«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

American Dream — свежий подкаст про e-commerce в США от экспертов индустрии.

В первом выпуске подкаста поговорим о краудфандинговой площадке Kickstarter, сумма общих сборов на которой сегодня составляет почти 7 миллиардов долларов. Разберем тонкости, которые следует знать перед запуском проекта, обсудим реальные цифры и рассмотрим успешный кейс.

«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

Ведущие программы:

Артем Голдман — входит в список американского Forbes «З0 до 30», выпускник 500 стартапов в Сан-Франциско и основатель косметического бренда Elixir Premium Lab — первого e-commerce бренда, который развивается по франшизной модели.

Владимир Загорский по кличке «Шеф» — работает в e-commerce больше семи лет, заработал 8 миллионов долларов на Amazon за 2021 год, а в 2022 выкупил долю в Elixir Premium Lab и стал его сооснователем.

Владимир Севрук — его выручка на Amazon составила более 2 миллионов долларов c командой из трех человек. Имея опыт в e-commerce всего в три года, Владимир создает продукты от стадии идеи до продажи.

Гость программыАртур Стельмах: предприниматель, который привлек на Kickstarter более 15 миллионов долларов.

Глоссарий:

  • Kickstarter — платформа для привлечения средств на проекты по схеме краудфандинга;
  • Краудфандинг — способ сбора средств на реализацию проектов путем добровольных пожертвований от будущих пользователей;
  • Indiegogo — платформа для привлечения средств на проекты по схеме краудфандинга. Аналог Kickstarter;
  • Бейкер (англ. backer) — спонсор, человек, который инвестирует в проекты на Kickstarter;
  • Плэдж (англ. pledge) — инвестиция, которую делает бейкер в тот или иной проект.

Артем: Артур, расскажи, пожалуйста, простым языком — чтобы поняла даже моя бабушка, — что такое краудфандинг.

Артур: Грубо говоря, это магазин по предоплате, где у вас есть только прототип продукта и вы уже собираете деньги на первую партию.

Артем: Огонь. Конечно, есть еще куча вопросов, но сейчас хочется немного узнать про тебя. Можешь рассказать про свой бэкграунд? Как ты пришел на Kickstarter, где учился?

Артур: Я учился в Москве в МГТУ «Станкин», а потом поехал получать второе высшее в Финляндию. Там я познакомился с одним финским изобретателем, и мы вместе решили развивать его бренд топоров — умные топоры Leveraxe. На одной из конференций я познакомился с Kickstarter: там выступали ребята, которые, имея только один прототип, добились продаж на миллион долларов. Естественно, я загорелся этой идеей, и примерно через 4 месяца мы запустили свой проект и собрали 220 000 долларов на предзаказах, особо не разбираясь в инструментах площадки.

«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

С тех пор мы запустили более 50 проектов. Еще я занимаюсь развитием своего бренда — Geek Club. Параллельно мы с партнерами помогаем изобретателям и компаниям выходить на американский рынок через Kickstarter.

Проекты Артура:

Почему Kickstarter

Артем: Как ты видишь Kickstarter сегодня?

Артур: Расскажу про плюсы. За площадкой следят очень много дилеров и дистрибьюторов. К нам по всем проектам обращаются компании, за нами следят инвесторы.

Это своего рода золотой билет: после Kickstarter можно прийти к дилеру и сказать: «Смотри, если тут в предзаказах у меня продаж на 500 000 долларов, представь, что будет у тебя на полке».

Еще есть выход, к примеру, на Amazon. Можно воспользоваться программой Amazon Launch, где их команда поможет вам запуститься и окажет дополнительную маркетинговую поддержку.

Владимир З.: Есть ли какая-то общая статистика по эффективности проектов?

Артур: Больше 100 000 долларов собрали в районе 9-10 тысяч проектов, а больше миллиона — всего 700. Два из них вели мы: один наш проект даже собрал 2,8 миллиона.

Артем: Круто! Я слышал, что после Kickstarter часто идут как бы «добираться» на Indiegogo. Насколько это целесообразно?

