Рынок транспортной телематики: «Король умер — да здравствует король?»

Через месяц после начала спецоперации и введения санкций можно сделать первые выводы о влиянии этих событий на рынок транспортной телематики. Мы хотим дать видение текущей ситуации с точки зрения российских производителей оборудования, разработчиков программного обеспечения и интеграторов телематических решений.

Рынок транспортной телематики: «Король умер — да здравствует король?»

Как ни удивительно, и производители оборудования, и разработчики, и интеграторы, смотрят в будущее с осторожным оптимизмом, считая, что создавшаяся ситуация даст толчок дальнейшему развитию отрасли. Причем, не только из-за закрытия границ для импортного оборудования.

Телематика будет развиваться, в этом нет сомнений, но станет дороже, а следовательно, рынок станет меньше. Это связано с падением объема продаж новых транспортных средств, ростом цен, шоком и стремлением сберечь, а не инвестировать.

Интеграторам придется работать больше за меньшие деньги, с меньшей прибылью, в условиях очень жесткой конкуренции. Думаю, рынок покинут небольшие интеграторы и этот рынок укрупнится.

Что касается производителей оборудования и разработчиков ПО, то все вышесказанное скажется и на нас. В более выигрышной ситуации находятся те, кто продает комплексные решения – оборудование + ПО, но и нам сейчас придется перестраиваться, адаптировать партнерскую политику под новые условия. С другой стороны, кризис вызовет еще более ожесточенную борьбу за каждого клиента на рынке, а значит подстегнет развитие.

В итоге, по моим оценкам, рынок новых подключений в этом году снизится на 70% относительно 2021.

Но я уверен – уже в следующем году начнется восстановительный рост, как это бывает после каждого кризиса. За последние 10–15 лет владельцы автопарка привыкли к телематике, и большинство уже знает, что мониторинг транспорта выгоден. Это и реальная экономия топлива, и эргономичная логистика, отказываться от которых будет очень непросто. Отток будет, но небольшой. Кроме того, грузовладельцы наращивают давление на перевозчиков, желая контролировать перевозки. В условиях падения грузооборота многие будут бороться за грузовладельцев, соглашаясь с их требованиями и наличие мониторинга станет конкурентным преимуществом. Поэтому в среднесрочной перспективе будущее транспортной телематики видится мне вполне позитивным.

Борис Паньков, основатель и CEO Omnicomm

Рынок телематических услуг формируется потребностями компаний из транспортных, строительных, добывающих и многих других отраслей. От того, как на них повлияет экономическая ситуация и будет зависеть формируемый ими спрос на телематические услуги.

Как будут работать, например, транспортные компании в ближайшей и дальней перспективе? Сейчас, по понятным причинам, идет перераспределение транспортных потоков с запада на восток, и объемы грузоперевозок в какой-то момент стабилизируются на определенном, скорее всего, увы, меньшем, чем сейчас, уровне. Это соответственно, повлияет и на рынок СМТ (систем мониторинга транспорта) отрицательным образом. Что касается добывающих отраслей, строительства – здесь снижения объемов потребности в телематике я не ожидаю. Тем не менее, в целом, снижение объемов должно произойти в том числе и из-за существенного сокращения обновления парка ТС. Насколько – в настоящий момент трудно оценить, увидим все вместе позже, но уменьшение рынка СМТ услуг неизбежно

Юрий Томашко, директор ТехноКом

В сегодняшней ситуации цены на комплектующие систем мониторинга и сервисные услуги начали расти. Это реалии, которые мы не можем изменить. Возможно, некоторые потенциальные клиенты возьмут паузу до момента, когда экономическая ситуация в стране, а, значит, и цены стабилизируются. Но руководители автопарков, уже установившие на свою технику телематику, однозначно понимают, что это выгодно – телематика помогает сокращать издержки и увеличивать прибыль предприятий. А значит, вряд ли будут массово от телематики отказываться, несмотря на цены.

Поэтому в ближайшем будущем мы предполагаем даже более активное развитие отрасли, несмотря на закрытые границы и задержку в поставках комплектующих.

