{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Монополия на звук

Предыдущая статья в цикле под названием «Монополия на цвет», в которой мы осветили основные аспекты регистрации цветов и цветовых сочетаний в качестве товарных знаков в России, стала самой популярной статьей нашего сообщества за прошедший год. Мы хотим повторить успех, поэтому сегодня представляем вторую статью под названием «Монополия на звук», в которой расскажем о правомерности регистрации в России в качестве товарных знаков отдельных звуков, звуковых сочетаний, мелодий или небольших музыкальных фрагментов. Если и дальше реакция на данный цикл со стороны читателей будет положительной, то мы расширим его еще несколькими интересными материалами по регистрации в качестве товарных знаков нестандартных обозначений.

Введение и формальный аспект

Нельзя сказать, что сегодня в России регистрация товарных знаков в форме звуков широко распространена, в отличие от мировой практики, которую в предыдущей статье цикла мы почти не освещали и которую обязательно затронем в настоящем обзоре. По нашему мнению, причин непопулярности звуковых товарных знаков несколько:

  • в нашем государстве многие представители бизнеса всё ещё прочно, стереотипно ассоциируют товарный знак с логотипом, эмблемой, картинкой;
  • регистрация звуковых товарных знаков требует от лиц, подающих в Роспатент заявки и сопутствующие документы, минимальных знаний музыкальной грамоты, теоретических основ музыки;
  • организации редко используют ту или иную мелодию длительный период по причине того, что потребителям один и тот же музыкальный фрагмент может с течением времени перестать нравиться, в связи с чем необходимо регулярно менять музыкальное оформление;
  • сложно доказывать приобретенную различительную способность таких обозначений, в большинстве случаев патентные ведомства склоняются к изначальному отсутствию различительной способности у звуков или их сочетаний.

Кто-то обязательно возразит и скажет, что дело юристов — оперировать тем, что предоставляет ему клиент, а не разбираться во всех тонкостях деятельности, которой клиент занимается. Такую позицию едва ли можно признать правильной, поскольку прямой задачей лица, в том числе юриста, который занимается регистрацией средств индивидуализации, является проверка регистрируемого обозначения на предмет его соответствия требованиям законодательства. Если человек не имеет представления о базовой терминологии музыки (музыкальный такт, размер, длительность и начертание нот), то он банально не сможет оценить длину данного ему музыкального фрагмента по прилагаемой к материалам заявки нотной записи, не говоря уже о других параметрах.

В настоящей статье мы постарались обобщить имеющийся материал по регистрации звуковых товарных знаков в России и мире и по возможности его актуализировать. При этом считаем важным обратить внимание читателей не только на ныне действующие товарные знаки в форме звуков, звуковых сочетаний, мелодий, но и на звуковые товарные знаки, срок правовой охраны которых уже истёк, чтобы проследить, прежде всего, за субъектами, которые предприняли попытки сделать своими зарегистрированными средствами индивидуализации столь нестандартные обозначения.

С момента написания ранее упомянутой статьи «Монополия на цвет» произошли некоторые формальные изменения, которые необходимо затронуть. С 18 декабря 2019 года утвержденное Приказом Роспатента от 24.07.2018 № 128 Руководство по регистрации товарных знаков (знаков обслуживания), на которое в том числе ссылались мы, было отменено Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2019 г. № 3081-р без объяснения причин и разъяснений относительно дальнейшего применения иных подзаконных актов. Между тем, некоторые источники информации утверждали, что документ утратил силу в связи с длящимся конфликтом между патентным ведомством, которое отказывалось соблюдать предусмотренный порядок регистрации подзаконных актов в Министерстве Юстиции РФ, и Правительством РФ. Напомним, что в соответствии с п. 11, 14, 16 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 № 88, регистрации в Министерстве Юстиции РФ подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и свободы граждан, устанавливающие правовой статус организаций и другие. На некоторое время образовался правовой вакуум, после чего со стороны Роспатента был сделан весьма хитрый ход, позволивший вновь избежать представление документа в профильное министерство, — новое Руководство по регистрации товарных знаков (знаков обслуживания) утвердил своим Приказом от 20 января 2020 г. № 12 уже не сам Роспатент, а Директор Федерального института промышленной собственности (далее по тексту — Руководство). Поскольку ФИПС не является федеральным органом исполнительной власти, в отличие от Роспатента, то вопрос о юридической силе как таковой нового Руководства остался открытым. По нашему мнению, новое Руководство может считаться лишь рекомендательным актом [не нормативно правовым актом], положения которого, как правило, желательно учитывать при подаче заявок на регистрацию товарных знаков, но при этом полноценно мотивировать данным документом конкретные правоприменительные решения видится неоправданным. Впрочем, едва ли можно было ранее говорить и о юридической силе прежнего Руководства по регистрации товарных знаков (знаков обслуживания), которое утверждал Роспатент, поскольку данный документ не прошел все предусмотренные стадии подзаконного правотворчества, а потому вряд ли мог порождать какие-либо юридические последствия.

