Где найти одержимых своим предметом педагогов? В цифре!

Генеральный директор "ЯКласс" Андрей Илингин считает, что цифровые технологии позволят повысить качество образования.

​Андрей Илингин знакомит Министра образования и науки РФ О.Ю. Васильеву с возможностями ЭОР «ЯКласс».
​Андрей Илингин знакомит Министра образования и науки РФ О.Ю. Васильеву с возможностями ЭОР «ЯКласс».

Цифровое образование и запрет мобильников в школах

Мы живем в уникальной стране, в которой многие процессы противоречивы. Технический прогресс порой соседствует с бытовыми условиями первобытно-общинного строя. Примерно так же обстоят дела с цифровизацией. С одной стороны, она проникла в каждую сферу отечественного народного хозяйства, включая промышленность, экономику и образовательную систему. С другой, во многих школах, где воспитываются будущие инженеры, ученые и управленцы, не только нет устойчивого широкополосного интернета, но даже с некоторой гордостью объявляется о запрете учащимся пользоваться мобильными телефонами и смартфонами. При этом мы активно переходим на цифровые учебно-методические пособия, виртуальные классы, онлайн-тренажеры, контролирующие успеваемость каждого ученика в классе и выстраивающие для него так называемые индивидуальные образовательные траектории. Как такое может быть? Легко, ведь мы живем в стране противоречий. Но, несмотря на сказанное выше, нам действительно есть чем похвастаться в разрезе инновационного обучения.

«Не нужон нам ваш интернет!»

Самым большим барьером, стоящим на пути цифровизации, является отсутствие в массовом сознании исчерпывающего понимания того, что за этим понятием стоит. Непонимание рождает неопределенность. Мы осознаем, что в мире что-то происходит, а опасения в основном связаны с нашей адаптацией: сможем ли мы найти себе место в новом мире? Это выход из общественной зоны комфорта, инициированный не нами, а пришедший извне. Если сделать фокус на цифровом образовании, то окажется, что это тоже весьма широкое понятие. Сюда включаются и онлайн-курсы, и системы управления образованием (LMS), позволяющие осуществлять смешанное обучение, и новые технологии (дополненная и виртуальная реальности, Big Data, искусственный интеллект, машинное обучение и многое другое). Однако на данный момент в России цифровое образование почти не развито даже в контексте прохождения отдельных курсов в цифровой среде, не говоря уже о возможности проведения химических опытов с помощью виртуальной реальности. В общем среднем образовании онлайн-обучение фактически не используется, в дополнительном школьном образовании оно составляет всего 2,7%. По прогнозам экспертов, к 2021 году применение онлайн-обучения увеличится до 1,5% и 6,8% в общем и дополнительном школьном образовании соответственно. При этом школьники все равно постоянно используют мобильные устройства и Интернет. Так почему бы не применить этот тренд в целях обучения? Особенно, учитывая то, что численность педагогического состава школ в РФ растет заметно медленнее, чем численность аудитории: так, по данным Росстата, в 2016 году на 15 млн учащихся приходилось чуть больше 1 млн учителей, при этом растет доля родителей, недовольных качеством образовательных услуг: по результатам опроса ФОМ, почти половина родителей отмечают снижение качества школьного образования.

Что мешает системе образования?

Любая система всегда сопротивляется возможным изменениям. Это касается в том числе и сферы образования, которая вроде как должна, в первую очередь, отвечать интересам обучающихся. Если речь идет о школе, то основной ее целью должен быть успешный ребенок, который будет востребован обществом. К сожалению, система образования все-таки больше заточена на обеспечение своей стабильности как системы, и это происходит на всех уровнях. Огромное количество школьных учителей и педагогов предпочитают работать с определенным контентом, который стал для них рабочим инструментом, с которым они привыкли работать. При том объеме работы и загрузке у большинства из них не остается времени для того, чтобы знакомиться с новинками учебного материала или технологиями, позволяющими сделать процесс обучения более эффективным. Также педагогам требуются какое-то время и силы для того, чтобы изучить новинки и понять, как их встроить в текущий план работы, а этого времени у большинства нет. Поэтому некоторые из них руководствуются принципом: «зачем лезть туда, что работает и так?» Вообще педагогов условно можно разделить на тех, кто созидает, и тех, кто паразитирует на уже существующих процессах, хотя это не значит, что последних из них следует автоматически считать плохими. Просто они не всегда готовы приложить сверхсилы к своей работе, поскольку им это может быть неинтересно. Сейчас образовательный рынок заполнили интересные технологические EdTech-проекты, некоторыми из которых успешно пользуются заинтересованные педагоги по всей стране. Этот сегмент сейчас очень быстро развивается. Хотя общей трансформации образования в определенной степени мешают особенности государства. Данная сфера ориентирована прежде всего на подготовку необходимых кадров. В России образование является в основном государственным, и, обеспечивая существующий заказ, сейчас оно нацелено на возрождение технического и инженерного образования. Так, для цифровизации экономики России необходимо подготовить порядка 1 млн программистов. Как известно, государство – не самый эффективный управленец, а так как вся экономика контролируется именно им, то связанные с этим проблемы в определенной степени становятся барьерами и для системы образования.

Педагог остается центральной фигурой в образовании

Несмотря на то что в образовательной сфере существует множество различным частных проектов и стартапов, говорить о том, что ее можно полностью рассматривать как бизнес некорректно. Практика показывает, что если ставить во главу угла показатели прибыльности, то уровень образования резко падает и вся система начинает разваливаться. До сих пор очень многое зависит от педагога – насколько он одержим предметом, насколько он способен заразить своим интересом учеников. В мире катастрофически не хватает людей с горящими глазами, и это проблема не только нашей страны, хотя именно у нас она стоит особенно остро, поскольку невысокий уровень зарплат учителей, в особенности в регионах, заставляет многих талантливых педагогов уходить в те сферы, где больше платят. Для нашей страны задача найти на 40000 школ заинтересованных педагогов кажется невыполнимой. В таких условиях проблема повышения престижа профессии учителя должна решаться на государственном уровне. Здесь интересен опыт Южной Кореи и некоторых скандинавских стран, в которых уровень жизни преподавателей намного выше среднего по стране. Например, доход учителя математики позволяет ему покрывать практически все потребности его семьи. С другой стороны, в небольших странах проблемы в сфере образования легче решить, чем в России, Китае или США, где порой банально не хватает учителей. Не всем людям подходит эта профессия, даже при условии хорошей оплаты труда. Нехватку педагогов можно компенсировать в том числе и с помощью цифровых технологий и онлайн-образования. Например, если в регионе есть 10 выдающихся педагогов по истории, то лучше обеспечить им возможность прививать интерес к предмету как можно у большего количества детей: вести вебинары, онлайн-лекции, создавать авторские курсы и реализовывать многие другие инициативы. С другой стороны, без толковых педагогов онлайн-образование не будет работать совсем. При этом роль учителя должна также меняться – в сторону наставничества. Педагог должен превратиться в тьютора, сопровождающего учебный процесс. Ожидается, что уже в ближайшие 10-15 лет на смену текущему поколению учителей придет поколение digital native, способное говорить с учениками на одном – "цифровом" языке...

Начать дискуссию