Станислав Емельянов, управляющий партнер Montrans

Наша компания – разработчик платформы и провайдер услуг, мы работаем с любым оборудованием. Поэтому для нас нет проблем с поставкой электронных компонентов. Но есть другая проблема: многие договоры были заключены с ценами прошлого года и выполнять их в текущих условиях будет невозможно. Сейчас мы должны минимизировать риски по существующим контрактам. И, конечно, из-за отсутствия на рынке новых автомобилей и роста цен многие запланированные проекты переносятся на неопределенный срок.

Что касается среднесрочных перспектив – очевидно, что транспортная логистика – это отрасль, которая должна значительно измениться. Увеличение стоимости автомобилей пропорционально повышает интерес собственников к их эффективному использованию, а телематика всегда была отличным инструментом для этого. Другое дело, что в «сытые» годы далеко не все предприятия использовали даже малую часть возможностей систем мониторинга транспорта, поэтому многие интеграторы не обладают полной экспертизой. Значит, сейчас им тоже придется перестраиваться и учиться – а это непросто.

Юрий Висневский, основатель и коммерческий директор СКАУТ-Корпоративные решения

«Железо»

Несмотря на то, что 90% телематического оборудования (датчики уровня топлива, тахографы и GPS-трекеры (терминалы) производятся в России, существенная часть комплектующих для них – иностранные. А значит, производители напрямую зависят от зарубежных поставок.

Ситуация с комплектующими уже была непростой после кризиса 2020 года, отразившегося на всем рынке компонентов и создавшего дефицит в поставках полупроводников. Многим производителям пришлось поднять цены и увеличить сроки поставок еще в 2021 году. Февральские события этого года критично усугубили положение.

Уже 24 февраля большинство производителей остановило все отгрузки и продажи «до стабилизации ситуации». Даже те, у кого остатки на складе позволяли вести нормальную деятельность какое-то время.

Через неделю стало понятно, что неопределенность продолжается, курсовая разница неуклонно растет, а ММВБ не начинает торги. Стремительное падение рубля, запрет на поставки продукции в Россию, нарушение логистических цепочек поставило под вопрос дальнейшее производство и продажу оборудования.

Поэтому спустя пару недель производители «разделились» на три категории:

· те, кто так и не возобновил процесс отгрузки;

· те, кто спустя некоторое время начали продажи, выставив цены в условных единицах, с пересчетом по курсу ЦБ на день оплаты;

· те, кто ежедневно меняет рублевый прайс-лист в соответствии с колебаниями курса.

Очевидно, что это временные, кризисные меры и производителям придется так или иначе перестраиваться – искать новых поставщиков комплектующих, заново выстраивать логистические цепочки. Сегодня ясно только одно – старые цены на оборудование уже не вернутся.

Для конечного потребителя вырастет стоимость и оборудования, и услуг. Это связано с курсом доллара и сложностями с поставкой компонентов, т. к. часть поставщиков попала под санкционные ограничения. В этом нет ничего удивительного: компонентная база оборудования и серверы, на которых хранятся данные систем мониторинга, сделаны не из российских элементов. Кроме того, подорожали и сами автомобили.

Борис Паньков, Omnicomm

Уход с рынка и остановка деятельности многих автопроизводителей и сложности в поставках запчастей к существующим в парке автомобилям многократно повышают стоимость страхования, бюджеты и сроки ремонтов. Поэтому еще одно важное изменение на рынке, которое я ожидаю – рост интереса владельцев автопарков к телематике как инструменту снижения рисков угона и ДТП. Я думаю, дополнительных абонентов получат те провайдеры телематики, которые предлагают круглосуточные диспетчерские центры и инструменты контроля водителей.

Юрий Висневский, СКАУТ-Корпоративные решения

Программное обеспечение

Но есть и хорошие новости: с программным обеспечением – системами мониторинга транспорта ситуация иная. Вся разработка ПО находится в России, и здесь мы никак не зависим от западных поставок.

По данным исследования Omnicomm за 2020 год доли абонентской платы российского телематического рынка распределяются следующим образом.

Рынок транспортной телематики: «Король умер — да здравствует король?»

Еще 20% приходятся на самописные СМТ крупных компаний, другой российский и иностранный софт (источник: Исследование российского рынка мониторинга транспорта за 2020 год, Omnicomm).

Но самое главное: 6 марта о своем уходе из России заявила белорусская компания Gurtam (с 2021 года ее штаб-квартира находится в Вильнюсе) – лидер рынка систем мониторинга транспорта (СМТ Wialon).