Ещё раз уточним, что согласно п. 1 ст. 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Так как перечень вариантов обозначений, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, является открытым и неисчерпывающим, не исключается, что правовая охрана может предоставляться в том числе средствам индивидуализации в форме звуков, звуковых сочетаний.

Если анализировать такой объект с позиции права интеллектуальной собственности в целом, то чаще всего, подобные результаты интеллектуальной деятельности охраняются как объекты авторских прав (музыкальные произведения) или как объекты смежных прав (фонограммы). «Родственность» нестандартных звуковых товарных знаков с другими институтами названной подотрасли гражданского права подтверждают и тезисы, указанные в пункте 1 главы 2 раздела IV Руководства:

Звуковые товарные знаки используются в основном в радиорекламе и в телевизионной рекламе. В качестве звуковых товарных знаков могут регистрироваться, например, музыкальные произведения, фрагмент песни, созвучия, хорошо известные звуки и редкие звуки, встречающиеся в природе, электронные синтезированные звуки, не встречающиеся в природе.

Заявляемые звуковые обозначения представляются в виде фонограммы на цифровом носителе, при этом графа «Изображение заявляемого обозначения» не заполняется. В зависимости от вида звукового обозначения длительность мелодии (музыкального произведения) не должна превышать музыкальной фразы или 10 тактов, а звука, источником которого являются живые существа или предметы, – 30 секунд.

Итак, имеются самые разные варианты звуковых обозначений, которые имеют ограничения по длительности мелодии (при ее наличии) и по времени исполнения.

Кроме того, в пп. 9 п. 29 раздела III Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482, отдельно отмечается:

если на регистрацию в качестве товарного знака представлено звуковое обозначение, то приводится описание звука (звуков) или их характеристик и дополнительно, в зависимости от вида звукового обозначения, нотная запись мелодии (музыкального произведения) или диаграмма частот звука, источником которого являются живые существа или предметы. Диаграмма частот звука должна содержать изображение шкалы по временной оси и частотной оси;

В сравнении с товарными знаками в форме цветов палитры, регистрацию которых мы яро критиковали по ряду причин, включая невозможность цвета индивидуализировать продукцию в принципе, злоупотребление правом и прочее, со звуковыми товарными знаками, на наш взгляд, ситуация обстоит более благоприятно. Да, с одной стороны, если кто-либо захочет монополизировать права на отдельные ноты, количество которых, к слову, весьма ограничено (7 основных нот + их альтерации), или отдельные звуки, диапазон восприятия которых для человеческого уха тоже весьма скудный в отличие от слухового спектра многих животных, то в этом случае мы, как и многие юристы, критично это оценим. Однако чаще всего в качестве звуковых товарных знаков регистрируются как в России, так и за границей обозначения в форме популярных мелодий или необычных звуков природного либо синтетического характера, которые прочно ассоциируются у потребителей с конкретными компаниями, в связи с чем не имеется оснований для отказа в их регистрации.

Необходимо также отметить, что, по нашему мнению, в определенных ситуациях, когда правообладатель заинтересован в защите своих музыкальных произведений, он может усилить их правовую охрану путем регистрации припевов песен или иных наиболее важных фрагментов таких результатов интеллектуальной деятельности в качестве звуковых товарных знаков. Преследование за нарушение исключительных прав может стать за счет этого более эффективным.

Теперь перейдем к исследованию зарегистрированных звуковых товарных знаков.

Зарегистрированные звуковые товарные знаки в России

Проведенный анализ зарегистрированных звуковых товарных знаков в России показал, что круг правообладателей таких средств индивидуализации условно можно поделить на следующие сегменты (в отличие от мировой практики):

  • радиостанции (телекомпании), нередко использующие так называемые «аудиологотипы» и радиорекламу;
  • IT-индустрия, которая также нередко использует мелодии для индивидуализации своей продукции;
  • автомобильный рынок;
  • товары/услуги повседневного спроса.

Отталкиваясь от представленной классификации, мы для удобства и будем вести дальнейшее повествование.

Отдельно приносим извинения за то, что не можем сделать статью более удобной для пользования: предусмотренный на сайте плеер не позволяет загрузить в аудиозаписи большинство коротких музыкальных фрагментов и интегрировать их в текст. Как Вы, наверное, замечаете, мы совершенствуемся в плане подачи информации, анализируем опыт написания статей в других сообществах для того, чтобы ознакомление с нашими материалами было максимально комфортным. Поэтому в данном случае мы сделали всё, что от нас зависело, и предусмотрели возможность ознакомления с фонограммами большинства зарегистрированных звуковых товарных знаков посредством перехода по ссылкам [для этого требуется совершить одно дополнительное действие].

Однако прежде чем перейти к общему повествованию, остановимся на тех хрестоматийных примерах звуковых товарных знаков, которые приводятся в Руководстве.

