{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

В чем сила социального предпринимательства

Меня часто спрашивают о том, кто такие социальные предприниматели? Есть два ответа на этот вопрос: один простой (правда ничего не объясняет), второй все объясняет, но потребует вашего внимания и немного времени.

Начнем с простого, формального. Социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества. И в воздухе разлилась тоска многострадальной российской «социалки». С ее униженными и оскорбленными, дешевыми сервисами и сердитыми заведующими.

Так кто такие социальные предприниматели на самом деле? В чем их сущность и уникальность компетенций? Что отличает их от обычных субъектов МСП? Давайте на секунду отойдем от отраслевой специфики и выделим корневой (метафизический, если угодно) тип деятельности социального предпринимателя.

На Западе часто вместо термина «социальный предприниматель» используют определение – Changemaker (человек создающий перемены). Это тот, кто созидает новое, чего еще не было в окружающей его реальности. Он способен не просто продуцировать идеи, но воплощать их в жизнь, в материальные конструкции места и времени, трансформировать человеческую жизнь вокруг. На входе — идея, на выходе — новая реальность. Он демиург нашего времени. Далеко не все персонажи из пантеона богов на это способны.

Речь идет не о линейном развитии, как многократном воспроизводстве одной и той же структуры в больших масштабах, но о качественном скачке. Когда из разрозненных элементов начинает выкристаллизовываться абсолютно новая сущность, с новым набором свойств и качеств. Мухаммед Юнус получил Нобелевскую премию ровно за это, создав новый банковский продукт – микро кредитование для бедных. И этот продукт позволил вырваться из нищеты миллионам людей во всем мире (только не путайте нищету с глупостью вроде кредита на свадьбу).

Случайность? Везение? Прозрение гения? Не думаю. Создание чего-то нового хоть часто и ассоциируется с взмахом волшебной палочки, в действительности имеет иную природу. Так какова же онтология волшебства?

Мне кажется, что в основе магии творцов перемен, с одной стороны, лежит самое тривиальное любопытство, а с другой – здоровый дилетантизм. Сверху можно еще нахлобучить повышенную социальную ответственность.

Гонимый жаждой познания, но не обремененный фокусом профессиональных шор, он своей любознательностью тычется во все закоулки. И иногда находит в них алмазы (хотя чаще мусор). У профессионалов бизнеса такого любопытства уже нет. Ими движут квартальные планы, бюджеты, метрики и падение иммунитета к рискам. Специалист не может создать новую сущность, ведь он действует по стандартам отрасли, в лучшем случае улучшает имеющиеся решения. Он не видит тех связей, которые видит дилетант. Под словом «видит» я понимаю не наличие «третьего» глаза, а вполне конкретные воспроизводимые навыки, которым можно научиться:

· поверхностные знания, можно иначе трактовать как широкий кругозор, что позволяет строить связи между разными отраслями, географиями и временем (быть легким на идеи);

· врожденное любопытство и отсутствие «наработанной годами репутации» нейтрализует страх ошибок при комбинировании ресурсов и методов (не бояться выглядеть дураком);

· не обремененный профессиональным сленгом, он легко и привлекательно доносит свою мысль до окружающих (быть легким на язык, а бизнес и есть коммуникация);

· когда окружающие видят, что даже дилетант до такого додумался, невольно возникает соблазн усилить эту авантюру своим профессиональным багажом, что проявляет еще одно важное качество – умение мотивировать и вести за собой.

Резюмирую. Социальный предприниматель – это любознательный дилетант, который способен навести мосты между несвязанными сущностями, связи превратить в идею, идею визуализировать в привлекательный образ для других и вдохновить этих других на действия. Дальше метафизика заканчивается, и начинают работать законы материального мира.

Чем больше людей проникается идеей, тем больше ресурсов они подтягивают с собой. Фантомная идея начинает обрастать плотью реальности. Чем больше ресурсов, тем больше людей. Чем больше людей, тем больше ресурсов. На определенном уровне к игре подключаются политики, жадные до скоплений того и другого. Политики привлекают институты (а это уже миллионы людей, что означает миллионы долларов) и вот уже все славное сообщество переводит паровоз на новый путь развития. Так происходит прогресс. Так изменяется мир. Но все всегда начинается с дилетантов способных увидеть и завлечь других новой идеей.

Социальный предприниматель достаточно часто терпит неудачи, но при этом он практически неуязвим. Почему? Потому что он обменивает обещание будущих благ на действия людей в настоящем. Его видение будущего неисчерпаемо и рано или поздно, хоть одно да сработает. В этом мире нет ничего сильнее хорошей идеи. Идея способна создать что-то из ничего и бесконечно подпитывать саму себя.

Традиционный предприниматель строит бизнес на имеющемся дефиците ресурсов, нужде, эксплуатируя старые проблемы. Он не создает новых сущностей, ведь они могут оказаться губительны для бизнеса. Вспомните старый анекдот про сына-врача, который быстро вылечил богатого пациента у отца-врача. Нет проблемы – нет дохода.

Да предприниматель тверже стоит на ногах в этом мире. Но уж если дилетант, обжегшийся сто тысяч раз, раскопал одну действительно стоящую идею и запустил ее в массы, то никому мало не покажется. Еще недавно вся автомобильная индустрия смеялась над дилетантом Илоном Маском (а он был чистый дилетант в автомобилестроении, новичок без опыта).

И раз уж мы заговорили об Илоне, то важно зафиксировать разницу, между ним и миллионами других носителей гениальных идей. Идею нужно не просто придумать, а суметь реализовать. Не только мотивировать людей, но правильно организовать их деятельность, разбив на сотни небольших организационных процессов. В противном случае носитель идеи остается лишь мечтателем в розовых очках. Слова мир не меняют, его меняют действия.

Поэтому действуйте, и да пребудет с вами сила идеи!

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда