Как легко и быстро зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя?

Приветствую вас, дорогие друзья!

Открыть ИП – это первый шаг к развитию вашего бизнеса, ведь индивидуальное предпринимательство предоставляет легальные и доступные условия для работы, позволяя сосредоточиться на реализации ваших идей и достижении успеха

Сегодня предлагаю Вам в этой статье пошаговый алгоритм для регистрации в качестве ИП легко, быстро и без потерь своих нервов и времени.

Подготовила для вас пакет необходимых документов, разобрала возможные варианты налогообложения и предупредила о рисках. Но для начала предлагаю познакомиться, чтобы вы точно понимали, почему вы должны прислушиваться ко мне.

Меня зовут Эльвира Загафуранова, я действующий аттестованный главный бухгалтер, налоговый консультант…

Несколько фактов обо мне:

- В профессии с 2000 года

За эти годы сэкономила предпринимателям более 100 миллионов рублей;

Помогаю предпринимателям правильно вести учет и экономить на налогах в рамках Закона;

Прошла без замечаний множество камеральных проверок;

В рамках одного крупного предприятия с которым работаю прохожу ежегодную обязательную аудиторскую проверку, (это дает мне возможность еще раз оценить свои знания ) .

Есть опыт в прохождении выездных проверок;

За все годы у предпринимателей, с которыми я работаю не было арестов и других проблем с расчетными счетами

Это информация для тех, кто хочет:

- зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого.

- работать законно и без денежных потерь

Очень надеюсь, что эта статья не станет той очередной, которую ты просто прочитаешь и не применишь. Я советую тебе после прочтения данной статьи сразу применить все инструменты и тогда твоя жизнь точно изменится!

А в конце вас ждет невероятный подарок, который облегчит вам вхождение в бизнес!!!! Поэтому обязательно читайте до конца!

Предприниматель может заниматься любым бизнесом, который разрешен по закону. Но есть виды деятельности, которыми могут заниматься только компании, например, продавать алкоголь в розницу. ИП может выбрать несколько направлений, которые со временем можно добавлять, а заниматься чем-то одним.. Но на первом этапе важно выбрать то направление, которое будет для ИП основным. Это может повлиять на налоги, разрешения и лицензии.

1.Выбрать вид деятельности по ОКВЭД и систему налогообложения

От системы налогообложения зависит, сколько налогов будет платить ИП, какую отчетность придется сдавать и можно ли заниматься определенным видом деятельности.Есть несколько систем налогообложения:

1.Общая система (ОСН)-

Это базовый режим для предпринимателей и компаний. Его применяют по умолчанию, если бизнес не подал уведомление о переходе на другой режим. На ОСН нет ограничений по видам деятельности, доходам и количеству сотрудников, как на других режимах. Но придется платить два налога с доходов. ИП на ОСН платят НДС и НДФЛ, Уплата остальных налогов зависит от обстоятельств. Например, если на бизнес зарегистрирован автомобиль, нужно заплатить транспортный налог, а если земля — земельный. На ОСН могут работать все, но обычно этот режим выгоден крупному бизнесу. Небольшим компаниям и ИП может быть тяжело платить два налога с доходов, а сдавать много отчетности без бухгалтера, скорее всего, не получится. Декларации по НДС нужно будет сдавать каждый квартал, по НДФЛ – 1 раз по окончании года. Основные преимущества ОСН — это работа без ограничений и возможность получать вычет по НДС.

2 .Упрощенная налоговая система (УСН)

Есть два вида упрощенной системы налогообложения: «Доходы» и «Доходы минус расходы».

«Доходы» — налоговая ставка до 6%, если доходы меньше 199,35 млн рублей в 2024 году, а в 2025 году — 450 млн рублей. Расходы не учитываются. Регионы вправе снизить ставку для всех или отдельных сфер бизнеса. Например, ставка налога при УСН в Крыму для всех — 4%., в Чеченской и Удмуртской Республиках -1%

«Доходы минус расходы» — до 15% с прибыли, если доходы меньше 199,35 млн рублей в 2024 году, а в 2025 году — 450 млн рублей, конкретная ставка зависит от региона.