1) Товарный знак № 262372. Данный товарный знак зарегистрирован на уже известную по статье «Монополия на цвет» компанию «Марс Инкорпорейтед» и представляет собой мурлыканье (урчанье) кошки. Прослушать звуковой фрагмент можно здесь, его длительность — всего 8 секунд, что вписывается в рамки, установленные вышеуказанными подзаконными актами. Несмотря на достаточно раннюю дату приоритета заявки (09.04.2001), правовая охрана товарного знака из-за продления всё ещё действует и распространяется на товары 31 класса МКТУ (живые животные, товары для различных видов животных и другие). Нельзя сказать, что существование такого средства индивидуализации именно у названного правообладателя вызывает удивление, поскольку «Марс Инкорпорейтед» на рынке уже много лет, поэтому забота об интеллектуальной собственности и актуализация охраняемых объектов занимает в ней далеко не последнее место. Очевидно, что рассматриваемый товарный знак регистрировался, как и товарный знак в форме фиолетового цвета, в рамках кампании по продвижению известного многим корма компании «Whiskas». К сожалению, не представляется возможным проанализировать материалы заявки ввиду их отсутствия в базе данных Роспатента на настоящий момент.

2) Товарный знак № 302335. Данное средство индивидуализации также приведено в Руководстве в качестве некого эталона, однако в этом случае были зарегистрированы не звуки природного характера, а синтезированные звуки, а именно — рингтон или джингл (небольшой музыкальный фрагмент, созданный специально для оформления радио- или телеэфира) длительностью всего 1 секунда. Прослушать звуковой товарный знак можно по ссылке. Правообладателем выступило воронежское ООО «Мобильные ответы», правовая охрана была предоставлена сразу в отношении трёх классов МКТУ: 35 (реклама, менеджмент в сфере бизнеса и другие), 38 (телекоммуникации, вещание и другие) и 41 (воспитание, обеспечение учебного процесса и другие). Срок действия исключительных прав истёк 24.12.2014 и не был продлен.

​нотная запись звукового товарного знака № 302335

Примечательно, что к материалам заявки для данного товарного знака была приложена нотная запись музыкального фрагмента, который, судя по ней, удовлетворяет формальным критериям, отраженным в Руководстве: с точки зрения звуковысотного значения нот мелодия написана в скрипичном ключе; с позиции длительности джинглом использовано два такта; размер такта — четыре четверти; исполнение музыкальной части выражено шестнадцатыми нотами с бемольными альтерациями и разделением восьмыми и шестнадцатыми паузами, последний такт представляет собой молчание (целую паузу).

Далее перейдем к анализу других найденных звуковых товарных знаков по заданной классификации.

Сегмент радиостанций (телекомпаний)

3) Товарный знак № 243824. Был зарегистрирован в 2003 году Акционерным обществом «Проф-Медиа-Радио» в отношении еще большего количества классов МКТУ: 16 (альбомы; альманахи; бланки; блокноты; брошюры; буклеты; бумага и другое), 35 (агентства по коммерческой информации; демонстрация товаров и прочее), 38 (информация по вопросам связи; передача сообщений; прокат аппаратуры для передачи сообщений; радиовещание и прочее), 41 (воспитание; издание книг; информация по вопросам воспитания и образования; образование; обучение и другое), 42 (аренда помещений для проведения собраний; больницы; ведение личной корреспонденции; видеосъемка; дизайн; иное). Прослушать музыкальный файл можно здесь. На настоящий момент правовая охрана данного звукового товарного знака прекращена по причине истечения срока действия исключительного права.

​нотная запись товарного знака № 243824

К заявке также была приложена нотная запись звукового товарного знака, которая соответствует критериям Руководства: мелодия написана в скрипичном ключе; длительность музыкального отрывка — 8 тактов при максимально допустимом в 10 тактов и размере такта в две четверти; при исполнении задействованы четвертные и половинные ноты; в четырех тактах присутствует молчание (целые паузы). Если говорить о новшествах представленной нотной записи, то мы можем увидеть, что перед нотным станом указан музыкальный инструмент, на котором необходимо осуществлять исполнение музыкального произведения, — вибрафон (разновидность металлофона).

4) Товарный знак № 213565. Знакомая широкой российской аудитории аудиозаставка, зарегистрированная на имя Акционерного общества «РЕГИОНАЛЬНЫЙ РАДИОКАНАЛ» (более известного как радиостанция «Радио Шансон»). Пожалуй, данный звуковой товарный знак можно отнести к подвиду вокальных, поскольку он предусматривает отдельную партию для голоса. Правовая охрана действует до сих пор и распространяется на следующие классы МКТУ: 35 (реклама; телевизионная реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба), 38 (связь; радиовещание; телевизионное вещание; кабельное телевизионное вещание), 41 (воспитание; обеспечение учебного процесса; развлечения). Звучит аудиозаставка так.