Рынок транспортной телематики: «Король умер — да здравствует король?»

На сегодняшний день к системе Wialon подключено 48% всего российского рынка мониторинга транспорта – более 1 млн транспортных средств.

Уход Wialon вызвал на рынке неоднозначную реакцию: интеграторы, непосредственно устанавливающие СМТ конечным клиентам, отнеслись к этому крайне негативно – поиск новых решений и перевод пользователей на непривычный интерфейс, зачастую с другим функционалом ведет к серьезным издержкам и трудозатратам.

Многие пользователи, только сейчас узнав о том, что разработчик используемой ими СМТ не российская компания, начали самостоятельный поиск альтернативы, уделяя особое внимание присутствию СМТ в реестре российского ПО и отсутствию санкционных проблем у бенефициаров разработчика.

Часть интеграторов совершенно точно оценили такой шаг как призыв к диверсификации и распределению парка обслуживаемых ТС по разным системам мониторинга.

А вот российские производители ПО восприняли это как шанс увеличить свою долю на рынке и подключить достаточно большое количество ТС к собственной абонентской базе.

Что делать интеграторам

Wialon занимал порядка 50% российского рынка подключений к СМТ, поэтому их уход многих удивил. Они оставили свой крупнейший рынок, крупнейшую сеть партнеров, которые обслуживали более 1 миллиона ТС. Это очень тяжелый удар по российскому сегменту. Их уход оправдывает ограничение на использование иностранного софта в нашей стране. Риски сыграли самым неприятным образом.

Уход Wialon приведет к необходимости искать ему замену, переводить свой транспорт на новую платформу, обучаться самим и переучивать клиентов. Выросла стоимость оборудования, со временем вырастет и стоимость обслуживания платформ.

Я думаю, все российские производители СМТ сейчас «в плюсе» – приток будет у всех, вопрос, смогут ли удержать вновь прибывших. О «победе» можно будет говорить не раньше, чем к концу года. Выиграют те, кто сможет обеспечить качество данных и даст рынку что-то новое.

Борис Паньков, Omnicomm

На рынок телематики, как мы понимаем, сильно влияет уход Wialon. Этот уход существенно скомпенсирует для некоторых участников рынка снижение спроса. Для кого именно – для тех производителей, которые предлагают комплексные решения – оборудование и программное обеспечение и для интеграторов.

У интеграторов сейчас есть два пути: прорабатывать варианты сохранения абонентов посредством подключения к Wialon через иностранное юр. лицо и параллельно отрабатывать переход на другого производителя. Других вариантов нет. Формы же перехода на другого производителя могут быть различными – это зависит от взаимной гибкости участников рынка.

Кто из игроков рынка выиграет больше – сложно сказать, «слон-Wialon» настолько велик, что съесть его непросто даже при серьезных усилиях всех участников рынка. Поэтому тот, кто сможет решить быстрее других организационные и технические задачи, прежде всего, внутри себя, тот и окажется в максимальном выигрыше.

Юрий Томашко, ТехноКом

Конечно, сразу после заявления Gurtam на рынке возникла небольшая паника. Но, по моему мнению, хостинг Wialon в России останется, хотя стоимость и удобство пользования системой Wialon, конечно, уже не будут прежними. Точно также продолжают работать крупнейшие официальные дистрибьюторы мировых брендов, несмотря на публичные заявления об уходе с российского рынка. Но серьезный бизнес не пойдет на риски и не будет вкладываться в ПО, которое не поддерживается в России. Завтра его могут, например, просто запретить на законодательном уровне и все наработки, статистика, время, инвестиции будут напрасны.

В России есть достойные альтернативы Gurtam, и эксперты рекомендуют переходить на отечественные сервисы. Поэтому уход Wialon с российского рынка телематики повысит интерес к российским IT-платформам мониторинга транспорта и даст ему дополнительный стимул к развитию.

Станислав Емельянов, Montrans

Ожидания разработчиков

Для ТехноКом, это тоже, конечно, увеличение рынка, мы рассчитываем на прирост абонентской базы. Это уже происходит, и мы с этим плотно работаем, потому что количество запросов уже очень большое и от клиентов, которые работали на Wialon, и от интеграторов.

