О преступности несовершеннолетних

Интересная тема преступность несовершеннолетних.

Согласно статистике Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, в 2023 году в России было осуждено 12 769 несовершеннолетних., из них 3 753 человека в возрасте от 14 до 15 лет. Реальный срок получили 2 259 человек, остальные подверглись другим видам наказания (условный срок, принудительные работы, штраф и т.п.).

Тройка статей лидеров выглядит следующим образом: безусловным лидером является кража – 5 998 преступлений, наркотики на втором месте – 1 247 преступлений (половина из них реальный срок, четверть осужденных на срок от 3-х до 5-ти лет), замыкает тройку неправомерное завладение автомобилем (пойдем покатаемся) – 1084 осужденных.

Находясь в состояние опьянения преступления совершило 1279 человек (всего 10 %). А вот если говорить о том, как совершают преступления несовершеннолетние, то 6 380 человек совершили преступления находясь в группе. Чаще прочих в группе совершались различного вида преступлений против собственности (кража, грабеж, разбой), реже против жизни и здоровья (убийство, нанесение разной степени вреда здоровью). О чем говорит эта статистика: подростковая преступность — это не наркотики, вопреки расхожему мнению, а кражи, грабежи и разбои (75 %). Эти «экономические» преступления чаще совершаются группой, а не по одиночке (у взрослых показатель групповых преступлений против собственности составляет около 12 %, против 51 % у подростков.)

В уголовном праве есть понятие соучастия. На ряду с исполнителем (тот, кто непосредственно ворует или крадет в данном случае) соучастниками признаются организатор, подстрекатель и пособник. К сожалению, статистики по форме соучастия не ведется (или не публикуется). Но, если сопоставить аномально высокое количество групповых преступлений у молодежи в сравнении с совершеннолетними, можно предположить, что значительная часть преступников это: «просто стоял рядом / стоял на стреме».

Судя по данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, на уроках обществознания в школе надо рассказывать о том, что «просто стоял рядом» не бывает.

Начать дискуссию