​нотная запись товарного знака № 213565

В нотной записи видны дополнительные нотоносцы, соединенные акколадой, для партии, исполняемой на музыкальном инструменте, и нотный стан для вокальной партии. Размер — четыре четверти (обозначаемый нередко буквой «С»), музыкальный фрагмент состоит из 2 тактов. Вокальная партия исполнена четвертными нотами с одной диезной альтерацией и одной целой нотой, инструментальная партия сформирована аккордами, каждый из которых по длительности соответствует целому такту. Особенностью представленной записи является то, что музыкальная запись соединена с текстовой (элемент песни).

5) Товарный знак № 142023. Данное средство индивидуализации было зарегистрировано в далеком 1996 году Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компанией (ВГТРК) в отношении нескольких классов МКТУ: 35 (распространение рекламных объявлений, реклама, в том числе радио, агентства рекламные, прокат рекламных объявлений), 38 (телевизионное вещание, радиовещание), 41 (развлекательные радиопередачи, постановка спектаклей, прокат, публикация текстовых материалов, подготовка, монтаж радиопрограмм). Поскольку обозначение регистрировалось достаточно давно, когда компьютерные файлы формата «.mp3» еще не были развиты, то ознакомить с фонограммой данного звукового товарного знака мы не можем. Тем не менее, имеется в наличии его нотная запись.

​нотная запись товарного знака № 142023

Представленный в графической форме музыкальных фрагмент визуально, по манере записи, напоминает полное произведение ввиду наличия знаков альтерации при ключе, характерных для конкретной тональности, а также репризы — знака повторения мелодии с начала или с определенного момента. Кстати, Руководство не разъясняет названный аспект, касающийся повторения музыкального фрагмента и допустимости выстановления такого знака репризы, в связи с чем возникает резонный вопрос, будет ли соблюдено формальное ограничение регистрируемого звукового обозначения в 10 тактов по длительности, если оно состоит из 8 тактов (как здесь), но при этом требует повторения фрагмента (то есть в сумме это будет уже не 8 тактов, а 16). Вероятно, в данном случае необходимо отталкиваться от второго критерия — временного, который лимитирует регистрируемую мелодию 30 секундами. Среди ранее не встречавшихся знаков в приведенной нотной записи присутствует четвертная пауза в 4 и 8 тактах.

Сегмент IT

6) Товарный знак № 372556. О данном товарном знаке мы уже сообщали в статье «Монополия на цвет» — он представляет собой звуки заставки-приветствия для операционных систем Windows 7, 8. Правообладателем являлась корпорация Майкрософт. Ознакомиться с музыкальным фрагментом можно здесь. Знак был зарегистрирован в отношении 09 класса МКТУ (приборы и инструменты научные, морские, геодезические, фотографические, кинематографические; аппаратура для записи, передачи, воспроизведения звука или изображений; оборудование для обработки информации и компьютеры; компьютерное программное обеспечение; иное). Интересным для изучения является заявка на регистрацию, в ней, в частности, указывается следующее описание звукового обозначения:

«Звуковое обозначение, представляющее собой две мелодии, параллельно проигрываемые с возрастанием звука от более низкого к более высокому как сочетание звуков "ми"/"си", "соль-диез"/"ми", за которым после короткой паузы следуют сочетания звуков "си"/"фа-диез", "ми"/"си", где первоначальные ноты проигрываются двумя октавами выше ноты "до" первой октавы».

​нотная запись товарного знака № 372556

Как видно из представленной нотной записи, музыкальный фрагмент сформирован из переходящих один в другой аккордов, имеется две диезные альтерации, звукоряд представлен четвертной, восьмыми и целыми нотами. Из новшеств — использован мелизм, обозначенный волнистой линией и характеризующий звуковые колебания.

Неизвестно наверняка, почему Майкрософт решил не продлевать правовую охрану данного товарного знака, но с Windows 8 звук входа в систему был отключён разработчиками с целью оптимизации загрузки [который, однако, можно снова включить в настройках].

7) Товарный знак № 402131. Серией звуковых средств индивидуализации может похвастаться компания Intel, производящая различную компьютерную технику (преимущественно — процессоры). Данный товарный знак был зарегистрирован в отношении следующих классов МКТУ: 09 (программы для компьютеров; рабочие станции; компьютерное оборудование; DVD-плееры, иное), 41 (развлечения, а именно производство фильмов и видеопродукции; обеспечение специальных эффектов для видео- и телевизионных изображений; производство мультипликационных фильмов). Прослушайте образец звукового обозначения. Срок действия исключительного права на данный товарный знак закончился совсем недавно — 25.03.2019, правообладатель решил его не продлевать. Примечательно, что в материалах дела по понятным причинам отсутствовала какая-либо нотная запись, а к заявке был приложен компакт-диск с фонограммой заявленного обозначения.

8) Товарный знак № 318691. Еще один аудиологотип компании Intel, который используется в рекламе уже много лет и который хорошо знает российский потребитель. Звучит он следующим образом. Данный товарный знак был зарегистрирован в 2006 году только в отношении товаров 09 класса МКТУ, в 2015 году срок действия исключительного права был увеличен. Нотная запись присутствовала в материалах заявки, но отсутствует в реестре. Между тем, вновь имеется описание звукового обозначения:

Звуковой товарный знак, представляющий собой мелодию, совокупность мелодично-ритмичных звуков, отражаемую представленной в графе (540) нотной записью и прилагаемой фонограммой. Заявляемый звуковой товарный знак представляет собой несколько измененный ранее зарегистрированный товарный знак заявителя № 172216.

