынок (как это было ранее в рамках прямого дистрибьюторства), чтобы не создавать себе санкционные риски на других, более крупных рынках сбыта. При этом вполне возможно, что они будут снисходительно смотреть на торговлю с российскими компаниями в рамках параллельного импорта. Так или иначе, для них Россия — дополнительный рынок сбыта, который в текущих условиях никому не помешает.

Инфляция подстегнет рост стоимости транспортных услуг

Предварительные итоги 2022 года показывают высокие показатели инфляции в крупных мировых экономиках: в США — 6,2% (в 2021 году — 7,2%), в ЕС значения неравномерны по странам, но тоже выше обычного — в Германии 10,4% (3,4%), странах Балтии — в среднем 22% (5%). Основная причина роста инфляции — повышение стоимости энергоносителей. Увеличение цен, безусловно, будет оказывать влияние на стоимость транспортных услуг по всему миру. Однако как будут развиваться инфляционные процессы в 2023 году, прогнозировать сложно.

Цены на нефть будут сильно колебаться

Страны G7 (США, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Италия и Япония), Австралия, Евросоюз и Норвегия ввели потолок цен на российскую нефть на уровне $60 за баррель. Ограничение вступило в силу 5 декабря 2022 года. Его целью стало снижение доходов России и ее способности финансировать военную операцию на Украине. Президент России Владимир Путин подписал указ об ответных мерах, сообщали «Ведомости». Документ запрещает продавать нефть по следующим основаниям:

  • когда в контракте в качестве получателя указана страна, присоединившаяся к потолку;
  • когда потолок фигурирует в контракте как условие либо устанавливаются референтные цены, равные этому потолку ($60 за баррель).

Если экспорт российской нефти действительно будет ограничен, то за этим последует высокая волатильность нефтяного рынка. Тем не менее замедление темпов роста мировой экономики должно оказать сдерживающее воздействие на средние цены на нефть.

Отказ Китая от политики «нулевой терпимости» к СOVID-19 вызовет увеличение сроков поставок

В начале декабря 2022 года Китай, после массовых протестов, начал сворачивать политику «нулевой терпимости» к COVID-19. Власти страны объявили о смягчении действующих антиковидных требований. Это создает высокие риски быстрого роста заболеваемости и новых локальных локдаунов в Поднебесной, что может привести к нарушению логистических цепочек и увеличению сроков поставок.

Антироссийские санкции приведут к ускоренному развитию азиатских маршрутов

В условиях санкционных ограничений мир разделился на недружественные, нейтральные и дружественные по отношению к России страны. Так или иначе, уже можно говорить об образовании двух лагерей стран — активно прозападных и стремящихся вести независимую от Запада политику. Эта независимость выражается в отказе от использования твердых валют — евро и доллара, протекционизме и его высшей форме — торговых войнах.

Как по мировой логистике ударят рецессия и события в Китае и Турции

В логистике в ответ на это появляются новые линии, увеличивается количество вариантов доставки. Развиваются маршруты, которые ранее не были так востребованы, но сейчас, в силу изменений в географии мировой торговли, становятся привлекательными, — со странами БРИКС, Южной и Юго-Восточной Азии. Например, развитие коридора «Север — Юг» находится пока в начальной стадии, но в текущих условиях этот проект получает новый импульс для интенсивного развития. Рост контейнерооборота через порты Каспийского бассейна в 2022 году более чем в два раза — хорошее тому подтверждение.

Выборы в Турции могут повлиять на торговлю с Россией

На первый взгляд, это звучит странно: как выборы в стране могут влиять на международную логистику? Но если мы говорим о международной логистике в направлении России, то, например, выборы президента в Турции в 2023 году могут сильно на ней сказаться. Эта страна — важный внешнеторговый партнер России, в 2022 году она показала максимальный прирост взаимного товарооборота в сравнении с другими ее партнерами. В мае 2023 года в Турции пройдут выборы президента, результаты которых могут оказать большое влияние на торговлю с Россией и организацию путей доставки из этой страны.

***

Мировая логистика — сложный механизм, на который влияет множество факторов. Я перечислил, возможно, не все, но самые главные аспекты, которые будут определять международную логистику в 2023 году. Основное позитивное изменение, которое могло бы существенно улучшить состояние мировой логистической системы, — прекращение конфликта на Украине. Но рассчитывать на это в ближайшей перспективе вряд ли приходится. Поэтому, чтобы спрогнозировать развитие логистики на 2023 год, стоит учитывать все обстоятельства в комплексе.

22
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить