Как разработать стратегию масштабирования бизнеса: пошаговая инструкция

Как разработать стратегию масштабирования бизнеса: пошаговая инструкция

Когда дело доходит до роста бизнеса, нужна четкая стратегия. Многие предприниматели не совсем понимают как ее создать и зачем она нужна и чаще пытаются “тушить пожары”, чем думать наперед.

Зачем нужна стратегия?

Ведение бизнеса без стратегии — как ехать по малознакомой местности без навигатора: куда-то приедете, но маловероятно что на место назначения. Если хотите, чтобы бизнес рос, а не болтался в неопределенности, важно начать с понятного видения того, где вы хотите оказаться через год, и четкий план, как туда добраться.

Давайте разберем как же составить стратегию и начать двигаться по ней.

Шаг 1. Определяем точку Б

Первый вопрос, который нужно себе задать: где я хочу оказаться через год? Определите точку Б — четкое видение того, как будет выглядеть ваша компания. Не просто «я хочу больше денег» или «хочу побольше клиентов». Конкретизируйте: какой будет доход, какие продукты будут лидерами, сколько у вас будет сотрудников, какие процессы будут отлажены. Пропишите всё это максимально подробно. Желательно по каждой из сфер бизнеса: найм, маркетинг, продажи, финансы и т.д.

Шаг 2. Анализируем прошлое

Прежде чем идти вперёд, нужно посмотреть назад. Анализ предыдущих периодов — это ретроспектива. Где вы были год назад? Что сработало, а что — нет? Какие уроки вы вынесли? Бывают случаи, когда то, что тормозило раньше, будет снова вас тормозить и не давать расти бизнесу. Извлеките из прошлого все полезные выводы, чтобы не наступать на те же грабли.

Шаг 3. Декомпозируем годовое видение

Когда у вас есть картина будущего, разбейте её на конкретные цели. Декомпозиция — это разделение большого видения на управляемые задачи. Что нужно достичь, чтобы ваш бизнес вырос? Пусть это будут показатели дохода, количество клиентов, новые направления или уровень клиентского сервиса. Всё это превращается в ваши годовые цели.

Шаг 4. Опираемся на цифры, а не на интуицию

Любая стратегия должна быть основана на данных. Ставьте цели, которые можно измерить: доход, выручка, конверсия, возврат инвестиций. Не принимайте решения на уровне интуиции - «чувствую, что пора вырасти». Это не сработает! Показатели — это ваша основа для отслеживания прогресса. Цифры - это язык бизнеса, поэтому общаемся всегда на языке цифр.

Шаг 5. Соединяем точки

Теперь прописываем путь из точки А в точку Б. Адекватно посмотрите на компанию в точке Б и представьте ее в реально достижимом виде. Не крупной корпорацией, когда у вас стартап, а какой компания может реально стать через год? Не надо сразу мечтать о миллиардных оборотах, миллионах клиентов и гигантской компании. И вот теперь определите какие шаги нужно сделать, чтобы это случилось. Это как создать мини-версию успешного бизнеса, а потом двигаться по пунктам.

Разбиваем год на 4 квартала

Годовой план нельзя создать и положить в стол. Нам нужно его разделить на кварталы и конкретные задачи.

Квартал прошел? Обновляй стратегию. Каждые три месяца сверяйте прогресс, расставляйте приоритеты заново и адаптируйтесь к тому, что происходит в мире. Учитывайте экономику, тренды, и возможные геополитические изменения.

Советы для начинающих в стратегиях

Если вы новичок и ещё не привыкли разрабатывать масштабные планы, начните с малого. Пропишите видение, сформулируйте главную цель компании на год, а затем разбейте её на простые задачи для первого квартала. В конце квартала возвращайтесь к годовым целям, смотрите, что нужно подкорректировать, и планируйте следующий шаг. То есть не пишите сразу цели и задачи на год поквартально.

Заключение

Построение стратегии масштабирования — это не что-то сложное и недосягаемое. Главное — идти по шагам, четко видеть конечную цель и действовать осознанно. Данные и цифры помогут не сбиться с пути, а гибкость в планировании позволит адаптироваться к любой ситуации. Запомните: каждый успешный бизнес начинался с чёткой стратегии.

Если вы не знаете с чего начать и в каком направлении двигаться, то запишитесь на бесплатный индивидуальный разбор бизнеса. Он поможет выявить те моменты, на которые нужно направить фокус, чтобы ваш бизнес вырос

Для этого заполняйте анкету по ссылке

Начать дискуссию