9) Товарный знак № 172216. «Родительский» товарный знак компании Intel по отношению к вышеназванному. Был зарегистрирован в 1999 году также для товаров 09 класса МКТУ, срок действия исключительного права истёк в 2007 году. В архивах осталась нотная запись:

​нотная запись товарного знака № 172216

Главные особенности указанной нотной записи — используются буквенные обозначения нот (G, D и прочие), а также знаки динамики — фортиссимо (ff), обозначающее чрезмерно громкое исполнение; меццо-форте (mf), умеренно громко; сфорцандо (sfz или sf), внезапный громкий акцент.

Сегмент «автомобильный рынок»

10) Товарный знак № 742097. Преуспел в регистрации звуковых товарных знаков и рынок автомобилей, хотя более популярна такая регистрация сейчас за рубежом [в чем мы убедимся далее]. А пока приведем в пример, пожалуй, самого яркого представителя отечественного автопрома — Акционерное общество «АВТОВАЗ», которое зарегистрировало рекламную заставку. Прослушать фонограмму можно здесь. Данный товарный знак был зарегистрирован в начале 2020 года в отношении ряда классов МКТУ: 12 (автомобили; различные детали для автомобилей; прочее), 16 (авторучки; плакаты; бланки; блокноты; иное), 35 (реклама; демонстрация товаров; прочее), 37 (ремонт; установка оборудования; восстановление машин; техническое обслуживание, иное), 38 (агентства печати новостей; вещание; прочее). В реестре наличествует подробное описание звукового обозначения:

Заявлено звуковое обозначение длительностью 3 секунды. Обозначение представляет собой короткую музыкальную фразу, состоящую из трех частей. Первая часть представляет из себя мотив во временном отрезке 0,0 - 1,7 с, начинающийся с нерезкого однократного удара бас-барабана, совмещенного с синтезированным арпеджированным пассажем. Вторая часть, начинающаяся примерно на отметке 1,0 с, и заканчивающаяся примерно на отметке 2,4 с, представляет из себя мелодичный мотив «Ту-Ту-Те-Тут», исполненный мужским голосом. Нотный ряд мотива: ре-ре-фа-ре. Третья часть длительностью 1 с, начинающаяся примерно на отметке 2,0 сек, представляет из себя отчетливый звук однократного удара бас-барабана.

Сегмент «товары/услуги повседневного спроса»

11) Товарный знак № 235611. Бесспорным лидером в этом сегменте является компания "Вимм-Билль-Данн", которой принадлежит целая серия звуковых товарных знаков, включая данный, зарегистрированный в 2003 году для 05 (белковые и биологические препараты; пищевые добавки для медицинских целей; диетические вещества; напитки и пищевые продукты для медицинских целей; продукты детского питания), 29 (мясо, рыба, птица и дичь; мясные экстракты; овощи и фрукты консервированные, сушеные и подвергнутые тепловой обработке; желе, варенье, компоты; яйца, молоко и молочные продукты; масла и жиры пищевые), 32 (пиво; минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки; фруктовые напитки и фруктовые соки; сиропы и прочие составы для изготовления напитков), 35 (изучение рынка; маркетинговые исследования; исследования в области бизнеса; экспертиза и оценка деловых операций; справки о деловых операциях; консультации профессиональные в области бизнеса; агентства по импорту-экспорту, по коммерческой информации; информация о деловой активности; стимулирование сбыта (для третьих лиц); помощь по управлению коммерческими или промышленными операциями), 42 (реализация товаров) классов МКТУ. Ознакомьтесь с музыкальным фрагментом. Описание обозначения в реестре не сохранилось. Нотная запись не является оригинальной, в целом соответствует требованиям Руководства и вновь содержит репризу:

​нотная запись товарного знака № 235611

12) Товарный знак № 473405. Очередное средство индивидуализации Акционерного общества Вимм-Билль-Данн, зарегистрированное в 2012 году для 29 (бульоны; десерты молочные; желе пищевое; желе фруктовое; жиры пищевые; закуски легкие на базе фруктов; изделия колбасные; икра; йогурт; йогурт с наполнителем; йогурт питьевой; йогурт питьевой с наполнителем; кефир; кисели; консервы овощные; консервы фруктовые; крем сливочный; крокеты; масла растительные; мармелад; масло сливочное; молоко; молоко соевое; мякоть фруктовая; напитки молочные; иное) и 30 (вещества подслащивающие натуральные; горчица; десерты; закуски легкие на базе хлебных злаков; заменители кофе; изделия кондитерские; изделия кондитерские мучные) классов МКТУ. Данный звуковой товарный знак также можно отнести к подвиду вокальных. Прослушать аудиологотип можно здесь. К заявке была приложена нотная запись, которая учитывает только вокальную партию с текстом (при этом почему-то не учитывает фоновое сопровождение):