Артур: Мы свои проекты в основном запускаем все же на Kickstarter. Indiegogo очень сильно подорвали свою репутацию тем, что запускали различные проекты, которые потом не могли произвести свой продукт. К примеру, ребята разработали лазерную бритву, собрали 4 миллиона долларов на Kickstarter, и их попросили прислать прототип или хотя бы видео, снятое на телефон. Они не смогли этого сделать, и Kickstarter ребят заблокировал, а Indiegogo запустил. Вообще, Kickstarter собирает примерно в два с половиной раза больше. Еще один аналог — Makuake.

«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

Но у Indiegogo появилось направление InDemand, которое мы используем на всех проектах и осуществляем дополнительную продажу, почти удваивая сборы.

Какие проекты взлетят

Владимир З.: Человек, который участвует в краудфандинге как покупатель, — какой он?

Артур: Целевая аудитория — новаторы. Один процент населения.

Это люди, которые готовы покупать айфоны в три раза дороже в первый день продаж. Они хотят получить то, чего не найти на полке магазина.

Вообще, поддерживают только те продукты, которых еще нет в ритейле. Более 80 процентов бейкеров — это мужская аудитория, тем не менее женские кампании тоже круто заходят. Процентов 40-50 — американцы.

Владимир З.: Кому площадка подходит, а кому — нет? Есть ли требования для проектов?

Артур: Для начала, есть список запрещенных товаров: оружие, БАДы, различные секс-игрушки за некоторыми исключениями. Также из разрешенных плохо заходят вещи для детей и для животных, а еще медицинские товары. При этом люди готовы рисковать и ждать год ради какого-то классного гаджета или книги. Половина сборов на Kickstarter — это настольные игры. А еще последние годы очень круто стали заходить книги с классным иллюстрациями. Также очень хорошая ниша — различные трэвел-товары.

Еще есть список стран, где может быть зарегистрирована компания — их около 25, и России там, конечно, нет.

Как это работает

Владимир З.: Подскажи, если я хочу запуститься на Kickstarter, мне лучше это сделать самому или обратиться в агентство?

Артур: Однозначно нужно обращаться в агентство. Кроме того, обязательно нужны подрядчики по рекламе, которые работают именно с Kickstarter, потому что у них огромные базы, они настраивают look-alike на бейкера, который постоянно поддерживает проект, и только у них получаются хорошие результаты. Минус в том, что им надо платить, но без них справиться нереально.

Агентства, специализирующееся на Kickstarter:

Артем: А как происходит запуск?

Артур: Сбор средств длится 30 дней, после чего проект заканчивается. Через 14 дней Kickstarter переводит вам деньги.

Владимир З.: Что обычно происходит с продуктами после краудфандинга?

Артур: Продаются на Amazon или других ритейл-площадках.

Что необходимо для запуска

Владимир З.: Сколько в среднем стоит запуск и от чего зависит эта цена?

Артур: Она зависит от суммы, которую вы планируете собрать. Или от сложности проекта. Важно понять, как круто вы хотите упаковаться — можно сделать видеоролик за 2 000 долларов, а можно за 30 000 долларов с крутыми актерами и CGI. То же самое касается страницы проекта. В итоге заплатить нужно по сути только за видеоролик и страницу. Плюс на первые два дня нужен тестовый бюджет на рекламу, порядка 1 500 долларов. Дальше мы обычно тратим, пока реклама работает эффективно. Например, если вы планируете собрать миллион долларов, желательно чтобы у вас было отложено 100 000 долларов. И если у вас классный продукт, от агентств можно получить кредитование.

Владимир З.: В каком случае можно уйти в минус? У тебя были такие кейсы?

Артур: В минус можно уйти, если продукт совсем не заходит. Второй случай — это если все классно, вы собрали полмиллиона долларов, но хреново посчитали математику и и ушли в минус с производством и логистикой.

Владимир З.: Какой процент от стоимости запуска уходит на маркетинг?

Артур: Приблизительно 30%. Бывает меньше.

Кстати, есть один лайфхак: многие люди берут оплату за доставку во время кампании на Kickstarter, и минус в том, что из этой суммы 8% уходит самой платформе, другая часть выплачивается агентству и, возможно, еще на аффилиативный маркетинг или другие инструменты. Мы всегда берем деньги после кампании и экономим примерно 30%.

Владимир З.: Классно! Скажи, а как выглядит твоя идеальная команда для запуска?

Артур: Первое, чем многие проекты пренебрегают, — это комьюнити-менеджер с хорошим английским. Важно найти человека, который будет круто вести коммуникации. Конечно, основатели проекта и тимлид. Еще нужен, возможно, дизайнер на фриланс, чтобы вы могли менять что-то в ленте, делать классные апдейты. И, наверное, два человека-«разнорабочих», готовых выполнять самые разные задачи. Вы даже с такой минимальной командой можете собрать хорошую сумму на Kickstarter.

Кейсы. Как должен выглядеть проект

Идея: Geeek Club — это DIY-конструкторы, из которых можно собирать роботов.

«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

Два важных момента — это название и краткое описание. Именно их увидят бейкеры, когда проект попадет на страницу Trending. Понятно и конкретно сформулируйте, что вы предлагаете. Опишите основные преимущества продукта, попробуйте чем-то заинтриговать.

«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

Здесь также указывается сумма сборов. Мы всегда советуем писать минимальную сумму — скажем, 7 500 долларов. Понятно, что вам нужно, скажем, минимум 50 000, но если вы быстро добьетесь поставленной цели, значительно увеличится конверсия. Мы рекомендуем указывать не более 10 000 долларов.

На Kickstarter правильно говорить pledge-пожертвования, а не покупки. Запомните. Один раз я имел неосторожность сказать «вы покупаете» и получил дикий негатив. Желательно в проекте не предлагать больше 5-7 типов пожертвований.

«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

Добавьте предметную фотографию и гифку. Если про ваш проект писали СМИ — вставьте их логотипы. Если нет публикаций, можно разместить отзывы блогеров или первых клиентов.

«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

Пара советов по поводу видео: покажите продукт в первые 7-10 секунд и сделайте ролик динамичным.

Можно добавить пресс-кит для СМИ и timeline работы над проектом, а также любые креативы.

«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

Бейкерам очень нравятся инструкции. Это может быть обычный дуршлаг или подушка — инструкция всегда сокращает путь до покупки. Мы также всегда добавляем инструкцию, как пользоваться площадкой Kickstarter.

«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

Необходимо перечислять технические спецификации и размеры, особенно если дело касается электроники. Можно указать также стоимость доставки в разные страны.

«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

Обязательный пункт — команда проекта. Вы не сможете пройти проверку, если не опубликуете фотографии и имена участников.

«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

Последний важный момент — отказ от ответственности. Напишите, что гарантируете быть прозрачными и держать бейкеров в курсе, если что-то пойдет не так.

«Золотой билет» для стартапов: кому нужен Kickstarter и как он устроен

Владимир С.: Расскажи, как ты видишь формулу успешного запуска сбора?

Артур: Много составляющих, на самом деле. Все должно быть классно — хороший продукт, вы должны его круто упаковать, должна быть адекватная цена. Но не надо забывать также, что вы должны на этом заработать. Многие проекты в погоне за большими сборами ставили слишком низкие цены и на этом проваливались. Должен быть маркетинговый план, обязательно агентство и очень хорошие коммуникации. Многие забывают про коммуникации, а я, на самом деле, сказал бы, что это половина успеха, потому что единственный способ бейкеров убедиться, что вы что вы не скамеры — это пойти в комментарии и пообщаться с вами. Поэтому обязательно нужен комьюнити-менеджер с идеальным английским.

Самое главное — не бояться. Какие-то моменты могут звучать сложными и непонятными, но на самом деле это довольно просто — запуститься на Kickstarter и собрать кучу денег.

Мы всегда находимся в поиске, и если вы создаете классный контент или хотите рассказать о своем изобретении — обязательно пишите artur@reproject. pro.

Послушать выпуск полностью можно по ссылке.

Предлагайте интересные вам темы, связанные с e-commerce, в комментариях, и мы постараемся найти классного эксперта и во всем разобраться.

44
1 комментарий

Интересная статья, спасибо!)

Вы отметили, что основная аудитория (40-50%) - это США, подскажите, а другие 50-60% это рынки Европы, Канады и тд или?

Есть ли примерная статистика по странам у вас?

Ответить