Техническое образование в Кыргызстане и Центральной Азии в целом может быть стагнирующим, что характерно для отрасли в целом. IT-Академия Кыргызской ассоциации программного обеспечения и услуг была создана для размещения тех, кто хочет приобрести соответствующие навыки, а также базовые знания в области кодирования и разработки.
Начатая в 2016 году, академия была построена на принципах некоторых из величайших школ в истории. ” В центре всего этого были отношения и диалог между учителем и учеником",-говорит Азис Абакиров, председатель КССДА. Они вдохновлялись многими академическими примерами: академиями Платона, лицеями Аристотеля, самыми яркими мыслителями просвещения. Одним из них был Дом Мудрости, созданный легендарным Багдадским халифом Аль-Мамуном. Это была, по сути, библиотека и академический центр, который был домом для множества ученых, которые дали толчок центральноазиатскому ренессансу.
До сих пор он насчитывал десятки выпускников, которые прошли хотя бы одну из своих программ. Причины поступления на курс варьируются от студента к студенту, но многие из них относятся к повороту как доминирующему фактору. Одним из них является 25-летний Али Палитаев. “Я получил диплом инженера-энергетика в университете Гази в Анкаре, Турция", - говорит Палитаев. Однако после окончания университета он захотел стать частью чего-то более глобального. "Ян Кум и его команда создали WhatsApp, и теперь он есть на каждом телефоне.”
Али не хотел получать дополнительную степень, которая заняла бы у него 4 года, поэтому он прошел курс в академии и за 9 месяцев освоил новую профессию. “Посещая занятия, я успел завершить 2 коммерческих проекта и заработать приличные деньги”, - делится Палитаев. “А потом я устроился на работу и за 3 месяца заработал столько денег, сколько изначально тратил на занятия.”
В 2019 году Палитаев вместе со своими друзьями основал компанию “ТДС Ай”. Компания разрабатывает проекты в области искусственного интеллекта. “Хотя у нас есть собственные проекты, наша основная работа заключается в разработке ИИ, анализе больших данных и моделях машинного обучения для клиентов”, - говорит Али. "Один из наших проектов-это программное обеспечение, которое генерирует фотографию ребенка на основе изображений его родителей.- Помимо работы в компании, Али недавно присоединился к академии в качестве ее технического директора.
Права людей с особыми потребностями были выдвинуты в общественное сознание в последнее десятилетие предпринимателями, активистами и политиками, чья пропагандистская работа сосредоточена на доступности и других вопросах. И почти по умолчанию образование становится проблемной областью, потому что большинство школ не могут позволить себе помогать учащимся с особыми потребностями.
Задолго до карантина 22-летний Назар Бакытов записался на курсы кодирования. Для него это был не вопрос выбора, а скорее самый простой способ приобрести навыки, которые сделают его пригодным для найма. Его детский церебральный паралич сразу же поставил его в невыгодное положение в экономике, которая все еще не может предоставить возможности всем. "Разработка программного обеспечения или любой другой способ программирования востребован. Что замечательно, так это то, что он не требует физической силы и позволяет работать удаленно”, - говорит Бакытов.
Он начал изучать основы программирования с помощью своего брата за год до того, как пошел в первый класс. "Были дни, когда я боролся с работой в классе, проходя через упражнения, иногда я даже тратил несколько дней, чтобы освоиться. Это было определенно нелегко, - делится Бакытов, - если раньше я мог опереться на помощь брата, то теперь мне нужно было все выяснить самому.”
Несмотря на сложные времена, Назар говорит, что он чувствовал себя очень мотивированным из-за классовой структуры. “Больше всего меня удивило то, как быстро и эффективно мы учились. Инструкторы отвечали на каждый вопрос и объясняли иногда запутанные вещи в терминах непрофессионалов. Они держали бы нас в напряжении, но все же умудряются вдохновлять”, - размышляет Бакытов.
В конце концов Назар окончил школу лучше всех в классе и поступил на работу в ИТ-фирму за пределами Кыргызстана. “Мне это нравится. Я получаю задания, выполняю их, отправляю обратно — совсем как в Академии. Конечно, это немного сложнее, но зачем выбирать легкий маршрут?”
Стереотипы и социальные нормы часто мешают женщинам делать карьеру в сфере технологий, и они значительно недопредставлены в этой отрасли. В 2018 году KSSDA запустила инициативу "программист Айимдар “(переводится как” женщины-программисты"), чтобы привлечь больше женщин в отрасль и диверсифицировать кадровый резерв. Адина Мамадалиева и Фатима Тургунбаева прошли программу вместе с 38 другими молодыми женщинами.