​нотная запись товарного знака № 473405

13) Товарный знак № 237746. Еще один представитель «семейства» товарных знаков Вимм-Билль-Данн, зарегистрированный в 2003 году в отношении товаров и услуг соответственно 03, 05, 28, 29, 30, 32, 35, 42 классов МКТУ. Оцените мелодию по ссылке. Нотная запись выполнялась вручную и может быть охарактеризована огромными звучными аккордами и широким разбросом по диапазону:

​нотная запись товарного знака № 237746

14) Товарный знак № 251933. Данный товарный знак компании Вимм-Билль-Данн, которому правовая охрана была предоставлена в 2003 году [действует до сих пор] для тех же классов МКТУ, что и для предыдущего, имеет специфическую особенность: к нему прикреплен видеофайл, в котором иллюстрируется нотная запись, сопровождаемая комментарием: «для данного знака предоставлены только ноты». В связи с этим предоставить аудиофайл данного звукового обозначения мы не можем, однако демонстрируем нотную запись, не примечательную какими-либо нюансами:

​нотная запись товарного знака № 251933

15) Товарный знак № 316671. Серию «пивных» товарных знаков открывает средство индивидуализации компании «Балтика», зарегистрированное в 2006 году дли широкого спектра товаров/услуг 29, 30, 32, 33, 34, 35, 41 классов МКТУ. Звучит аудиологотип так. Особенностью данного звукового товарного знака является его почти предельная длительность — 29 секунд. Описания обозначения и нотной записи реестр Роспатента не сохранил.

16) Товарный знак № 302608. Еще один «пивной» товарный знак до недавнего времени числился за Акционерным обществом «Московский пиво-безалкогольный комбинат «ОЧАКОВО», зарегистрированный в отношении 32 и 33 классов МКТУ в 2006 году. В настоящее время правовая охрана товарного знака прекращена вследствие истечения срока действия исключительного права. Хронометраж данного звукового обозначения максимальный из допустимого — 30 секунд. Прослушать мелодию можно здесь. Кроме того, в материалах содержится информативная нотная запись с восьмыми паузами, похожими на прописную русскую букву «ч», а также половинными паузами:

​нотная запись товарного знака № 302608

17) Товарный знак № 305433. Известную рекламную мелодию в 2006 году зарегистрировало Акционерное общество «Май», реализующая распространенную на рынке чайную продукцию под торговым наименованием «Майский чай». С данным музыкальным товарным знаком можно ознакомиться, перейдя по следующей ссылке. Срок действия исключительных прав на средство индивидуализации закончился в 2014 году, правообладатель не стал его продлевать. Ни описания, ни нотной записи в реестре не нашлось.

18) Товарный знак № 361468. Кто ни разу не слышал немецкий слоган из рекламы пылесосов «Das ist Thomas»? Но наверняка мало кто знает, что в России компанией «Роберт Томас, Металль-унд Электроверке ГмбХ» такой слоган был зарегистрирован в 2008 году в качестве товарного знака для 07 класса МКТУ (многофункциональные всасывающие устройства, а именно пылесосы, пылесосы для влажной уборки, моющие пылесосы, пароочистители; части, детали для вышеуказанных товаров). Фонограмма представлена здесь. Нотная запись по понятным причинам отсутствует, но видится интересным описание обозначения:

Звуковое обозначение, представляющее собой фразу DAS IST THOMAS (даз ист томас), которая может быть переведена с немецкого на русский как "это - Томас", при этом THOMAS - часть наименования фирмы-заявителя.

19) Товарный знак № 693691. Пермское Общество с ограниченной ответственностью «ДаДаДа - Актив» зарегистрировало данный звуковой товарный знак в 2019 году в отношении 35, 36, 37, 43 классов МКТУ. Аудиофайл размещен здесь. Нотная запись присутствует в материалах заявки, однако отсутствует в реестре. Имеется описание звукового обозначения:

Обозначение является музыкальным товарным знаком, состоящим из 4 чередующихся нот: «Соль», «Ми», «Си», «Соль», размером 1/8 в скрипичном ключе Первой октавы, тональность F#, размер такта 2/4, количество тактов: 2 (Два) Последняя Соль «залингованна» во втором такте. Смысловое значение заявляемого на регистрацию музыкального товарного знака заключается в фонограммном обозначении и идентификации рекламного обращения субъекта гражданского оборота: Системы поддержки покупателей DaDaDa.