Учитываются все затраты из ст. 346.16 НК РФ, которые можно подтвердить документами, Также на УСН «Доходы минус расходы» есть минимальный налог — 1% от годовых доходов. Его платят, если налог от прибыли оказался меньше минимального или бизнес сработал в убыток.

Чтобы выбрать УСН, при регистрации бизнеса нужно подать в налоговую уведомление о переходе на упрощенку.

Многим ИП и небольшим компаниям выгоднее работать на УСН, так как нужно платить всего один налог и отчет сдается 1 раз после окончания года.

Чтобы работать на упрощенке, ИП и компании должны соответствовать определенным условиям: по сумме доходов, численности сотрудников и сфере деятельности.

По сумме доходов на 2024 год — до 199,35 млн рублей.

Если предприниматель или компания с начала 2024 года заработают больше 199,35 млн рублей, то:

  • поднимется налоговая ставка — с 6 до 8% на «Доходы» и с 15 до 20% на «Доходы минус расходы». Минимальный налог на УСН «Доходы минус расходы» увеличится с 1 до 3%. Регионы понижать эти ставки не могут;
  • лимит по доходу увеличится до 265,8 млн рублей.

Когда доход превысит 265,8 млн рублей, придется перейти на ОСН.

По средней численности сотрудников — до 100 человек. Учитываются сотрудники в штате и те, кто работает по договорам ГПХ, кроме самозанятых.

Если численность превысит 100, но не достигнет 130 человек, налог тоже надо платить по повышенным ставкам. С квартала найма 131го сотрудника, компании или ИП теряют право на упрощенку и переходят на ОСН.

По лимиту остаточной стоимости основных средств. Она не должна превышать 150 млн рублей. Бизнес потеряет право на УСН с начала того квартала, в котором превысит лимит.

Ограничения по виду деятельности. На упрощенной системе налогообложения не могут работать банки, ломбарды, частные агентства занятости, производители алкоголя и табака, а также производители или продавцы ювелирных изделий из драгоценных металлов, кроме серебра. И это не полный список.

3. Патентная система (ПСН) – это самостоятельный режим налогообложения, при котором ИП платит фиксированную сумму за год и освобожден от других налогов на доходы. Этот режим не могут применять организации и граждане – не индивидуальные предприниматели.

Патент действует для определенных видов деятельности, которые устанавливают региональные власти. В основном это розница, общепит и услуги населению, например:

  • Парикмахерские и косметические услуги.
  • Ремонт жилья и других построек.
  • Монтажные, электромонтажные, санитарно-технические и сварочные работы.
  • Услуги дополнительного образования, например онлайн-курсы или репетиторство.
  • Чеканка и гравировка ювелирных изделий.
  • Проведение спортивных занятий.
  • Экскурсионные услуги.
  • Разработка компьютерных программ и баз данных.

Один предприниматель может купить патенты на несколько видов деятельности. Проще всего проверить, можете ли вы работать на патенте в своем регионе, в сервисе «Расчет патента» на сайте налоговой службы.

Для работы на патенте у ИП есть несколько требований и ограничений. Условно их можно разделить на общие и частные. Общим должны следовать все предприниматели на патенте, частным — в отдельных видах деятельности.

Общие требования:

  • Годовой доход ИП — максимум 60 млн рублей. Для предпринимателя с несколькими патентами считают общую выручку. А если он совмещает ПСН с УСН, учитывают и доходы по упрощенке.
  • До 15 сотрудников — в штате или по гражданско-правовым договорам.