В детстве Адина ничего не знала о карьере программиста. Однако после некоторых исследований и советов родителей она решила получить степень в области вычислительной техники. "Несмотря на то, что я был прямым студентом в средней школе, колледж встретил меня с трудностями, которых я не ожидал. В моем классе были в основном мальчики, и я почему-то всегда думала, что они лучше разбираются в компьютерах”, - вспоминает она. Она продолжала работать волонтером во время учебы в колледже, работала в международных организациях, занималась самообразованием-и все для того, чтобы найти свое призвание. “В конце концов я поняла, что хочу создать что-то ценное и полезное, решение социальных проблем”, - говорит Мамадалиева.
Фатима, с другой стороны, почти не входила в индустрию вообще. “Я думала, что только мужчины могут программировать и разрабатывать программы", - говорит она. Получив степень бакалавра в области управления туризмом, она посетила мероприятие, организованное академией. - Мой друг отвез меня туда. Я думал, что попал в другой мир. Никогда раньше я не знала, что в моем родном городе живут невероятные разработчики”, - вспоминает Фатима.
Они обладали базовыми знаниями в области кодирования и за 9 месяцев обучения в Бишкеке выучили HTML, CSS, JavaScript и многое другое. “Я ожидала жесткого обучения, но была удивлена тем, насколько дружелюбными, добрыми и профессиональными были все”, - размышляет Адина. Она делает очень важный вывод: системы среднего и высшего образования в Кыргызстане часто имеют тенденцию к вертикальному взаимодействию со студентами, что означает, что учителя и инструкторы рассматриваются как высшие, а не полезные.
Однако и Адина, и Фатима не могли полностью посвятить себя программе из-за наличия полной занятости. Адина не могла оставить свою работу и, кроме того, посещала курсы японского языка. “У меня были проблемы с управлением временем”, - говорит Адина. “Я бы пропустил несколько домашних заданий, что, вероятно, является причиной того, что я не нашел работу в ИТ-фирме сразу после завершения программы.- Тем не менее ее усилия увенчались успехом после того, как она прошла стажировку в японской компании Ondemandone Migration and Modernization company. Через 3 месяца она вернулась в Кыргызстан и была нанята в качестве менеджера отдела тестирования Pricer, японской дочерней фирмы в Бишкеке.
“Я спешил на занятия после окончания рабочего дня и чаще всего не понимал материала. Это вызвало стресс и беспокойство”, - рассказывает Фатима. "После некоторого раздумья я поговорил с родителями, которые были против моего зачисления в программу в первую очередь, но, к счастью, они поняли и поддержали меня. На следующий же день я уволился с работы.” С тех пор она работает фронт-энд-разработчиком. “Я многому научился. Я смогла применить все, что знала, к реальным проектам”, - говорит она.
Единственное, в чем она, Назар, Али и Адина сходятся, так это в том, что карьерный путь, который они выбрали, требует постоянного любопытства и совершенствования. “Чем больше я работаю, тем больше понимаю, как мало знаю. Сначала это был приятный шок. Это постоянно развивающаяся торговля", - говорит Фатима.
Как IT Academy вращалась среди вспышки COVID-19
С прорывом COVID-19 система образования Кыргызстана почти потерпела крах. Учителя и школьные менеджеры напрягали все свои ресурсы, чтобы продолжить учебный год в интернете. Родители детских садов должны были отправлять видео своих детей, читающих стихи через WhatsApp, в то время как студенты колледжа сдавали свои государственные экзамены с помощью Zoom.
Академия информационных технологий прилагает усилия, чтобы открыть свои курсы для как можно большего числа людей. Во время блокировки COVID-19 студенты и все желающие, рассматривающие возможность изучения новой профессии, могли посещать любые онлайн-занятия. Инфраструктура и пропускная способность были достаточно сильны, чтобы сдерживать давление. Это также давало возможность просвещать массы.
Директор KSSDA Ширин Муканбетова говорит, что Академия наконец-то может показать, насколько доступной может быть карьера в ней. “Мы увидели возможность обучать и говорить о том, как любая работа в области технологий и IT может быть выполнена в интернете”, - говорит она. Будучи главой Ассоциации, Ширин возглавила бесплатный курс, посвященный основам программирования. “Мы организовали групповой чат Telegram и набрали 700 участников", - говорит Ширин. "Многие люди потеряли свой доход, поэтому для нас было важно объяснить и предложить альтернативы."Из первоначальных 700 участников 200 вышли на финишную прямую. Довольно многие из них продолжали изучать определенный набор навыков.
Интернет-портал pivot также обратил внимание на вечную проблему: отсутствие качественного контента на кыргызском языке. “Мы обратились к выпускникам программиста Айимдара и попросили их разработать видеоконтент о разработке программного обеспечения и подобных профессиях”, - говорит Ширин. Без всякой рекламы их аккаунт достиг 700 подписчиков. "Только этот опыт вдохновил нас начать разработку целого ряда видеороликов на кыргызском языке.”
Спасибо за интересную статью!
Читала в одном дыхании.