Российские образовательные стартапы в постковидную эпоху

Кризис-2020 усугубил существовавшую и до него проблему неравенства активного бизнеса и стартапов, замедлив развитие находящихся в уязвимом положении молодых бизнесменов. При этом срыв или даже короткие остановки в бизнес-процессах всегда имеют серьезные последствия. Сегодня аналитики во всем мире сходятся во мнении, что постковидная эра наступит не ранее 2024 года, а посол ЕС в России Маркус Эдерер в ходе круглого стола «Новые образовательные модели и практики, включая интернационализацию образования в эпоху после пандемии COVID-19», призвал в течение ближайших лет готовиться к новой реальности.

Говоря о переходе образования в онлайн, отметим мнение представителей Кембриджа, одного из первых британских университетов, который перевел процессы в онлайн. Они отметили и неготовность к работе с документооборотом онлайн, и низкий уровень владения компьютерными программами, и слабый уровень бизнес-процессов, и незнание основных принципов формирования бизнес-потоков новыми видами коммуникаций.

С другой стороны, стремительный переход в онлайн стал окном возможностей для каждого вида бизнеса, а необходимость проявить способности к быстрому приспособлению и обучению новым навыкам показали слабые места и точки роста.

По мнению Сергея Топорова, партнера инвестиционного фонда Leta Capital, ориентированного на поддержку стартапов: «Безусловно, у каждого инвестора своя инвестиционная стратегия, горизонты планирования, цели и задачи — от низкорискованного долгосрочного сохранения капитала, до желания кратно заработать. И как представитель индустрии венчурной компании, занимающейся долгосрочными вложениями на ранних стадиях, хочу отметить, что инвестиции в стартапы и венчурные фонды — хорошая диверсификация портфеля, и возможность поучаствовать в создании экономики завтрашнего дня. В условиях неопределенности, о которой говорится выше, очевидно, что маленькие, но сверхэффективные компании способны гораздо быстрее адаптироваться к изменением на рынке, подходе к ведению бизнеса в целом. Конечно такие инвестиции связаны с повышенным риском, но и потенциальное вознаграждение гораздо больше».

Согласно исследованиям Rusbase, выручка ведущих представителей рынка онлайн в 2020 году выросла более чем на 113% по сравнению с 2019 годом, и достигла 34 млрд рублей.

«Ситуация с COVID-19 неожиданно и моментально перенесла нас на много лет вперед в сфере образования. Мир уже не будет прежним, и мы не вернемся в классическое образование, где дети ходят в школу и не умеют пользоваться тестами и онлайн-платформами. Скачок произошел намного быстрее, и назад дороги нет. Недавно ведущие университеты Израиля объявили, что уже в следующем учебном году обучение будет включать как онлайн, так и прежние классические формы. При этом показатели роста использования совмещенных ресурсов в текущем году составили более 70 %, — комментирует Татьяна Левин, финансовый директор Intelliboard, управляющий партнер компании Finсom Global Tech и мама школьника-подростка.

Пандемия дала мощный толчок к развитию многих стартапов. Мы рассмотрим некоторые российские проекты в EdTech:

Lectera — онлайн-платформа профессионального образования по продажам, интернет-маркетингу, финансовой грамотности, soft skills, с модулем для подростков. Курсы разбиты на небольшие видеоуроки по 15-30 минут, что удобно встраивает их в рабочий день. Акцент на актуальности полученных знаний и быстром применении на практике.

https://akademiaperemen.ru/ — образовательная платформа для женщин с обучающими курсами по lifestyle-тематике. Хороший пример того, как в условиях огромного количества онлайн-программ основатели решили сузить целевую аудиторию и выиграли.

https://normalschool.ru/ — онлайн-курсы для школьников, которые позволяют изучать предметы университетского уровня. Преподаватели – практикующие ученые, руководители проектов в сфере культуры и искусства, бизнесмены. Занятия проводятся в виде семинаров с живым обсуждением в небольших группах в Zoom.

https://parta.school/ — платформа, помогающая изучению математики и физики. Специализированный бот, помогающий ученикам решать типовые задания ЕГЭ, повторять пройденные темы и закреплять учебный материал.

По мнению Виктории Скирневской, методолога обучающих программ, преподавателя английского языка, сооснователя студии иностранных языков Star Club в г. Сергиевом Посаде, российские стартапы в сфере образования только набирают обороты.

«На волне новых закрытий стран и мер защиты, мир окончательно перейдет в online. Это подтверждает и увеличение инвестиций в технологические компании, которое мы видим», — считает Татьяна Левин.

22
Начать дискуссию