Интересно, что еще летом 2019 года курсы по маркетингу, SMM и дизайну не были так востребованы. Россияне отдавали предпочтение следующим обучающим программам: “Математика и Python для анализа данных”, “Машинное обучение”, “Введение в машинное обучение”. Помимо этого, многие учили английский язык и изучали «Экономику для неэкономистов». Такие данные приводит международный проект в сфере онлайн-образования “Coursera”.
Но весной 2020 года началась пандемия. Большая часть оффлайн-компаний закрылась на карантин, существенно сократив штат сотрудников. Компании теряли прибыль, а работники — заработную плату и рабочие места. В общей сложности только с урезанием зарплаты столкнулись более 4 миллионов человек. У 4,6 миллионов россиян были сокращены зарплаты. Это составляет порядка 6,2% от общего числа рабочего населения России.
В то же самое время, онлайн-бизнес продолжал функционировать и фиксировал возрастающую прибыль. В частности, на 10-15% выросла выручка онлайн-сервисов по доставке еды Delivery Club и “Яндекс.Еда”.
Многие люди поняли: онлайн-профессии — это отличная возможность зарабатывать, даже в условиях экономической нестабильности.
Повышение популярности digital-профессий повлекло за собой изменение этого сегмента рынка в целом. Необходимо отметить, что изменения носят как положительный, так и отрицательный характер.
Рынок получил огромное количество новых онлайн-специалистов. Закончив курсы “Нетологии” и других онлайн-школ, новоиспеченные маркетологи, дизайнеры, таргетологи и программисты поспешили занять свое место среди digital-специалистов. В результате количество предложений увеличилось в разы. Рост этого сегмента рынка принес выгоду для предпринимателей и бизнесменов. Ведь у представителей бизнеса теперь появились более широкие возможности для выбора подходящего маркетолога, дизайнера или программиста.
С другой стороны, роста спроса на услуги самих специалистов не произошло. Бизнес потерпел серьезный ущерб от пандемии и был вынужден сократить расходы на маркетинг, дизайн и разработку. А некоторые виды бизнеса и вовсе не сумели пережить режим самоизоляции.
В результате роста предложения и падения спроса, большинство специалистов были вынуждены снизить стоимость своих услуг. Это привело к удешевлению digital-услуг в целом. А новые специалисты (вчерашние выпускники курсов), желая получить первых клиентов, и, вовсе, оказались готовы работать “за копейки”. Этот факт еще больше понизил рыночную стоимость digital-услуг и стал причиной недовольства со стороны уже состоявшихся профессионалов.