Частные ограничения указаны в законе вместе со списком видов деятельности, на которые распространяется патент. Вот примеры:

  • торговать в розницу через магазин или островок в ТЦ можно, а через маркетплейс — нет;
  • шить одежду по индивидуальным заказам людей можно, а по заказу компаний и ИП — нельзя;
  • площадь торгового места или зала для общепита — не больше 150 м². При этом каждый регион может уменьшить допустимую площадь помещения — например, до 100 м²;
  • нельзя применять ПСН, если продаете следующие товары, подлежащие обязательной маркировке: лекарства, обувь, шубы и другие изделия из натурального меха. Реализацию этих товаров надо переводить на ОСН или упрощенку. Другие маркируемые товары — например, фотоаппараты, шины, одежду, духи, молочную продукцию — продавать на патенте можно.

ИП не может применять ПСН, если он:

  • Торгует оптом.
  • Использует больше 20 собственных или арендованных автомобилей для перевозки грузов или пассажиров.
  • Производит и/или продает ювелирные украшения и другие изделия из драгметаллов. С 2025 года этот запрет не будет распространяться на производителей и торговцев изделий из серебра.

Стоимость патента зависит от вида деятельности и региона. Для расчета цены патента есть специальная формула, но предпринимателям вникать не нужно: сервис «Расчет патента» показывает точную стоимость патента можно посмотреть в сервисе «Расчет патента» на сайте налоговой.

ИП на ПСН могут уменьшить стоимость патента на страховые взносы за себя и за работников, а так же на больничные листы работникам за первые три дня болезни.

ИП без работников может вычесть из стоимости патента всю сумму взносов за себя и уменьшить его вплоть до нуля. Предприниматель с сотрудниками может уменьшить стоимость патента на взносы и больничные максимум наполовину.

По закону любые ИП не обязаны вести бухгалтерский учет. Но на патенте они должны заполнять книгу учета доходов. Книгу нужно вести по двум причинам:

  • По ней налоговики могут проверить, не превысил ли предприниматель лимит по доходам.
  • При утере права на патент показатели доходов из книги используют для перерасчета налогов по другой системе налогообложения.

ИП с патентом на разные торговые точки или несколькими патентами на разные виды деятельности может вносить все доходы в одну книгу — но только если сроки действия патентов совпадают. Отдельная книга нужна, если хотя бы у одного патента другой срок.

Сдавать декларацию на патенте не нужно.

Чтобы применять ПСН, нужно подать заявление в налоговую. Через пять рабочих дней ИФНС выдаст патент. В нем будет стоимость патента и срок оплаты.

Срок оплаты патента зависит от срока его действия. Патент на срок до шести месяцев следует оплачивать в течение срока действия патента. Патент на 6–12 месяцев – двумя платежами. Треть от суммы – в течение 90 календарных дней после начала действия патента и оставшиеся две трети – в течение срока действия патента.

Добровольно от ПСН отказаться нельзя, но можно прекратить деятельность, на которую выдан патент. В этом случае инспекторы обязаны пересчитать налог. Они учтут, сколько календарных дней предприниматель проработал на ПСН, и пересчитают платеж.

Если Ваша деятельность подходит под требования ПСН. Этот вид налогообложения будет для вас максимально выгодным.

4. Налог на профессиональный доход (НПД)

Налог на профессиональный доход (НПД) — налоговый режим для самозанятых. Самозанятыми неофициально называют физлиц, которые получают доход от личной деятельности и работают без работодателя и работников.

Индивидуальные предприниматели — тоже физлица, поэтому они тоже могут работать на налоговом режиме НПД. Для них это выгодно — на НПД можно не платить страховые взносы, а налог уплачивать только с доходов и по пониженным ставкам. Но не все предприниматели соответствуют условиям этого режима.

