А вы знали, что франчайзи-партнеры могут обманывать вас? Сегодня вместе с Артемом Гарденом, партнером Юридической группы «Совет», разберем, на какие моменты стоит обратить внимание, чтобы не прогореть, занявшись франчайзингом. Ситуация № 1. Кража ноу-хау и ведение конкурирующей деятельностиПокупая франшизу, партнер получает доступ ко всем внутренним процессам бизнеса. Он получает все данные, составляющие ноу-хау компании. За приобретение готовой бизнес-модели предприниматель должен ежемесячно платить франчайзеру роялти. Поначалу партнеры обычно соглашаются, а спустя некоторое время открывают свои заведения под похожим брендом втайне от франчайзера, чтобы избежать выплат. Это грозит вам, как франчайзеру, потерей потенциального дохода с вашей разработки. Как можно себя обезопасить? Для этого в начале сотрудничества между франчайзером и партнером заключается договор, в котором прописывается условие о неконкуренции, по которому франчайзи не может вести бизнес в определенной сфере во время действия договора и какое-то время после его расторжения. Также в договоре обязательно должны быть прописаны санкции за его нарушение.А главное: ваши изобретения и ноу-хау должны быть зарегистрированы в Роспатенте. В этом случае их применение в коммерческих целях без выплат в вашу пользу будет караться по закону. Без регистрации ноу-хау вы не сможете доказать в суде, что ваши права были нарушены.Ситуация № 2. Неисполнение стандартов франчайзераЕсли вы смотрели фильм «Основатель», то наверняка помните, как при открытии новых ресторанов «Макдоналдс» Рей Крок начал замечать, что меню всех заведений всё больше разнится и концепция заведений теряется. Так и здесь: некоторые партнеры могут относиться к делу добросовестно и соблюдать стандарты работы сети, поддерживая необходимый уровень обслуживания и культуры компании, а некоторые могут жестко пренебрегать правилами. При этом партнер будет замалчивать нарушения перед управляющей компанией, чтобы избежать конфликтов и лишней ответственности. Однако подобные нарушения скажутся на всей франчайзинговой сети из-за негативных отзывов о бренде в Интернете, что может сильно ударить по финансовым показателям франшизы. Как обезопасить себя в такой ситуации?Создать отдел в управляющей компании, который будет контролировать всех партнеров при запуске франшизы и в процессе их работы.Внедрить «тайного покупателя» для проверки партнеров: фиксировать нарушения, отмечать следование стандартам и вести переговоры с управленцем для предотвращения дальнейших проблем.Проводить тесты среди франчайзи и их сотрудников на знание регламентов компании.Регулярно мониторить негативные отзывы в социальных сетях и отмечать, на что жалуются клиенты того или иного заведения.Ситуация № 3. Сокрытие реальных финансовых показателейПожалуй, самая частая ситуация, которая может произойти при развитии франчайзинговой сети. Ведь в какой-то момент партнеру захочется получать больший доход со своей франшизы. И к сожалению, один из путей решения — обман управляющей компании, чтобы уменьшить сумму роялти. В таком случае ваш партнер может начать скрывать часть выручки, ведь именно от нее зависит процент выплат вам. Так, например, будет просить оплату наличными или переводом на карту, не пробивая чек в системе. А вам это грозит потерей прибыли и снижением рентабельности франшизы. Выявив обман, вы, скорее всего, расстанетесь с таким партнером, а это финансовые и репутационные убытки. Как защититься в подобной ситуации? Вы можете поставить напротив кассы камеру видеонаблюдения, чтобы отслеживать, пробивают ли сотрудники чеки.Или поставить на кассе объявление: «Если вам не выдали чек, заказ за наш счет». Так и клиент дождется чека, и у сотрудника партнера будет больше мотивации его выдать.К сожалению, и у франчайзингового бизнеса есть риски. Вам важно осознавать их и при масштабировании своей сети грамотно подходить к составлению договора и контролировать франчайзи на протяжении всего сотрудничества. А если вам нужна помощь опытных юристов, приходите на BuyBrand Expo 2024, стенд В004 Юридической группы «Совет».На выставке вас ждут:— более 200 проверенных идей для бизнеса по франшизе ресторанов, кафе, магазинов и сферы услуг;— 4 потока деловой программы для начинающих и продвинутых предпринимателей;— презентации франшиз— и масштабный нетворкинг.Смотрите участников выставки и приобретайте билет на сайте.на сайте.