В России школы оказались лучше готовы к карантину, чем в США

Генеральный директор образовательного онлайн-сервиса "ЯКласс" Андрей Илингин рассказал о том, что каждый пятый ребенок в мире не может получать полноценное образование. Скорее всего, система образования сильно измениться из-за ситуации с коронавирусом в мире

​Получить качественное образование сегодня можно не выходя из дома
​Получить качественное образование сегодня можно не выходя из дома

Всемирная организация здравоохранения объявила коронавирус (COVID-19) новой пандемией. Вирус вышел за пределы Китая, став всемирной эпидемией. Для предотвращения его распространения в разных странах объявляется карантин, закрываются школы и другие социально-значимые учреждения. В данной ситуации дистанционное обучение стало настоящим спасением для миллионов учителей и школьников во всем мире: для занятий используются онлайн-платформы, мессенджеры и видеоконференции. Для обеспечения непрерывности образования ЮНЕСКО просит использовать существующие на рынке программы дистанционного обучения, которые зарекомендовали себя. С помощью передовых технологий решается множество вопросов, включая сокращение количества возможных нарушений, возникающих в стандартных форматах. Технологии также позволяют сделать процесс обучение более увлекательным для учащихся.

Что происходит в мире?

На прошлой неделе школы в штате Вашингтон в США начали массового закрываться. Некоторые из них решили использовать приложения Zoom и Google Classroom для перехода на дистанционную форму. В Сиэтле школы в срочном порядке попытались перевести свои программы обучения по всем предметам в онлайн-формат, однако учащиеся столкнулись с невозможностью пользоваться этими курсами в домашних условиях. Наименее продвинутые американские школы вообще оказались не готовы к проведению онлайн-уроков. Причиной тому стало отсутствие высокоскоростного интернета, который бы мог справиться с резким увеличением нагрузки на сеть.

С наибольшими проблемами из-за коронавируса столкнулась Италия, где ограничено передвижение граждан. Отменены занятия в школах Чехии и Греции, частично ограничены занятия в других странах ЕС. В Латвии школьников перевели на онлайн-обучение, основным ресурсом которого стал образовательный сайт Uzdevumi. На Украине все учебные заведения также закрыты. Власти пытаются организовать дистанционное обучение с помощью телеуроков и онлайн-сервиса «Мийкласс». В России из-за коронавируса были закрыты все школы Липецкой области: в регионе было выявлено три новых случая заражения COVID-19, в связи с чем власти приняли решение оградить учащихся от возможного риска с помощью перехода на дистанционное обучение. Министерство просвещения рекомендует школам при необходимости переходить на дистанционную форму обучения. В этом случае должны быть задействованы существующие на рынке онлайн-инструменты. В нашей стране школы из-за холодного климата уходят на карантин практически каждый год, что в целом обеспечило их моральную готовность к переходу на дистанционное обучение. Некоторые из них заранее могли выбрать необходимые ресурсы. Основной поддержкой для учителей становятся цифровые ресурсы, которыми можно пользоваться из любой точки, где есть доступ в интернет. Но основные проблемы российской школы связаны не с качеством интернета, а, скорее, с некомпетентностью педагогов в вопросах использования цифровых продуктов. Возможно, что карантин станет для школ и педагогов отличной возможностью оценить все достоинства дистанционных форм обучения. По некоторым данным, в Москве на обучение одного школьника Правительство тратит около 20 тысяч рублей. Переход на дистанционный формат (частно или полностью) позволит значительно снизить эти расходы, при том, что качество образования станет выше. Онлайн-формат обеспечит школьникам доступ к лучшим педагогам.

Вероятно, что угроза распространения инфекции изменит образовательные системы во всем мире. Педагоги, которые вынуждено воспользовались цифровыми ресурсами, успели оценить их преимущества. Постепенно приходит осознание того, что цифровые платформы не являются конкурентами для учителей. Учитель по-прежнему остается центральной фигурой в образовательном процессе, а цифровые инструменты становятся его надежными помощниками, которые не только избавляют его от лишней рутины, но и позволяют лучше контролировать учебный процесс. Лучшие платформы онлайн-образования, из представленных на рынке, обеспечивают возможность автоматической генерации домашних и контрольных работ. Педагог с помощью нажатия одной кнопки получает уникальные варианты заданий для каждого ученика, что гарантирует защиту от списываний. Также система проверит выполнение работ, выставив оценку в электронный журнал.

Технологии позволяют эффективно проводить анализ успеваемости учащихся. За время существования «ЯКласс» количество его пользователей выросло до 2,5 млн человек. Сейчас, на фоне перехода школ на онлайн-обучение, наблюдается резкий прирост новых пользователей. Технологии позволяют в среднем на 1 балл повысить успеваемость в классе. Кроме того, система не только видит, когда школьник сталкивается с трудностями, но и понимает, в из-за чего это произошло. Школьник получает в автоматическом режиме дополнительное разъяснение материала, что снижает его вероятность испытать новые сложности при освоении нового материала. По сути мы имеем дело с персональным онлайн-репетитором, который экономит семейный бюджет. Со временем школы перейдут на смешанное обучение. Полностью отказываться от оффлайновых форм нецелесообразно. Но процесс обучения для детей может стать более увлекательным и гибким. Фактически дети смогут получать качественное образование без физической привязки к конкретной школе. К сожалению, пока только около 30% учителей используют цифровые ресурсы в школах. Для них карантин может стать хорошей возможностью для перехода на онлайн-обучение.

11
Начать дискуссию