20) Товарный знак № 519355. В 2013 году для идентификации своей продукции (20 класс МКТУ) и услуг (35 класс МКТУ) звуковой товарный знак удалось зарегистрировать Обществу с ограниченной ответственностью «Мебельный Центр Румянцево». Прослушать аудиофрагмент можно по ссылке. Особенностью данного обозначения является то, что заявитель предоставил, пожалуй, самую большую нотную запись своей мелодии, в которой присутствует указание на тональность, темп, разбивка на партии для разных инструментов (фортепиано, гитара, виолончель и, вероятно, скрипка [сокр. от violin]) и сразу три музыкальных ключа (скрипичный, басовый и теноровый):

​нотная запись товарного знака №519355

21) Товарный знак № 753609. Данный звуковой товарный знак является самым свежим, поскольку был зарегистрирован совсем недавно — 16.04.2020 корпорацией «Ситигруп Инк.» (небезызвестным банком) в отношении 09, 35 и 36 классов МКТУ. Образец аудиологотипа. Материалы содержат едва читаемую нотную запись:

​нотная запись товарного знака № 753609

И информативное описание обозначения:

Заявлено звуковое обозначение, представляющее собой фонограмму - мелодию из 5 нот в тональности ми-бемоль мажор. Мелодия сопровождается одной басовой нотой ля-бемоль мажор, ей предшествует начальное крещендо-диминуэндо. Заканчивается короткой заключительной реверберацией. Начальное крещендо-диминуэндо представляет собой аккорд в тональности ми-бемоль мажор с повышенным/пониженным терцовым тоном (ноты: ми-бемоль, ля-бемоль, ми-бемоль и си-бемоль). Мелодия заключает в себе триоль соль мажор продолжительностью в одну четверть, за которой следует триоль ми-бемоль мажор продолжительностью в одну четверть, за которой следует триоль си-бемоль мажор продолжительностью в одну восьмую, и завершается нотой соль продолжительностью в одну четверть на сильной доле.

Резюмируя вышеизложенное, подчеркнём, что нам удалось сделать обзор на большинство зарегистрированных на настоящий момент в России товарных знаков в форме звуков, мелодий, музыкальных фрагментов. Можно констатировать, что в сравнении с отечественными «цветовыми» товарными знаками звуковых товарных знаков, конечно, значительно больше, но в процентном соотношении от общего количества зарегистрированных Роспатентом средств индивидуализации число таких нестандартных обозначений пока еще невелико, хотя они и приобретают определенную популярность в последнее время в названных сегментах рынка. Далее изучим мировую ситуацию по регистрации звуковых товарных знаков.

Зарегистрированные звуковые товарные знаки в мире

На настоящий момент в реестре товарных знаков Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее — ВОИС) насчитывается 1251 звуковой товарный знак. Конечно, мировая практика не ограничивается очерченными выше четырьмя основными сегментами рынка, в которых принято регистрировать товарные знаки в форме звуков, мелодий, музыкальных фрагментов. По понятным причинам мы не имеем возможности ознакомиться с каждым из них в рамках настоящей статьи. Тем не менее, остановимся на нескольких наиболее известных, дополнительно осветив некоторые особенности, пока несвойственные российской правоприменительной практике.

Прежде всего, необходимо отметить, что наиболее активно внедряет современные технологии Патентное ведомство Германии. Так, новым обозначениям в форме звуков присваивается QR-код, который фиксируется в реестре ВОИС и ведет на соответствующую страницу Патентного ведомства Германии, где размещен аудиофайл нестандартного средства индивидуализации. Некоторые примеры [номера взяты из реестра ВОИС]:

1) Товарный знак № DE302019020963. Зарегистрирован на имя компании «Volkswagen» в отношении 12, 35, 39 классов МКТУ. С аудиофайлом товарного знака можно ознакомиться здесь, можно перейти по ссылке или отсканировать QR-код с помощью любого приложения, которое на это способно:

2) Товарный знак № DE302019011729. Принадлежит компании Braun, зарегистрирован для 3, 5, 9, 10, 11, 41, 44 классов МКТУ. С аудиофайлом товарного знака можно ознакомиться здесь, можно также перейти по ссылке или отсканировать QR-код:

3) Товарный знак № 003903101. Пожалуй, самый популярный звуковой товарный знак компании McDonald's, представляющий собой короткую рекламную песню с текстом: «Пара-па-па-па». Данный товарный знак был зарегистрирован 03.11.2005 в отношении 43 класса МКТУ, срок действия исключительных прав на него истекает 28.06.2024. Материалы реестра снабжены описанием обозначения на английском языке: «The trade mark is a sound mark consisting of five consecutive notes, namely A B C E D», где «A B C E D» — буквенные названия нот «ля», «си» (вероятно, по малопопулярной английской системе, а не по распространенной немецкой), «до», «ми», «ре». К сожалению, в реестре не содержится музыкального фрагмента, но зато имеется нотная запись из перечисленных 5 нот:

​нотная запись товарного знака № 003903101

Нередко в международной практике также прикладывают к материалам заявки диаграммы частот звука, о которых упоминалось в вышеприведенном Приказе Минэкономразвития. Проиллюстрируем такие примеры.

