Цифровизация логистики: объединение СМТ и TMS выгодно всем

Цифровизация логистики: объединение СМТ и TMS выгодно всем

В НП «ГЛОНАСС» еще в 2019 году подсчитали, что российский рынок IT-услуг для транспорта ежегодно прирастает на 24 %, а к 2030 году его объем увеличится до $1,6 трлн. Сейчас перевозчики, как правило, пользуются двумя информационно-аналитическими инструментами: системами мониторинга (СМТ) и управления транспортом (ТМS). Именно их развитие играет значительную роль в цифровизации транспортной индустрии. Рассказываем, в чем разница между этими решениями, и почему максимальной эффективности логистика компании достигнет при их одновременном использовании.

Логисты со стажем хорошо помнят первые СМТ: без возможности отслеживать перемещение автомобилей в реальном времени, требующие ручной загрузки данных в систему после прибытия машины с рейса. По мере проникновения цифровых инструментов во все сферы, в том числе транспортную, совершенствовались существующие и появлялись новые программные решения. Одно из них — ТМS, система управления транспортом, при помощи которой компании могут не просто отслеживать свой парк в режиме реального времени, но и планировать его эксплуатацию на будущее.

СМТ и ТМS как инструменты управления автопарком

Основные задачи СМТ – это мониторинг координат и скорости движения автомобиля, учёт пройденного километража и контроль расхода топлива. Данные, которые она фиксирует, могут накапливаться локально и переноситься в централизованную базу автопарка по возвращении автомобиля, либо сохраняться на сервере в реальном времени. Но аналитика этих показателей в любом случае проводится постфактум.

ТМS (Transport Management System) — ближе к комплексным автоматизированным системам управления предприятием (АСУП). Этот программный комплекс не только получает данные о текущем состоянии парка, но и проводит их анализ, а также позволяет делать предсказания о развитии связанных бизнес-процессов. Откуда в TMS поступает вводная информация не принципиально, однако всегда предпочтительно, чтобы данные были актуальными, так что вполне логичной выглядит привязка к этой системе СМТ в качестве источника.

В ТМS Artifleet, работающей на основе данных СМТ, логисты могут составлять планы маршрутов для водителей, задавать планируемое и расчетное время прибытия, видеть возникающие на пути следования проблемы — отклонения от маршрута, более длительные, чем запланировано, остановки и т. п. Если маршрут изменится или возникнут другие сложности, система оповестит об этом логиста, и тот сможет повлиять на ситуацию.

Роль TMS можно описать, как помощника человека, фактически — программного робота. Эта система либо полностью снимает, либо существенно облегчает сотрудникам логистического департамента целый спектр задач, а именно:

· экономит время на обработку заявок и непосредственное планирование рейсов — под конкретный груз выбирается наиболее подходящая по характеристикам и текущему местоположению машина (с учетом планируемого пробега до и по заказу, графика работы водителя и целевой прибыли на километр пути);

· обеспечивает построение оптимального маршрута (а не как водитель захочет), расчет и контроль времени погрузки с разгрузкой, а также планирование заправок (с учетом предпочтительных сетей) — автоматизированы;

· автоматически отслеживает всех автомобили и грузы на единой платформе;

· минимизирует простои и отклонения от маршрутов за счет мгновенного уведомления оператора (логиста) о возникновении подобных незапланированных событий;

· уменьшает количество задержек и потенциальных штрафов, исключая человеческий фактор во многих случаях — например, помогая оперативно отслеживать режим труда и отдыха водителей (они спят вовремя, не теряют концентрацию внимания за рулем, реже ошибаются).

Одна из важных задач системы - мгновенно по запросу логиста выдать информацию о том, где находится груз и как скоро он будет доставлен. Другая не менее важная задача – дать руководителю транспортной компании понять, какие проблемы можно устранить, и за счет чего масштабировать бизнес. В результате всего вышеперечисленного снижаются издержки транспортной компании.

Эффект синергии

СМТ и TMS — не конкурирующие, а дополняющие друг друга системы. И максимального эффекта компания достигнет, когда сможет извлечь пользу от их совместного использования. Реализовать это на практике несложно – обе системы крепко связаны на техническом уровне. Так, для внедрения ТМS нужно, чтобы на автомобилях грузоперевозчика предварительно была установлена классическая система мониторинга транспорта.

Например, для успешной интеграции ТМS Artifleet требуется СМТ, которая передает телеметрические данные по протоколу ЕГТС. Сегодня с Artifleet работают такие популярные системы, как Omnicomm Online, Wialon, СКАУТ и Автограф. При этом специального оборудования для внедрения ТМS не нужно — достаточно зарегистрироваться на облачной платформе.

Кто выигрывает от симбиоза СМТ и ТМS

Типичный клиент ТМS-системы — компания с большим объемом грузоперевозок, магистральный перевозчик или крупный ритейлер со своим автопарком. Таким компаниям уже сложно управлять логистическими процессами вручную, поэтому требуется специализированное решение, но ресурсов на разработку собственной системы еще нет.

От внедрения ТМS выигрывают все сотрудники, которые вовлечены в организацию грузоперевозок, — от водителей и диспетчеров до начальника отдела логистики или руководителя транспортной компании.

Для каждого из них TMS вкупе с СМТ делает ежедневную работу проще и эффективнее, а значит, косвенно снижает затраты и повышает прибыль всего бизнеса:

· Генеральный директор транспортной компании в любой момент получает сводные данные и оценивает эффективность выстроенных бизнес-процессов, узнает о текущих и возможных проблемах;

· Директор по логистике получает удобные инструменты контроля за грузоперевозками в реальном времени, на основе предоставленных ТМS аналитических данных может оптимизировать расходы, снизить простои и оптимизировать кадровый состав;

· Логист объективно и с выгодой для компании распределяет маршруты между водителями, быстрее и эффективнее обрабатывает заявки; рутинной работы меньше — трудоспособность выше;

· Диспетчер выполняет меньше однотипных задач, реже делает ошибки по невнимательности либо из-за недостатка вводных данных, ему или ей проще получить обратную связь от водителей;

· Водитель, чувствуя контроль, движется четко по маршруту, останавливается на рекомендованных заправках, лучше соблюдает ПДД и нормы режима труда и отдыха, и, в целом, ведет себя более дисциплинировано; при этом с человека за рулем снимается ответственность за планирование рейса, предсказание возможных задержек и необходимость самостоятельно принимать решения по заявке.

Какие перспективы?

Функциональность СМТ-систем перевозчики воспринимают как базовую и уже не хотят ею ограничиваться. Конечно, эти системы будут развиваться, но на текущий момент выгоднее использовать СМТ в связке с ТМS, когда показания датчиков дополняются интеллектуальной аналитикой и средствами работы в режиме реального времени, часто опережая возникновение проблем на маршруте или в целом по автопарку. Если сейчас автопарки занимаются «тушением пожара», то ТМS-системы с предиктивной аналитикой — такие, как Artifleet — помогают не допустить его возникновения.

Начать дискуссию