Главное о работе ИП на НПД

  • ИП на НПД не платят страховые взносы, а налог уплачивают только с доходов и по пониженным ставкам. Также на этом налоговом режиме не нужно вести отчётность и заполнять декларации — всё взаимодействие с налоговой происходит в приложении «Мой налог».
  • У ИП на НПД есть преимущества перед самозанятыми, не оформившими ИП. Например, предприниматели могут открыть расчётный счёт и пользоваться эквайрингом. А если ИП превысит лимит дохода, он может перейти на другой налоговый режим, не останавливая деятельность.
  • На НПД платят только налог на доход: 4% — если доход получен от физлица, 6% — если доход получен от юридического лица. Страховые взносы на НПД не платят, но можно делать добровольные отчисления на пенсию.
  • Если человек ещё не регистрировал ИП, но хочет и планирует работать на НПД, то лучше сначала зарегистрироваться в качестве самозанятого, а уже потом открывать ИП.

Работая на НПД, нельзя заниматься некоторыми видами деятельности:

  • продавать подакцизные товары, а также товары, которые подлежат обязательной маркировке;
  • перепродавать чужие товары и имущественные права;
  • добывать и реализовывать полезные ископаемые;
  • вести предпринимательскую деятельность в интересах других лиц;
  • доставлять товары в интересах других лиц.

Остальные виды деятельности, которые напрямую не запрещены законом, на НПД разрешены.

Ещё на НПД есть такие ограничения:

  • Годовой доход предпринимателя не должен превышать 2,4 миллиона рублей.
  • Нельзя совмещать НПД с другими системами налогообложения.
  • Нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам (но привлекать людей по договорам ГПХ можно).

Если работающий на НПД предприниматель превысит лимит дохода, он должен сообщить об этом налоговой и перейти на другой налоговый режим. Если не сделать этого в течение 20 дней с даты превышения дохода, предпринимателя автоматически переведут на общую систему налогообложения — самый невыгодный для ИП налоговый режим.

Как физлицу стать ИП на НПД

Если вы ещё не открывали ИП, но планируете стать ИП на НПД, лучше сначала зарегистрироваться в качестве самозанятого, а уже потом открывать ИП. В этом случае предприниматель автоматически окажется на налоговом режиме НПД.

Этот режим можно и нужно выбрать в самом начале вашей предпринимательской деятельности, чтобы избежать лишних платежей по фиксированным взносам, которые плотят ИП независимо от того ведется ли деятельность или нет. В 2024 году сумма фиксированных взносов составляет 49 500 рублей и плюс дополнительные взносы, которые составляют 1% от доходов свыше 300 тысяч рублей.

2. Регистрация ИП

После того как вы определитесь с видами деятельности и системой налогообложения, можно переходить к регистрации. Всю процедуру регистрации можно разделить на три этапа: собрать документы; подать документы в инспекцию; получить документы по итогам регистрации.

При регистрации важно соблюсти требования к документам и способу подачи. Так, если в документах будут неточности, инспекция примет их, но откажет в регистрации. При этом приостанавливать регистрацию и запрашивать уточнения не будут.

1. Собрать документы для регистрации

Чтобы зарегистрироваться в качестве ИП, в инспекцию нужно подать:

Дополнительно могут понадобиться оригинал или копия свидетельства о регистрации по месту жительства и справка об отсутствии судимости. Свидетельство о регистрации нужно, если в паспорте нет информации об адресе места жительства. Справка об отсутствии судимости – если ИП планирует вести деятельность в медицинской и образовательной областях, работать с молодежью и детьми, организовывать массовые мероприятия или оказывать социальные услуги и т. д. Полный перечень видов деятельности, для которых нужна справка, устанавливает постановление Правительства от 16.04.2011 № 285.

Заявление по форме № Р21001

Заявление нужно заполнить по правилам, которые устанавливает раздел X Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования к оформлению документов), которые утвердила ФНС приказом № ЕД-7-14/617@. Если нарушить требования, инспекция откажет в регистрации.

Оригинал или копия паспорта лица, которое регистрируется в качестве ИП

Если документы подает лично лицо, регистрирующееся в качестве ИП, ему нужен оригинал паспорта. Если документы подает его представитель, потребуется копия паспорта. Нужно заверять копию паспорта у нотариуса или нет, зависит от способа подачи документов в инспекцию. Заверять копию не нужно, если заявитель подает документы непосредственно в инспекцию и при этом готов показать паспорт инспектору. В других случаях копию паспорта нужно заверить у нотариуса.

Документ об уплате госпошлины

Оплатить госпошлину в размере 800 руб. нужно, если подаете документы в бумажном виде. Если заявитель подает документы в электронном виде, через МФЦ или нотариуса, платить госпошлину не нужно. Документом об оплате пошлины может быть платежное поручение с отметкой об исполнении при оплате со счета, либо банковская квитанция при оплате наличными. Платежный документ можно составить на сайте ФНС с помощью сервисов Уплата госпошлины или Заполнение платежного документа на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Подать документы на регистрацию

Чтобы зарегистрироваться в качестве ИП, нужно подать комплект документов в инспекцию по месту жительства заявителя. Подать документы можно одним из способов:

1. Непосредственно в инспекцию

2. Через МФЦ

3. Через нотариуса

4. По почте

5. Через интернет

6. Регистрация в качестве самозанятого.

Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно одним из четырёх способов: в приложении «Мой налог», в личном кабинете налогоплательщика, на портале «Госуслуги» или в уполномоченном банке. Если ИП работал на другом налоговом спецрежиме, ему нужно уведомить налоговую о прекращении применения этого режима.

3. Получить документы по итогам регистрации

Когда инспекция получит документы, у нее будет три рабочих дня, чтобы принять одно из решений – зарегистрировать ИП или отказать в регистрации .

Срок в три дня начинает идти со дня, следующего после поступления документов. Итоговый документ инспекция направляет предпринимателю на четвертый рабочий день.

Например, если инспекция получила документы в понедельник, она принимает решение о регистрации до четверга включительно, а направит итоговые документы в пятницу.

Итоговый документ инспекция направляет на следующий день после регистрации или отказа. Если регистрация пройдет успешно, инспекция направит предпринимателю лист записи ЕГРИП в электронном виде с усиленной подписью. Документ направят на e-mail, указанный в заявлении на регистрацию.

Если инспекция откажет в регистрации, она направит решение об отказе в электронном виде.

На этом все! Если у вас возникнут сложности на каком либо из этих этапов вы всегда можете обратиться ко мне за консультацией.

Своим клиентам я всегда помогаю зарегистрироваться без всяких потерь:

- выбрать правильную систему налогообложения;

-подобрать ОКВЭД по вашему бизнесу, это важно для корректного заполнения заявления;

- подготовить документы;

- заполнить заявление для регистрации;

-рекомендую банки для открытия расчетного счета с выгодным для вас тарифом обслуживания. Хотя расчетный счет для ИП необязателен, его наличие упрощает работу.

Чтобы избежать ошибок и лишнего стресса при регистрации, ведь при неправильно оформленном заявлении, инспекция может отказать в регистрации

А о том, как ИП вести предпринимательскую деятельность самостоятельно я рассказываю в своем мини- курсе « Как ИП вести деятельность без бухгалтера», Ведь не секрет что на первом этапе, когда много средств уходит именно на развитие, есть желание минимизировать свои расходы, в том числе и на услуги бухгалтера, что может привести к большим проблемам, если будут допущены ошибки.

Если вы хотите разбираться в том, как настроить учет доходов и расходов, какие налоги и когда платить, как принимать и регистрировать наемных работников, как заключать договора ГПХ с физлицами или самозанятыми, и многое другое

Анкета ни к чему не обязывает, но это единственная возможность узнать о моих продукты и составить свой пошаговый план к желаемым результатам!

Чек листы:

Форма уведомление о переходе на УСН

- Заявление на получение патента.

Начать дискуссию