Чем отличаются инвесторы, в каких цитаделях их искать, и как, в конце концов, заставить их отсчитать вам денежку

Допустим, у вас уже есть сформированный пакет инструментов и вам не терпится поскорее угнаться за первыми инвестициями. Но здесь как раз нужно убавить скорости и помозговать.

Дело в том, что на ранних стадиях вы должны понимать одну архиважную вещь — чем зеленее ваш проект, тем в менее серьезные организации нужно метить. Глупо питчить фонды не имея на руках MVP (а так делают часто) в надежде, что кто-то из них даст вам раунд на миллион. Особенно если в вашем Linkedin нет поинта “Основатель Amazon” или “Брат Цукерберга”.

Для начала, на стадиях Pre-Seed или Seed, идеальной ситуацией могут быть гос. гранты или гранты от IТ кластера. За гранты вам не придется платить проценты, так что это вообще ваш счастливый билет - это может здорово улучшить состояние вашего CapTable в будущем. Еще можно подумать о инкубаторах. Или о непрофессиональных инвесторах ил бизнес-ангелам которым вы вполне можете предложить 5% на что они без намека на недоумение скажут “сделка” (хотя и от них может быть много гемороя).

Уж если вы уже достигли каких-либо успехов, рейзите раунд Seed и решили постучаться в двери к профессиональным индивидуальным инвесторам, то вам нужен готовый MVP. И нужен он с трекшном и жестким, упорным трудом над питчингом. Просто заявиться на пороге и посветить идейкой в лицо парню с пачками зеленых явно недостаточно. Здесь идеальный кейс и для вас, как фаундера, и для вашего стартапа - попасть на smart инвестора. Это тот тип инвестора, который не просто инвестирует, но вообще ныряет в ваш бизнес: он теперь вам и советник, и поставщик ресурсов вместе с контактами - а это идеальная возможность вырасти быстрее🚀

Если же вы решили на стадии Seed или A+ вести свое рандеву с инстутиционалами\фондами - то игра меняется. Работа с последними требует тонны бумажной волокиты и аккаунтинга. Как это делать я растолкую позже в другом посте. Но вот в чем фишка: здесь на одном энтузиазме не выйдешь. Теперь на вас работает только traction, ибо задача фондов — заработать. Они будут давать много денег за много процентов и, поверьте, это не всегда хорошо.

Резюмируя:

- Round Pre-seed — идея+команда. Чем лучше команда, тем больше шансов.

- Раунд seed - вам нужны ощутимые результаты. Например, готовый mvp с минимальным traction (даже не по основным метрикам), тесты аудитории и комьюнити.

- Раунд А и дальше - здесь не поможет ничего, кроме хорошего traction со стабильным ростом основных метрик: аккумуляции аудитории, роста revenue, высоких retention и т.д. Также супер важная инвестиционная история - т.е. кто инвестировал в вас раньше.

Почему инвестиционная история настолько важна? Если вас инвестировал JPMorgan, то и другие мощные имена подтянутся. Если же вливания сочинил какой-то гавн.. фонд с мутной репутацией, наверняка вас будут воспринимать с подозрением.

Пока все!

Седин Артем

Начать дискуссию