Юрий Томашко, ТехноКом (СМТ Автограф)

Мы рассчитываем на приток абонентов к нам и готовы к нему – усиливаем команды техподдержки и эксплуатации, упростили процесс миграции данных с Wialon на Omnicomm Online, разработали программу обучения новых партнеров и конечных клиентов, чтобы помочь быстрее переучиться работать на новой программе. Делаем все, чтобы интеграторам было максимально комфортно перейти на новую платформу.

Борис Паньков, CEO Omnicomm (СМТ Omnicomm Online)

Количество обращений возросло. Это чувствуется. Клиенты переживают, что они потеряют инструменты управления подвижным составом. Но потребности в дополнительной подготовке мы не испытываем – компетенции в этой сфере у нас уже давно наработаны, а серверные мощности имеются с запасом.

Станислав Емельянов, Montrans (Montrans Analytics)

Так уходит или нет?

Однако, уже через несколько дней после громкого заявления об уходе, среди партнеров Gurtam начала распространяться информация, о том, что компания уходит не до конца. Gurtam предлагает несколько вариантов продолжать работу с системой Wialon – организовать юридическое лицо за рубежом, переводить платежи через Казахстан, остаться на локальных серверах. Но все эти варианты не подтверждаются по официальным каналам, а ходят в среде интеграторов «из уст в уста».

Безусловно, Wialon не уйдет с рынка в одночасье. Но нужно понимать, что несмотря на почти 50% всего российского рынка СМТ, Gurtam работает по всему миру, поэтому для них российский рынок – меньше трети всей их абонентской базы. А в деньгах, особенно учитывая последнее падение рубля, – менее 15-20% их общей выручки. Поэтому для меня очевидно, что компания не будет вкладываться в удержание лидерских позиций на российском рынке, инвестировать в соответствие меняющемуся российскому законодательству по хранению данных и пр. Поэтому я уверен, в течение ближайшей пары-тройки лет Wialon точно потеряет лидирующие позиции в России. Вопрос в том, кто их займет.

Юрий Висневский, СКАУТ-Корпоративные решения

Тем не менее, приближается 9 апреля, когда Wialon по договору должен официально предупредить пользователей о прекращении сотрудничества.

Вариант открытия иностранного юридического лица комментирует :

Wialon, несмотря на уход, готов продолжать обслуживать российских интеграторов, если они заведут иностранное юридическое лицо. Но в этом варианте я вижу определенные проблемы.

Во-первых, стоимость. Цены у Wialon будут в валюте, а значит, рост в рублях неминуем. Кроме того, открытие офиса за рубежом требует времени, усилий и тоже денег. Надо проходить комплайенс у местных банков и регистраторов, надо содержать офис и пару человек в новой стране – это требование «антиотмывочного» законодательства, которому соответствуют большинство стран, т.к. вводит эти правила США и ЕС, а все платежи проходят именно в одной из их валют.

Во-вторых, это риски. Переводы из/в Россию будут под микроскопом. Есть опасность, что Россию, по примеру Ирана отключат от международных платежей, и тогда придется снова искать, куда бежать за сервисом.

В-третьих, это поставит под удар часть абонентской базы, т.к. государственные и полугосударственные компании точно не будут работать с зарубежными компаниями.

Таким образом, вариант с иностранным юрлицом, недоступен большинству даже средних российских интеграторов, не говоря уже о небольших, с обслуживаемым автопарком менее 1000 ТС.

Борис Паньков, Omnicomm

***

Конечно, сейчас нет никого, кто бы не испытывал чувства страха перед неопределенностью. Нет никого, кто бы выиграл. Но не будем забывать, кризис – это не только сложности, это – время возможностей. Рынок транспортной телематики уже сейчас начал перестраиваться и искать пути развития – оптимизировать внутренние процессы, выбирать новых поставщиков компонентов, развивать ПО под нужды заказчиков.

Есть и еще один обнадеживающий фактор – российский бизнес закален предыдущими кризисами и может адаптироваться к любой ситуации. Поэтому так или иначе, но, пережив острую фазу турбулентности, каждый найдет свою нишу.

44
1 комментарий

1300 просмотров, почти за год и 0 комментариев. С Российским рынком СМТ все в порядке. То, что мертво, умереть не может.

Ответить