4) Товарный знак № 011226552. Правообладателем является компания Samsung, данный звуковой товарный знак был зарегистрирован в 2013 году для товаров 9 класса МКТУ, срок действия исключительного права истекает 28.09.2022. К материалам заявки не прилагалась нотная запись, но они содержат диаграмму частот звука из музыкального редактора:

​диаграмма частот звука товарного знака № 011226552

5) Товарный знак № 1860956. Принадлежит компании Apple, правовая охрана предоставлена в отношении 9, 35, 43, 45 классов МКТУ. В материалах также содержится диаграмма частот звука:

​диаграмма частот звука товарного знака № 1860956

6) Товарный знак № 017265356. Широкоизвестный рингтон телефонов Nokia. Зарегистрирован в 2018 году для 9, 10, 11, 35, 38, 41, 42 классов [был также зарегистрирован ранее, в рамках других делопроизводств]. Увы, музыкального файла реестр тоже не содержит, в наличии имеется нотная запись:

​нотная запись товарного знака № 017265356

Таким образом, мы проанализировали базу данных ВОИС, которая содержит гораздо больше известных аудиологотипов мировых организаций.

Дискуссия и краткие выводы

Несмотря на внешнюю простоту звуковых обозначений, до сих пор существуют неразрешенные дискуссионные проблемы, о которых следует упомянуть.

Не раз упоминаемое в тексте Руководство указывает, что при оценке сходства до степени смешения двух сравниваемых обозначений нужно учитывать сходство словесных обозначений, которое может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). При этом применительно к другим видам обозначений, за исключением изобразительных и объемных, Руководство не содержит четких критериев сравнения, ограничиваясь лишь небольшим комментарием:

Экспертиза таких обозначений достаточно сложна с точки зрения установления их охраноспособности. Однако такие обозначения также должны быть проанализированы на соответствие требованиям законодательства и отсутствие оснований для отказа в регистрации заявленного обозначения.

Мы отдаем себе отчет в том, что сходство до степени смешения, как и ряд других понятий гражданского права, носит оценочный характер. Помимо этого, мы понимаем, что при оценке сходства до степени смешения важно обращать внимание на разные формы сравниваемых обозначений. Тем не менее, считаем необходимым сформулировать следующий вопрос:

Если сравнивать зарегистрированный звуковой товарный знак, в хронометраже которого исполнителем называются определенные фразы, с регистрируемым словесным обозначением, которое, в свою очередь, также содержит данные фразы — идентичные или похожие, могут ли сравниваемые обозначения быть признаны сходными до степени смешения правоприменителем вне зависимости от их разных форм при предоставлении должных доказательств в виде результатов социологических опросов, которые подтвердят путаницу в глазах потребителей нужной целевой группы [а именно — что респонденты находят сравниваемые обозначения разных форм сходными по звуковому и смысловому критериям]?

Вторая проблема, которая касается регистрации звуковых товарных знаков, связана с пересечением объектов правовой охраны. В настоящее время законодательство РФ не содержит дополнительных требований для тех заявителей, которые хотят зарегистрировать ту или иную мелодию, в частности, например, от них не требуется предоставления каких-либо доказательств, подтверждающих авторство (обладание исключительными правами) на регистрируемый фрагмент музыкального произведения. С нашей точки зрения, такой порядок не защищает интересы авторов и правообладателей объектов авторских прав. На практике весьма вероятны ситуации, когда крупные компании могут зарегистрировать в качестве товарного знака припев какой-нибудь песни, все авторские права на которую принадлежат какому-либо физическому лицу. Безусловно, некоторые укажут на пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, с помощью которой якобы могут регулироваться подобные вопросы. Между тем, мы считаем, что правовой механизм, установленный в пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, недостаточным образом защищает создателей результатов интеллектуальной деятельности в сфере музыки, поскольку прямо не обязывает Роспатент всегда при регистрации звуковых товарных знаков требовать предоставления досточных подтверждений обладания необходимыми авторскими правами на регистрируемые фрагменты музыкальных произведений.

Кроме того, в некоторых случаях видится возможным посягательство регистрации звукового товарного знака на личные неимущественные права лиц, являющихся правообладателями объектов авторских прав. В частности, предположим, что некое физическое лицо, фрагмент музыкального произведения которого был зарегистрирован без его согласия в качестве музыкального товарного знака другим лицом, предъявляет к последнему требования о защите личного неимущественного права автора на имя. Можно ли расценивать фрагмент музыкального произведения, который зарегистрирован в качестве звукового товарного знака, как некое внешнее выражение произведения в материальной форме и будет ли подлежать удовлетворению такой иск, если автор музыкального произведения потребует указать его имя путем причисления его к правообладателям такого звукового товарного знака или произнесения его имени при записи музыкального фрагмента, который зарегистрирован в качестве музыкального товарного знака?

На эти и другие вопросы правоприменительной практике еще предстоит ответить в будущем. А пока мы можем констатировать, что регистрация звуковых товарных знаков сегодня является весьма актуальной темой, которая привлекает всё большее количество предпринимателей, желающих сделать индивидуализацию своей продукции более яркой и узнаваемой.

0
1 комментарий
Данил Анохин

а

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда